Японию и на промышленно развитые регионы Италии. Эта точка зрения противоречит идее преимущественно вертикального сотрудничества организации с покупателями, поставщиками и местными институтами, лежащей в основе теории «бриллианта», поскольку делает акцент на горизонтальном сотрудничестве с конкурентами. Однако горизортальное сотрудничество в успешно действующих японских и итальянских отраслях встречается редко (кэйретцу, например, не имеют прямых конкурентов).
Стратегия для малого бизнеса
Ирэн Дюхейм
Georgia State University
В предыдущих четырех главах стратегия рассмотрена с точки зрения крупных структур бизнеса, например давно действующих корпораций, а также входящих в них бизнес-единиц. Однако многие из этих структур начинали свою деятельность как небольшие предприятия. Всего 20 лет назад Home Depot имела всего одну точку розничной торговли. Технологический гигант Hewlett-Packard зарождался в гараже. Мощная корпорация Microsoft в середине 70-х годов также очень скромно начинала свой путь. Удается ли малому бизнесу вырасти до известных структур большого размера или нет, в любом случае они отличаются от своих более крупных конкурентов, что имеет важные последствия как для их стратегий, так и для менеджмента. Чтобы помочь менеджерам малого бизнеса добиться максимальных успехов, в этой главе освещены вопросы стратегического менеджмента и стратегические инструменты, в первую очередь подходящие для этой категории бизнес-структур.
Контекст, в котором действует малый бизнес
От малого бизнеса зависит вся мировая экономика. Только в США более 23 млн. компаний, каждая из которых насчитывает менее 500 сотрудников. Именно на эти компании приходится
большая часть занятости в американском частном секторе - 53% всех работников, если не считать сельское хозяйство, и именно здесь в первой половине 90-х годов появились практически все новые рабочие места. Здесь создается 51% валового национального продукта всего частного сектора. Малые предприятия вносят важный вклад и в разработку технологий и инноваций. В XX в. именно небольшие американские фирмы были пионерами в создании самолетов, оптических сканеров, персональных компьютеров, мягких линз для глаз, застежки «молния» и электронной коммерции в Интернете*.
Иногда благодаря инновациям и предпринимательству небольших новых компаний появились совершенно новые отрасли. В других случаях предпринимательские фирмы в значительной степени преобразовывают уже существующие отрасли. Прекрасный пример, как предпринимательская компания-новичок может очень сильно изменить традиционные границы между компаниями и отраслями, это деятельность Nike. В 70-х годах типичным производителем обуви для спортсменов была компания Converse All Stars; при этом у потребителей был очень ограниченный выбор: обувь черного или белого цвета. Она была либо очень дорогой, либо ширпотребовского уровня. Nike полностью изменила эту отрасль, сделав акцент на широком портфеле продукции и ее стиле, участии знаменитостей в маркетинговых кампаниях, а также благодаря своему решению передать заказы на производство почти всех видов обуви иностранным компаниям**. Однако проигнорировав последствия реакции в отрасли, ею же и вызванной, Nike сама оказалась под ударами новых рыночных сил.
Термин «малый бизнес» охватывает широкий спектр организаций, начиная от небольших видов малого бизнеса, имеющих совсем немного работников, подчиняющихся непосредственно владельцу, до структур с сотнями сотрудников и формально установленной структурой управления менеджерами своими подчиненными. В этой главе рассмотрены организации с численностью персонала, не превышающей 500 сотрудников, адаптируя
The Facts about Small Business, 1997. - Washington, DC: Small Business Administration Office of Advocacy, September 1997. Этот отчет выпускается периодически (отчет за сентябрь 1997 г. был последним на тот момент, когда эта книга готовилась к печати). Эти и другие материалы, представляющие интерес для малого бизнеса, доступны на веб-сайте: http: www.sba.gov.
L.J. Bourgeois III, I.M. Duhaime, and J.L. Stimpert. Strategic Management: Concepts for Managers. 2nd ed. - Fort Worth, TX: Dryden Press, 1999.