назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [ 177 ] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194]


177

Стратегические

преобразования:

разработка

контекстуального

подхода к их

осуществлению

Джулия Балоган

Cranfield University

Вероника Хоуп-Хейли

Cranfield University

Реализации новой стратегии не происходит, как включается свет - щелчком выключателя. Чтобы привести этот процесс в действие, сотрудник организации или команда лучших исполнителей должна управлять взаимосвязанными программами по разработке новой продукции; по изменению системы распределения, логистики, стимулирования продаж. Каждая из таких программ, в свою очередь, зависит от выполнения ряда проектов. Чтобы программы и обеспечивающие ее проекты были успешными, команда менеджеров должна разработать изменения, которые должны произойти в самой организации, и осуществить их. Отсюда следует: менеджеры должны понимать, как следует заниматься организационными переменами, чтобы успешно pea-



лизовать планируемые стратегии. В этой главе представлена модель реализации стратегии, в которой особо подчеркивается роль менеджеров как лиц, отвечающих за перемены и в самой организации, и за ее пределами.

После углубленного изучения возможных способов реализации стратегии следует перейти к фундаментальным условиям, определяющим сущность предлагаемых изменений. При этом надо помнить: «единственного наилучшего способа задания изменений и их осуществления» не существует. Ведущие ученые, консультанты и специалисты-практики, добивающиеся наиболее высоких результатов в работе, в настоящее время признают: чтобы реализация любой стратегии была успешной, она должна происходить с учетом своего контекста*. Например, IBM или Toyota реализовали свои стратегии и добились успеха, но в вашей организации их подходы могут вызвать организационные конфликты между иерархическими уровнями или подразделениями. А подход к реализации стратегии, принятый на вооружение динамичными небольшими компаниями, занимающимися программным обеспечением, может привести к тому, что много крупных структур бизнеса, связанных с выпуском потребительской продукции, окажутся в состоянии полного организационного хаоса. Простой «формулы изменений», позволяющей вам легко заниматься и проектированием стратегии, и управлением в ходе ее реализации, не существует.

Однако отсутствие общей формулы изменений и сложность преобразований, сопровождающая реализацию стратегий, часто побуждает менеджеров воспользоваться одним из предлагаемых «готовых» решений. Конечно, экспериментировать с «самыми последними моделями» для реализации стратегии, разработанной выдающимися учеными, исследователями или консультантами по вопросам менеджмента, соблазнительно. Создается впечатление, что модели, о которых постоянно говорится в деловой прессе, помогают лучше понять, как в организации происходят изменения. Более того, в предлагаемых «рецептах» очень сложные решения могут выглядеть более простыми и более управляемыми. Однако многие компании разочаровываются, когда пытаются применить у себя подходы, хорошо показавшие себя в других организационных контекстах.

Для более подробного обсуждения потребностей в изменениях, зависящих от контекста и модели, используемой в этой главе, - калейдоскопа изменений, см. J. Balogun and V Hope-Hailey. Exploring Strategic Change. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1999.



Мудрые менеджеры, обдумывающие, как реализовать собственные стратегии, должны с большой осторожностью подходить к рекомендациям, основанным на описании, как другие организации добились успеха, занимаясь этим же. Не надо искать «наилучшие» практические решения; целесообразнее заняться поиском «наилучших вопросов». Они (менеджеры) должны начать с анализа собственного организационного контекста, как внутреннего, так и внешнего. Только тогда они смогут определить наиболее подходящий для их организации процесс реализации стратегических перемен.

Люди, на которых возложена реализация стратегии, должны уметь обоснованно судить о контексте, в котором действует их организация, т.е. обладать специальной компетенцией. Лучше остерегаться экспертов, сводящих все сложности реализации к немногим или даже к одной формуле конкретных преобразований. Столь же важно, чтобы занимающиеся реализацией стратегии лидеры хорошо понимали, что у них у самих есть предпочтения и предвзятости, влияющие на процесс. У нас у всех на основе предыдущего опыта и того, что при работе одни подходы нам нравятся больше, чем другие, формируются какие-то допущения и убеждения, какие способы выполнения процессов лучше других. Однако эти убеждения и упущения могут предвзято влиять на решения: побудить менеджера, связанного с тем или иным аспектом реализации стратегии, выбрать неподходящие варианты изменений, фильтровать важные вопросы или выбирать неподходящие варианты их решения.

Понимание сущности контекста, в котором осуществляется реализация стратегических изменений: калейдоскоп изменений

Калейдоскоп изменений (рис. 17.1) позволяет занимающимся изменениями лицам (агентам изменений* или агентам, как будем их здесь называть), делать обоснованные суждения о контексте, в котором осуществляются эти изменения. Внешний круг калейдоскопа охватывает широкий организационный контекст, средний относится к более конкретным параметрам контекста, а внутренний показывает набор вариантов, которыми могут воспользоваться агенты, приступая к реализации изменений.

В этой главе использовано понятие «агент изменений». Таким агентом будем называть любого менеджера, которому поручено влиять на изменения или заниматься реализацией стратегии.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [ 177 ] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194]