назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232]


8

2.1.2. Мы говорим, что индивидуум, пытающийся получить эти соответствующие максимумы, действует «рациональным» образом. Однако можно с уверенностью сказать, что в настоящее время не существует удовлетворительного рассмотрения вопросов рационального поведения. Может существовать, например, несколько путей достижения оптимальной позиции; они могут зависеть от осведомленности и понимания индивидуума, а также от имеющихся в его распоряжении способов действия. Анализ всех этих вопросов в качественных терминах не исчерпает их, поскольку из них, очевидно, вытекают количественные соотношения. Поэтому необходимо сформулировать их в количественных терминах так, чтобы принять во внимание все элементы качественного описания. Это исключительно трудная задача, и мы можем уверенно утверждать, что в обширной литературе по данному вопросу она не доведена до конца. Основная причина этого лежит, несомненно, в неудачных попытках развития и применения подходящих для этой модели математических методов; при этом выяснилось бы то, что задача максимизации, которая предполагается отвечающей понятию рациональности, отнюдь не формулируется недвусмысленным образом. Действительно, более детальный анализ (который будет проведен в пп. 4.3-4.5) показывает, что существенные соотношения гораздо более сложны, чем это отражено в общепринятом и «философском» использовании слова «рациональный».

Полезное предварительное качественное описание поведения индивидуума дается австрийской школой, в частности, при анализе экономики изолированного «Робинзона Крузо». Мы будем иметь также случай отметить некоторые рассуждения Бем-Баверка, касающиеся обмена между двумя или более лицами. Более позднее изложение теории выбора индивидуума в форме анализа кривых безразличия основывается на точно тех же или на малодостоверных фактах, но использует метод, который часто принято считать во многих отношениях более совершенным. По этому поводу мы отсылаем читателя к рассмотрениям в пп. 2.1.1 и 3.3.

Мы надеемся, однако, добиться реального понимания проблемы обмена, изучая ее с совершенно иной позиции, иначе говоря, с точки зрения «стратегической игры». Наш подход вскоре станет ясным, особенно после того, как некоторые идеи, развивавшиеся, скажем, Бем-Баверком, взгляды которого можно рассматривать только как прототип настоящей теории, получат правильную количественную формулировку.

2.2. Экономика «Робинзона Крузо» и экономика общественного обмена

2.2.1. Рассмотрим подробнее тот тип экономики, который описывается моделью «Робинзона Крузо». Она представляет собой экономику одного;изолированного индивидуума, илидже нечто, управляемое единой волей. Такая экономика имеет дело с определенными количествами предметов и рядом желаний, кбторые они должны удовлетворять. Задача состоит в получении максимального удовлетворения. В действительности она представляет собой - с учетом, в частности, сделанного нами выше предположения о численном характере полезности - обычную задачу максимизации. Ее трудность зависит, очевидно, от "числа переменных и от характера функции, подлежащей максимизации; однако эта трудность является более практической, нежели теоретической *). Если

2) Для дальнейшего не имеет значения выяснение полноты теории во всех ее аспектах. 1



абстрагироваться от непрерывного характера производства и от того факта, что потребление также является протяженным во времени (и часто направлено на потребительские товары длительного пользования), мы получим простейшую из возможных моделей. Считалось возможным использовать ее в качестве отправного пункта экономической теории; однако эта попытка, являвшаяся одной из наиболее характерных черт австрийской школы, часто оспаривалась. Основное возражение против использования этой весьма упрощенной модели изолированного индивидуума в теории экономики общественного обмена заключалось в том, что она не отражает индивидуума, подвергающегося многообразным общественным воздействиям. Поэтому она анализирует индивидуума, который мог бы вести себя совершенно по-иному, если бы он производил свои выборы в общественном мире, где он был бы подвержен факторам подражания, рекламы, обычаев и т. п. Эти факторы, несомненно, вносят большие изменения; но изменяют ли они формальные свойства процесса максимизации - вэтом следует усомниться. Но последнее в действительности никогда не утверждалось, и, поскольку мы рассматриваем эту проблему изолированно, мы можем вообще отбросить упомянутые выше социальные рассмотрения.

Мы не будем рассматривать также и некоторые другие отличия «Робинзона» от участника экономики общественного обмена. Одним из таких отличий является отсутствие денег как средства обмена в первом случае, когда имеется лишь некоторый всеобщий эквивалент, в качестве которого может выступать любой товар. В действительности мы преодолеваем эту трудность, вводя в п. 2.1.2 количественное и даже монетарное понятие полезности. Подчеркнем еще раз следующее обстоятельство. Нам важно то, что даже после всех этих решающих упрощений перед «Робинзоном» стоит формальная задача, совершенно отличная от той, с которой сталкивается участник социальной экономики.

2.2.2. Робинзону даются определенные физические данные (желания и блага), и его задача заключается в комбинировании и применении их таким образом, чтобы получить в итоге максимальное удовлетворение. Не может быть сомнений в том, что он контролирует абсолютно все переменные, от которых зависит результат - скажем, распределение ресурсов, определение вариантов использования одного и того же блага для различных желаний и т. п. *).

Таким образом, перед Робинзоном стоит обычная задача максимизации, трудности которой, как уже отмечалось, носят чисто технический, а не принципиальный характер.

2.2.3. Рассмотрим теперь участника экономики общественного обмена. Разумеется, его задача имеет много общих элементов с задачей максимизации. Но она содержит также некоторые, и притом весьма существенные, элементы совершенно иной природы. Он также пытается получить оптимальный результат. Однако для его достижения он должен войти в отношения обмена с другими. Если два лица (или большее их число) обмениваются товарами друг с другом, то результат для каждого из них будет зависеть, вообще говоря, не только от его собственных действий,

*) Иногда в дело вмешиваются и неконтролируемые факторы, скажем, в сельском хозяйстве - погода. Однако они представляют собой чисто стохастические явления. Следовательно, их можно исключить из рассмотрения посредством известных приемов теории вероятностей, т. е. путем определения вероятностей различных альтернатив и введения понятия математического ожидания. Ср. влияние такого подхода на понятие полезности, рассматриваемое в п. 3.3.



но также и от действий других. Таким образом, каждый участник пытается максимизировать некоторую, функцию (упоминавшийся выше «результат»), не все аргументы которой находятся под его контролем. Это, конечно, уже не задача максимизации, а своеобразная и приводящая в замешательство смесь нескольких конкурирующих задач максимизации. Каждый участник руководствуется своим собственным принципом, и ни один из них не устанавливает значений всех переменных, влияющих на его интересы.

Такого рода задачи никогда не рассматривались в классической математике. Подчеркнем, рискуя быть педантичными, что эта задача не является ни задачей на условный максимум, ни задачей вариационного исчисления, ни функционального анализа и т. д. Это проявляется с полной ясностью даже в самых элементарных ситуациях, например, когда каждая из переменных может принимать только конечное число значений.

Особенно ярким примером распространенного непонимания существа этой задачи псевдомаксимизации является выражение, согласно которому целью общественных усилий является получение «наибольших возможных благ для наибольшего возможного числа людей». Ведущий принцип не может формулироваться в виде требования одновременной максимизации двух или более функций.

Любой подобный принцип, если его понимать буквально, является внутренне противоречивым. (Одна функция, вообще говоря, не будет иметь максимума там, где его имеет другая). Это ничем не лучше, чем сказать, например, что фирма должна получить максимальные цены при максимальном обороте или же максимальный доход при минимальных издержках. Если подразумевается некоторый порядок важности этих принципов или некоторое их взвешенное среднее, то это следует оговаривать явным образом. Однако в ситуации участников социальной экономики не имеется в виду что-либо подобное, а достижение всех максимумов желается - разными участниками - одновременно.

Было бы заблуждением считать, что эту трудность легко устранить (подобно трудности в случае Робинзона, упомянутой в сноске на стр. 36) простым обращением к приемам теории вероятностей. Каждый участник может задать параметры, описывающие его собственные действий, но не те, которые описывают действия остальных. Тем не менее эти «чужие» переменные нельзя, с его точки зрения, описать путем статистических предположений. Это происходит потому, что другие участники руководствуются, так же как и он сам, рациональными принципами - как бы их ни понимать - и никакой способ подхода, не пытающийся вскрыть эти принципы и взаимодействия конфликтных интересов всех участников, не может считаться корректным.

Иногда некоторые из этих интересов могут быть более или менее параллельными. В этом случае мы подходим ближе к простой задаче максимизации. Но они равным образом могут быть и противоположными. Общая теория должна охватывать все эти возможности, все промежуточные стадии и любые их комбинации.

2.2.4. Разницу между положением Робинзона и участника экономики общественного обмена можно проиллюстрировать еще и следующим образом. Помимо тех переменных, которые управляются его волей, Робинзону известен ряд данных, которые задаются «намертво» в том смысле, что они составляют неизменное физическое описание ситуации. (Даже когда они являются очевидным образом переменными, ср. сноску на стр. 36, они в действительности управляются фиксированными статистическими

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232]