назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [ 12 ] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90]


12

Процедуры выпуска новых акций Ценовая база

Новые акции могут быть предложены для продажи как по фиксированной цене, так и путем торга.

Предложение для продажи по фиксированной цене

В соответствии с этой схемой организация заранее устанавливает цену на акции. Инвесторы подают заявки на приобретение акций по установленной цене. Если цена привлекательна, лимит подписки на акции может быть превышен. Организация в этом случае сокращает суммы удовлетворяемых заявок по своему усмотрению.

Следствием превышения лимита подписки является то, что в момент выхода акций на вторичный рынок цена открытия будет выше цены эмиссии. В такой ситуации акции становятся привлекательными для вложения капитала. Вместе с тем, если цена открытия поднимается слишком высоко, это означает, что цена эмиссии была занижена. Если в качестве посредника-организатора выступает американский инвестиционный банк, он может потребовать от организации увеличения объема выпуска в соответствии с так называемой оговоркой «зеленого ботинка» (Green Shoe), включаемой в гарантийное соглашение. Эта оговорка носит такое название с тех пор, как она впервые была использована при выпуске акций компании Green Shoe Manufacturing Company. Смысл ее в том, что банк при превышении лимита подписки имеет право увеличить число акций на 15% без согласования с эмитентом.

Предложение

для продажи путем торга

В этом случае эмитент предлагает инвесторам объявить как число акций, которые они намерены приобрести, так и ту цену, которую они готовы заплатить за них. Эмитент при этом обычно оговаривает минимальную приемлемую цену.

После получения заявок эмитент устанавливает цену их удовлетворения и распространя-

ет акции среди тех, кто предложил эту или более высокую цену.

Посредники, организующие выпуск акций

Организацией выпуска акций компании обычно занимаются один или несколько членов той фондовой биржи, в листинг которой эти акции предполагается включить. Как правило, лид-менеджер - главный организатор и гарант выпуска - выполняет роль консультанта и представляет эмитента, используя свои связи на бирже.

Лид-менеджер назначает колид- и коменед-жеров и, таким образом, формирует синдикат андеррайтеров, который гарантирует размещение акций и формирование вторичного рынка. На схеме показана структура типичного гарантийного синдиката.

Эмитент

Колид-менеджер I

Лид-менеджер

Коменеджер

Коменеджер I

Коменеджер I

Колид-менеджер I

Коменеджер

Коменеджер I

Коменеджер

Коменеджер

Коменеджер I

Коменеджер I

Коменеджер

Коменеджер I

Коменеджер

; Гарантийный синдикат

Создание группы андеррайтеров является по существу одной из форм распределения риска, когда участники соглашаются купить определенное количество акций по цене эмиссии в случае недостаточного числа инвесторов. В качестве покрытия риска андеррайтеры получают гарантийную комиссию.

Эмитент при этом получает уверенность в том, что все акции выпуска будут размещены, и гарантию получения минимального капитала.

В случае успеха выпуска андеррайтеры не покупают акции. Если же выпуск оказывается особенно успешным, участники синдиката выкупают свою оговоренную долю акций.



Оценка портфеля заказов

Оценка портфеля заказов используется лид-менеджером или участниками гарантийного синдиката для определения правильной цены эмиссии. Цель состоит в том, чтобы установить такую цену эмиссии, которая не будет чрезмерно отличаться от цены акций в момент их выхода на вторичный рынок.

Для достижения этой цели лид-менеджер устраивает презентации эмиссии (называемые буквально «дорожными шоу») и проводит исследование потенциального спроса со стороны инвесторов при различных ценах на акции.

По результатам исследования строят кривую спроса, отражающую зависимость спроса от цены. На основании этой кривой и определяют цену эмиссии. Характерная кривая спроса показана ниже.

1000

200

0-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,

100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200

Цена акции, пенсы

Оценка портфеля заказов сводит к минимуму риск недостаточной подписки на акции, что всегда приветствуется участниками гарантийного синдиката. Чем точнее определена цена эмиссии, тем меньше вероятность того, что им придется покупать акции. Кроме того, с повышением цены эмиссии возрастает их вознаграждение.

Серые рынки

Серый рынок, или иначе рынок сделок с новыми ценными бумагами, обозначаемыми как «когда и если будут выпущены» (when issued- w/i), представляет собой неофициальный рынок, где инвесторы покупают и продают акции, которые фактически еще не выпущены. Серый рынок существует в течение периода между объявлением об эмиссии и реальным распределением выпущенных акций.

Расчеты по сделкам на сером рынке производятся после даты эмиссии, когда начинается торговля акциями на вторичном рынке. Подобные сделки являются рисковыми, поскольку заключаются устно, а эмитент не дает никаких гарантий относительно распределения акций. В случае превышения лимита подписки инвестор может получить меньшее количество акций, чем ожидал. Неосторожная продажа на сером рынке акций в большем объеме, чем реально получено впоследствии, может обойтись инвестору в круглую сумму.



Вторичные рынки

Как уже отмечалось, фондовые биржи, с одной стороны, обеспечивают существование первичных рынков, позволяющих организациям мобилизовать новый капитал. С другой стороны, на них происходит купля-продажа ценных бумаг, т.е. функционируют вторичные рынки. Без ликвидных вторичных рынков вряд ли первичные рынки были бы достаточно эффективными, если вообще существовали бы. Вторичные рынки необходимы инвесторам как место, где они могут легко и с уверенностью купить или продать ценные бумаги.

На вторичных рынках могут действовать системы торговли на основе котировок или приказов, которые были рассмотрены выше. Однако независимо от типа используемой системы торговли любой вторичный рынок должен характеризоваться:

• прозрачностью

которая предполагает свободный, легкий доступ к актуальной и точной информации о ценах и объемах совершаемых сделок, спросе и предложении и т.п.;

• ликвидностью

под которой понимается возможность легко покупать и продавать ценные бумаги с незначительным риском потери капитала. Чем меньше спред между ценами продавца и покупателя, тем выше конкуренция и более эффективен рынок;

• эффективностью

чем быстрее происходит выравнивание цен, тем более эффективно функционирует рынок.

Подчеркнем еще раз, что разные фондовые биржи используют различные системы торговли на вторичных рынках. Для лучшего понимания того, что там происходит, разберем «механику» вторичных рынков на примере трех крупнейших в мире фондовых бирж:

• Лондонской фондовой биржи

• Нью-Йоркской фондовой биржи

• Токийской фондовой биржи

Лондонская фондовая биржа

Для того чтобы представить масштабы роста рынков акций всего лишь за последнее десятилетие, полезно вспомнить, как LSE работала до так называемого «большого взрыва» 1986 года. По своим последствиям это событие, а именно реорганизация биржи, имеет определенное сходство с «большим взрывом», давшим начало нашей Вселенной. Реорганизация была проведена с целью усиления конкуренции на рынках акций и увеличения числа участников рынка. Реорганизация проходила следующим образом.

До «большого взрыва» в октябре 1986 года фондовая биржа предусматривала для своих участников две взаимоисключающие роли:

• фондового джоббера или джоббера;

• фондового брокера или брокера.

Член фондовой биржи мог быть либо тем, либо другим, совмещение ролей не допускалось. Джобберы стояли на своих постоянных местах в торговом зале, предлагая твердые цены покупки (bid) и продажи (offer) акций брокерам. (Термин «offer» используется в Великобритании, в США же говорят «ask». Отметим, что на экранах Reuters пользователь будет встречать термин «ask».) Джобберы могли иметь собственный портфель акций, однако им не разрешалось заключать сделки непосредственно с инвесторами. Инвесторы должны были

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [ 12 ] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90]