назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [ 169 ] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194]


169

Пример 16.2

Описание компонентов системы PAS, представленной на рис. 16.1

1. Системы PAS на уровне организации

Подсистема сканирования внешней среды. Идентифицирование ключевых трендов и событий в компании в целом, а также в отраслевой внешней среде, влияющей на краткосрочные и/или долгосрочные показатели функционирования компании. Подсистема сканирования обеспечивает поступление внешней информации для более сфокусированной идентификации возможностей и угроз будущей деятельности. Эта информация предоставляет важные исходные составляющие, необходимые для подсистемы анализа стратегических аспектов.

Подсистема анализа стратегических аспектов. Процессы и виды деятельности, при помощи которых внутренние и внешние данные и стимулы трансформируются в более строго сформулированные аспекты, а затем анализируются на степень их влияния на показатели функционирования компании. Анализ стратегических аспектов создает основу для более сфокусированной идентификации стратегических альтернатив и может выступать катализатором стратегических изменений как радикального, так и постепенного типов.

Подсистема оценивания корпоративных ресурсов. Процесс сравнения физических, человеческих, финансовых и технологических ресурсов компании с аналогичными ресурсами соперников и с наилучшими существующими вариантами, о которых известно. Процесс выявления наилучших доступных вариантов и сравнение с ними называется эталонированием. Подсистема оценивания ресурсов предоставляет информацию о внутренних сильных и слабых сторонах и формирует основу для идентификации стратегических аспектов внутреннего характера.

Подсистема составления смет капитальных вложений и определения их окупаемости. Это подсистема видов деятельности, выявляющая и оценивающая возможности по финансовым инвестициям, направляемым на расширение предприятия и наращивание оборудования, реализацию крупных маркетинговых программ, анализ возможностей по поглощению других структур бизнеса и в другие проекты, где поступления, как ожидается, будут в течение нескольких лет увеличиваться.

Информационная подсистема. Системы, процессы и конкретные устройства для сбора, сортировки, хранения и передачи данных между частями и составляющими компании, важными для эффективного функционирования системы PAS. В одних случаях эти составляющие по своей сути физические объекты (компьютеры и телекоммуникационное оборудование), в других - документация письменного характера, в некоторых случаях - неформальный устный обмен информацией.

Подсистемы измерений, оценивания и вознаграждения3. Процессы и виды деятельности, участвующие в оценивании управленческих показателей. Основные характеристики этих подсистем: временной горизонт измерения (частота измерения и временной интервал между последовательными измерениями); критерии оценивания (ко-



личественные/качественные; основанные на бухгалтерских/рыночных принципах; стратегические/операционные); наличие/отсутствие механизмов стимулирования (бонусы в виде денежных средств/акций; долгосрочные/краткосрочные стимулы; оплата, пропорциональная результатам). Критерии оценивания могут также связываться с измерениями, используемыми в организации для суждения о показателях функционирования с точки зрения разных заинтересованных сторон, часто называемых критическими факторами успеха или индикаторами основных показателей.

2. Функциональная система PASP

Операционная подсистема. Процессы и виды деятельности, участвующие в приеме и обработке заказов на поставки, в сборе материала, составлении графика производства, производстве, складских операциях, управлении товарно-материальными запасами, транспортировке и доставке готовых товаров и услуг, получении счет-фактур, т.е. в повседневных операциях, осуществляемых в организации.

Подсистема управления спросом. Все виды деятельности и процессы, участвующие в понимании и удовлетворении потребительских запросов эффективно и производительно, насколько это возможно. Как правило, сюда входят рыночные исследования, кампании по продвижению продукции и ее реклама, продажи, упаковка и получение заказов. Это направление тесно связано с традиционной функцией маркетинга, но в данном случае проявляется более сильно.

Подсистема технологических разработок. Виды деятельности по исследованиям и разработкам новых видов продукции и инновациям процессов. К характеристикам этой подсистемы относятся рабочие отношения между сотрудниками отдела исследований и разработок и других отделов; своевременность выполнения технологических видов деятельности (чтобы успеть осуществить их до наступления предельных сроков); оснащенность лабораторий и других подразделений; квалификация и опыт технических сотрудников и ученых9.

Подсистема развития человеческих ресурсов Этой подсистеме следует уделить особое внимание, поскольку в настоящее время мобильность большей части персонала очень высока. К составляющим этой подсистемы относятся знания сотрудников, инвестиции в наращивание профессиональных знаний, системы и процессы для улучшения репутации компании как работодателя; найма, подготовки и продвижения сотрудников; программы мотивации сотрудников; программы карьерного продвижения и консультирования, планирование последовательности действий, услуги по трудоустройству уволенных сотрудников.

а Для изучения работы систем оценивания и вознаграждения на практическом уровне и их влияния на стратегию компании см.: N. Rajagopalan. Strategic Orientations, Incentive Plan Adoptions and Firm Performanca: Evidence from Electric Utility Firms. - Strategic Management Journal, November 1997,761-785. 6 Эти и смежные с ними процессы подробно обсуждаются а кн.: A. Miller and G.G. Dess. Internal Analysis Strategic Management. 2nd ed. Chap. 3. " См.: M.E. Porter. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - New York: Free Press, 1985 (рассмотрена роль технологии в конкурентном позиционировании и реализации стратегии).



Участие отдельных единиц бизнеса

Виды деятельности и связи

Корпоративная штаб-квартира

Речь о перспективах-бизнеса

Оценивание показателей функционирования

Портфель возможностей

Сканирован! внешней среды

Решения по

сметам капитальных вложениi

Поглощение структур бизнеса и изъятие капиталовло-жений

Бизнес-единт (несколько в портфеле)

Вознаграждение и обратная связь

Сканирование внешней среды

Стратегические аспекты и альтернативы

Бюджеты бизнес-единиц

Инвестиционные варианты

Операционные подразделения (маркетинговое, операций, человеческих ресурсов и т.д.)

Сканирование

внешней

среды

Оценивание ресурсов

Анализ операций

Распределение бюджетных средств по

подразделениям

Январь

Источник: составлено на основе работы J. Dermer, Management Planning and Control Systems (Homewood, IL: Irwin, 1977).

Рис. 16.2. Диаграмма A-I-T-L:

вид деятельности-вовлеченность-время-связи.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [ 169 ] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194]