назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [ 39 ] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232]


39

окончательное значение этой величины будет

max min Ж (т4, т2) *).

Резюмируем:

(14:А:а) Оптимальным способом игры (стратегией) для первого игрока в минорантной игре Г4 является выбор .принадлежащего множеству А, где А - множество тех т1? для которых min Ж (т4, т2)

достигает своего максимального значения max min Ж (ti, т2).

Ti Т2

(14:A:b) Оптимальным способом игры (стратегией) для второго игрока является следующий. Если первый игрок выбрал определенное значение т4 2), то т2 должно быть выбрано из множества ВХхУ где В%1 - множество тех т2, для которых Ж (т4, т2) достигает своего минимального значения min Ж (%и т2) 3).

На основании этого мы можем утверждать следующее:

(14:А:с) Если оба игрока играют минорантную игру Г4 оптимальным образом, т. е. если xi принадлежит А и т2 принадлежит Вх±, то значение Ж (т1? т2) будет равно

vt = max min Ж (xi9 т2).

Истинность высказанного выше утверждения в математическом отношении устанавливается непосредственно, если вспомнить определения множеств А и ВХ1 и соответственно подставить их в утверждение. Мы оставляем это упражнение, которое является лишь классической операцией «подстановки определенного в определяемое», читателю. Кроме того, наше утверждение должно быть ясно и из общих соображений.

\ Все рассмотренное делает очевидным, что каждая партия игры Tt имеет определенное значение для каждого игрока. Этим значением для игрока 1 является упоминавшееся выше vt и, следовательно, -vt для игрока 2.

Еще более детальное представление о смысле v* можно получить следующим путем:

(14:A:d). Игрок 1 может, играя надлежащим образом, обеспечить себе выигрыш vt независимо от того, что делает игрок 2. Игрок 2, играя надлежащим образом, может обеспечить себе выигрыш - v4 независимо от того, что делает игрок 1.

*) Из тех же самых соображений, что и в предыдущей сноске, значение г4 может определяться неоднозначно, но величина min Ж (tl7 т2) будет одной и той же для всех

рассматриваемых т1? а именно однозначно определяемым максимальным значением

max min Ж (ti, т2).

Ti Т2

2) Второй информирован о значении г1т когда приступает к выбору это правило игры Ti. В этом случае из определения стратегии следует (см. п. 4.1.2 и конец п. 11.1.1), что для второго игрока должны быть предусмотрены выборы т2 для каждого значения t4, независимо от того, хорошо ли играет первый или нет, т. е. независимо от того, принадлежит ли выбранное значение Л.

3) Вообще, tt рассматривается как известный параметр, от которого зависит все, и в том числе множество В из которого должно быть выбрано т2.



(Доказательство. Первое устанавливается выбором произвольного Xi яз А. Второе устанавливается произвольным выбором т2 из BXl *). Мы снова оставляем детали читателю; они совсем тривиальны.)

Сказанное выше можно эквивалентно сформулировать так:

(14:А:е) Игрок 2, играя надлежащим образом, может добиться того, что выигрыш игрока 1 будет v4, т. е. воспрепятствовать ему выиграть > v4 независимо от действий игрока 1. Игрок 1, играя надлежащим образом, может добиться того, что выигрыш игрока 2 будет rg - v4, т. е. воспрепятствовать ему выиграть > -v4 независимо от действий игрока 2.

14.3.2. Мы провели обсуждение игры Г4 весьма детально, хотя «решение» здесь довольно очевидно. То есть вполне возможно, что кто-нибудь, внимательно посмотрев на ситуацию, легко придет к тем же самым выводам «нематематически», используя только общие соображения. Тем не менее, мы вынуждены были обсудить этот случай так подробно, потому что он является прототипом для ряда других, где ситуация будет гораздо менее доступна «нематематическому» взгляду. Кроме того, все существенные элементы сложности, так же как и основания для преодоления их, на самом деле присутствуют уже в этом простейшем случае. Рассматривая соответствующие положения этих элементов сложности, ясные в данном случае, можно будет отчетливо представить себе их в последующих, более сложных случаях. И только таким образом можно будет точно судить о том, чего можно достичь каждым конкретным способом.

14.3.3. Рассмотрим теперь мажорантную игру Г2.

Игра Г2 отличается от игры Г4 только тем, что в ней игроки 1 и 2 поменялись ролями. Теперь игрок 2 должен выбирать т2 первым, а затем игрок 1 выбирает т4, зная значение т2.

Но, говоря, что Г2 получается из Г4 переменой ролей игроков 1 и 2, следует помнить, что в этом процессе игроки сохраняют свои функции ffli хъ) и Ж2 (ti, т2), т. е. соответственно Ж (т4, т2) и - Ж (хи т2). Это значит, что игрок 1 желает максимизировать, а игрок 2 - минимизировать Ж (т4, т2).

Отдав себе в этом отчет, оставим практически дословное повторение рассуждения п. 14.3.1 читателю. Мы ограничимся повторением существенных определений в той форме, в которой, они применимык Г2.

(14:В:а) Оптимальным способом игры (стратегией) для игрока 2 в мажорантной игре Г2 является выбор т2, принадлежащего множеству В, где В -- множество тех т2, для которых шах Ж (т1? т2) дости-

гает своего минимального значения min max Ж (т4, т2).

Т2 Cl

(14:В:Ь) Оптимальным способом игры (стратегией) для игрока 1 является следующий: если игрок 2 выбрал определенное значение т2 2), то т4 должно быть выбрано из множества А%2, где АХ2 - множество тех ть для которых Ж (ть т2) достигает своего максимального значения max Ж (ть т2) 3). *i

г) Напомним, что т4 должно выбираться без знания значения т2, в то время как т2 выбирается после того, как известно т.

2) Первый информирован о значении т2, когда он приступает к выбору xt. Это правило игры Г2 (см. сноску 2 на стр. 128).

3) Вообще, т2 рассматривается как известный параметр, от которого зависит все, и в том числе множество ЛТ2, из которого должно быть выбрано т4.



На основе сказанного мы можем утверждать следующее:

(14:В:с) Если оба игрока 1 и 2 играют мажорантную игру Г2 оптимально, т. е. если т2 принадлежит В, а т4 принадлежит ЛТ2, то значение Ж (ть т2) будет равно

v2 = min max Ж (ть т2).

Из всего рассмотренного должно быть ясно, что каждая партия игры Г2 имеет определенное значение для каждого игрока. Этим значением является введенное выше v2 для игрока 1 и поэтому -v2 для игрока 2.

Чтобы подчеркнуть симметричность всей аргументации, мы повторим, сделав соответствующие изменения, те выводы, которыми заканчивается п. 14.3.1. Они полезны для того, чтобы дать более детальное представление о смысле v2.

(14:B:d) Игрок 1 может, играя надлежащим образом, обеспечить себе выигрыш v2 независимо от того, что делает игрок 2. Игрок 2 может, играя надлежащим образом, обеспечить себе выигрыш -v2 независимо от того, что делает игрок 1-

(Доказательство. Второе устанавливается выбором произвольного т2 из 5. Первое устанавливается произвольным выбором т4 из АХ2 г). Ср. с доказательством, приведенным раньше.)

Сказанное выше снова можно эквивалентно сформулировать так:

(14:В:е) Игрок 2 может, играя соответствующим образом, добиться того, чтобы выигрыш игрока 1 был v2, т. е. воспрепятствовать ему выиграть > v2 независимо от действий игрока 1. Игрок 1 может, действуя соответствующим образом, добиться того, чтобы выигрыш игрока 2 был :fg -v2, т. е. воспрепятствовать ему выиграть > -v2 независимо от действий игрока 2.

14.3.4. Обсуждения игр 1\ и Г2, проведенные соответственно в п. 14.3.1 и в п. 14.3.3, находятся в отношении симметрии, или двойственности друг к другу. Они получаются друг из друга, как отмечалось раньше (в начале п. 14.3.3), переменой ролей игроков 1 и 2.

Ни игра Г4, ни Г2 сами по себе не являются симметричными относительно такого изменения. Действительно, это лишь повторное утверждение того факта, что перемена ролей игроков 1 и 2 переводит игры Г4 и Г2 друг в друга и, таким образом, изменяет обе эти игры. Это находится в соответствии с тем, что различные утверждения, которые мы устанавливали в п. 14.3.1 и п. 14.3.3 относительно оптимальных стратегий соответственно в играх в Ti и Г2, т. е. (14:А:а), (14:А:Ь), (14:В:а), (14:В:Ь), не были симметричны относительно игроков 1 и 2. И снова мы видим, что перемена ролей игроков 1 и 2 меняет местами основные определения для игр Ti и Г2 и тем самым изменяет обе эти игры 2).

г) Напомним, что т2 должно быть выбрано без знания г4, в то время как т4 выбирается после того, как известно значение т2.

2) Отметим, что исходная игра Г будет симметричной относительно игроков 1 и 2, если мы допустим, что за каждым игроком сохраняется его функция Ж\ (т, т2), Ж2 т2) при изменении их ролей, т. е. индивидуальные действия игроков 1 и 2 имеют тот же самый характер, что и в Г.

Для более узкого понятия симметрии, когда функции <Ж± (ги т2), Ж\ (т, т2) считаются фиксированными, см. п. 14.6.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [ 39 ] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232]