назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [ 98 ] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112]


98

Прибыль/убыток, t/барраль

Рис. 10-7. Выигрыш /убыток экспортера, незащищенного от ценового риска в сравнении с хеджированной опционами пут «у денег» согласно концепции стратегий волатильности (долл. на баррель) - ср. с рис. 10-6

Как можно заметить, наличие факта, что производитель, не покрывающий свои риски на рынках производных, определяется как надпи-сант непокрытого опциона в сравнении с фирмой - конкурентом, прибегающей к ним, позволяет не только оценить перспективность включения в общий бизнес - процесс программы управления риском, но и создать новую концепцию для менеджмента риском. Причем - импортера или экспортера, не использующего опционы для покрытия риска. Так как позиция по рынку этой фирмы в сравнении с конкурентами, прибегающими к опционам для управления риском, описывается в терминах непокрытого надписанта опционов, то единственный способ добиться конкурентного преимущества в случае неблагоприятной ценовой динамики - применить технику покрытия риска продавца волатильности. То есть - продавать на падающем рынке и покупать на растущем.

Фактически получается так: фирма, игнорирующая хеджирование, должна «мысленно» принять для себя, что она имеет непокрытые оп-



Рис. 10-8. Фьючерсный рынок нефти марки «Брент» (/РЕ) за 13 лет, цены закрытия

ционы, отражающие ее положение относительно компаний, применяющих хеджирование. Если это экспортер, для которого опасность представляет снижение цен, то ему придется устранять риск непокрытых опционов пут. Импортер, не заинтересованный в росте внешних цен, столкнется с проблемой управления риском непокрытых опционов колл. Естественно, все это исключительно в сравнении с конкурентами, обеспечившими себе должную защиту. Каким образом будет устраняться этот риск, способный в конечном итоге привести к потере бизнеса, - через фьючерсный, форвардный или наличный рынок либо через свопы, - особенной роли не играет. Действия здесь полностью аналогичны тем, которые необходимо предпринимать торговцу волатильности, преследующему спекулятивные цели.

Очевидно, результат напрямую зависит от характера ценовых движений. На рынках, где цены в большей степени движутся в нисходящем направлении, хеджирующие свои поставки производители оказываются успешнее конкурентов. В то время как рынки, движущиеся в устойчивых ценовых диапазонах, не обеспечивают явного преимущества компаниям, активно покрывающим свои риски, если только они



не применяют изощренных методик. Ясно также, что не в каждый момент времени имеет смысл прибегать к хеджу и в определенных обстоятельствах предпочтительным оказывается вариант игнорирования ценового риска.

Таким образом, мы приходим к мысли о необходимости каким-то образом ранжировать ценовую шкалу, где для каждого ценового диапазона должны быть выработаны подходящие инструменты и методы управления риском. Наиболее простой путь - выполнить градуировку, основываясь на исторических данных. Хотя он кажется практичным, но от него сильно сквозит индивидуальностью аналитиков, выполняющих расчеты и делающих выводы. Может ли существовать какой-либо иной, механистический путь, построенный на других подходах? Об этом пойдет речь в следующем разделе.

1 О.4. «Производственные опционы» - новая концепция риск-менеджмента

Сейчас мы обсудим другую концепцию, которая может лечь в основу организации процесса управления риском бизнеса в реальном секторе экономики. Цель представляемой концепции - облегчить поиск оптимального хеджирующего портфеля, учитывающего расхождения в волатильности между рынком наличных товаров и производными инструментами, поэтому частично устраняющего базисный риск. Как станет ясно, представляемая идея позволяет косвенным образом частично нейтрализовать через инструменты финансовых рынков даже такие риски, которые считаются практически неустранимыми.

Ранее указывалось, что производитель на рыночном языке характеризуется как лицо, находящееся в длинной позиции по товару, который он производит. Фирма, использующая чью-либо продукцию, находится в короткой позиции по потребляемому товару. Новая концепция, предлагаемая здесь, основывается на том, что компании находятся не в наличной позиции, а постоянно воспроизводят соответствующие опционы, которые будем называть «производственными опционами» (production option).

Таким образом, производитель в терминах финансовых рынков постоянно воспроизводит опционы колл, чья цена исполнения на единицу вырабатываемой продукции соответствует ее себестоимости, включая все издержки, связанные с продажами, а также налоговые выплаты, необходимые отчисления во внутренние фонды и требуемый размер прибыли. Включение доходных статей обусловлено потребностью бизнеса в получении необходимой нормы прибыли, позволяющей оставаться в

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [ 98 ] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112]