многих случаях я мог не соглашаться с выводами этих специалистов относительно оценки особенно понравившихся им акций, иногда мне даже казалось, что нет надобности проводить соответствующее исследование. В одном или двух случаях я даже усомнился в тщательности проведенной ими работы. Но поскольку я не сомневался в остроте их финансового ума и представлял себе впечатляющий список успешно проведенных ими операций, то жадно ловил любые подробности, относящиеся к весьма привлекательным, на их взгляд, компаниям, если те входили в круг моих интересов.
Кроме того, поскольку они были квалифицированными специалистами по ценным бумагам, мне обычно удавалось достаточно быстро узнать их точку зрения по наиболее важным вопросам, и чтобы принять решение, стоит ли игра свеч, оставалось лишь сделать некоторые уточнения в исследовании интересовавшей меня компании. Что это за вопросы? В основном они включают оценку положения компании относительно обсуждавшихся нами пятнадцати пунктов, причем на предварительной стадии особый упор делается на два момента, а именно: имеет ли компания (или собирается создавать) производственные линии, способствующие достаточно высокому росту объема продаж? Не находятся ли эти продуктовые линии в таком сегменте рынка, где сравнительно легко начать новый бизнес и где с ростом отрасли «новички» смогут вытеснить прежних лидеров? Если характер бизнеса таков, что трудно предотвратить появление на рынке новых компаний-конкурентов, инвестиционная ценность такого роста может оказаться невысокой.
Что сказать об использовании менее способных или добившихся меньших успехов специалистов по инвестиционным ценным бумагам для получения первичной информации о компаниях? Я бы наверняка чаще к ним обращался, если бы не имел возможности обращаться к лучшим экспертам. Я всегда пытаюсь найти время, чтобы по крайней мере один раз выслушать любого специалиста по инвести-
циям - хотя бы ради того, чтобы пообщаться с приходящими в бизнес более энергичными молодыми людьми. Я хочу быть уверенным в том, что не пропустил кого-нибудь из них. Однако мне очень не хватает времени, и я ловлю себя на том, что если нахожу изъяны в суждениях финансиста или в представленных им фактических сведениях, то при исследовании представляемой им компании стремлюсь еще резче подчеркнуть выявленные слабости.
Можно ли найти первичные «наводки» на компании, которые стоит исследовать, в печатных материалах? Иногда на мои решения оказывали влияние отчеты, подготовленные брокерскими домами, имеющими репутацию самых надежных. Это были специальные отчеты, которые предназначались не для широкого пользования, а исключительно для узкого круга лиц. Однако в целом у меня складывается ощущение, что обычный брокерский бюллетень, доступный всем и каждому, не является надежным источником информации. Слишком велика опасность допущенных в нем неточностей. Что еще важнее, большинство из них просто повторяют то, что уже стало общим местом для финансистов. Иногда я получаю стоящие идеи из профессиональных финансовых периодических изданий (которые нахожу вполне полезными, но совершенно для других целей); но поскольку, как мне представляется, в них существуют внутренние ограничения на то, что можно публиковать, распространяющиеся и на многие крайне интересные мне вопросы, я не отношу их к ценным источникам получения информации о том, какие компании лучше всего исследовать.
Есть еще один ценный источник «наводок», им, возможно, сумеют с выгодой для себя воспользоваться другие инвесторы, более способные или лучше подготовленные технически, - я же в этом направлении не преуспел. Этот источник - крупные консалтинговые исследовательские лаборатории, такие как Arthur D. Little, Stanford Research Institute или Battelle. Я пришел к выводу, что сотрудники этих организаций очень хорошо разбираются именно в тех тенденциях
развития бизнеса и техники, из которых можно почерпнуть ценные первичные инвестиционные идеи. Но я столкнулся с тем, что возможности воспользоваться этим источником по большей части заблокированы тем, что эти специалисты не склонны обсуждать-вне круга «посвященных» (что достойно всяческих похвал) - большую часть известной им информации, поскольку это может нарушить конфиденциальность отношений с компаниями, с которыми они работают. Если кто-либо более умелый найдет способ, не причиняя вреда клиентским компаниям, разблокировать богатые залежи инвестиционной информации, которыми, как я подозреваю, обладают консалтинговые организации, ему удастся найти средства, позволяющие существенно улучшить мои методы работы на этом этапе поиска акций роста.
О первом шаге достаточно. Предположим, на основе многочасовой беседы - обычно с незаурядным специалистом в области инвестиций, иногда с топ-менеджером или исследователем - я пришел к выводу, что конкретно взятая компания может представлять интерес. Что я делаю после этого?
Есть три вещи, которые я подчеркнуто никогда не делаю. Я никогда на этой стадии не вступаю в контакт (по причинам, которые скоро станут ясны) с кем-либо из администрации компании. Я не просиживаю часами над годовыми отчетами прошлых лет и не выполняю подробнейших исследований малейших изменений, сравнивая балансы компании за многие годы. Я не расспрашиваю всех знакомых мне брокеров, что они думают по поводу акций этой компании. Однако я взгляну на баланс компании - с тем, чтобы определить финансовое положение и общий характер капитализации. Если есть проспект, выпущенный Комиссией по ценным бумагам и биржевой деятельности, я внимательно прочту разделы, показывающие распределение объема продаж по продуктовым линиям, по рынкам с различным характером конкуренции, распределение пакетов акций между должностными лицами корпорации или другими крупными держателями обыкновенных акций (эти