назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [ 168 ] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194]


168

по всему миру6. Из-за сложностей в прогнозировании изменений в технической и политической сферах для всех своих лекарственных средств, химических веществ и сельскохозяйственных продуктов C-G должна по-прежнему оперативно заниматься некоторыми аспектами своего бизнеса. В то же самое время корпорация может предоставить существенную локальную автономию менеджерам, действующим во многих разных структурах.

Среди проблем, с которыми компания сталкивается при проектировании систем PAS, отметим коммуникации в условиях многих языков и различных культур.

Стимулом для крупных недавних изменений в системах PAS стала экологическая катастрофа на предприятии соперников в Европе, случившаяся осенью 1986 г. Когда во время пожара на химическом предприятии в Рейн попало множество токсических веществ, общество отреагировало негативно. Это побудило руководство C-G провести фундаментальную переоценку всех допущений, лежащих в основе ее операций. Разветвленную систему контроля, использовавшуюся в прошлом, заменили информационной системой, обеспечивающей большую степень гибкости на уровне отдельных подразделений. Новые процедуры сократили цикл принятия решений, и подразделения центрального обслуживания (CSU - central service units) стали в полной мере конкурировать за внутренние заказы с внешними поставщиками. Чтобы предоставить больше возможностей молодым сотрудникам, внедрена обязательная практика ухода на пенсию всех лиц в возрасте 60 лет. Чтобы адаптироваться к изменениям в Европейском Сообществе, C-G реструктуризировала свои операции в конкретных географических регионах, где ожидается, что конкурентные характеристики будут схожими.

а Составлено по материалам: General Electric (1984), #9-385-315 and GE - Preparing for the 1990s (1990), #9-390-091. - Boston: HBS Pub.; M. Dickson. All for One & One for All. - Financial Times, September 3, 1992; N. Tichy and R. Charan. Speed, Simplicity and Self-Confidence. - Harvard Business Review, September-October 1989,112-121; GE Capital: Jack Welchs Secret Weapon. - Fortune, November 10, 1997, 116-120.

6 Составлено по материалам: Ciba-Geigy (A), #184-185. - HBS Pub. Div.; C. Kennedy. Changing the Company Culture at Ciba-Geigy. - Long Range Planning, 1993, 26: 18-27.

ные средства, вроде отчетов, компьютерных программ или наставлений по руководству. Некоторые из компонентов систем PAS описаны в следующем параграфе.

Системы интегрирования стратегических процессов

PAS - это организационные и функциональные системы, прямо или косвенно влияющие на разработку, реализацию и оценива-



ние стратегических решений, а также общие стратегии компании. К стратегическим относятся решения, от которых зависят общие показатели функционирования компании. Эти решения в значительной степени определяют распределение ресурсов. Общая стратегия компании отражается в выборе видов бизнеса, которыми она занимается (корпоративная стратегия), конкурентного позиционирования на обслуживаемых рынках продукции (стратегия на уровне видов бизнеса) и распределении ресурсов между основными функциональными областями, обеспечивающими конкурентное позиционирование (стратегия на функциональном уровне). В общем, системы PAS можно разделить на два типа:

1. Системы на уровне организации, охватывающие функциональные зоны, включая стратегические бизнес-единицы и другие подразделения организации. Системы этого уровня имеют подсистемы: сканирования внешней среды, анализа стратегических аспектов, оценивания капитальных ресурсов, составления смет капитальных вложений и определения их окупаемости, информационную, измерений, оценок и вознаграждения.

2. Функциональные системы PAS, привязанные к отдельным функциям и/или подразделениям организации, состоят из ряда подсистем: операционной, технологических разработок, развития человеческих ресурсов и управления спросом.

Общая схема компонентов, входящих в систему PAS, представлена на рис. 16.1. Более подробно эти компоненты описаны в примере 16.2.

Чтобы создать основу для систем PAS в конкретной организации, необходимо поручить виды деятельности конкретным сотрудникам или их группам и распределить эти виды во времени. Обычный способ представления подобных отношений - диаграмма A-I-T-L (вид деятельности - вовлеченность - время - связи; activity - involvement - timing - linkages), показанная на рис. 16.2*.

Взаимосвязанные подсистемы состоят из множества компонентов; поэтому краткое описание элементов диаграммы A-I-T-L поможет последующему обсуждению.

* См.: J. Dermer. Management Planning and Control Systems. - Homewood, IL: Irwin, 1977; A.P. de Geus. Planning as Learning. - Harvard Business Review, March/April, 1988: 70-74.



Уровень корпорации или стратегической бизнес-единицы

Подсистема сканирования внешней среды

Подсистема анализа стратегических аспектов

Подсистема оценивания капитальных ресурсов

Подсистема составления смет капитальных вложений и определения их окупаемости

Информационная подсистема

Подсистемы измерений, оценивания и вознаграждения

Опережающая и обратная связи

Операционный или функциональный уровень

Операционная подсистема

Подсистема технологических разработок

Подсистема развития человеческих ресурсов

Подсистема управления спросом

Рис. 16.1. Система планирования и администрирования: общий вид.

Основные определения, относящиеся к системам PAS

Виды деятельности. Различные задачи и процедуры, выполняемые в ходе анализа, координации и создания систем PAS; могут исполняться различными сотрудниками или их группами как в самой организации, так и консультантами, нанятыми для достижения конкретных целей. Примеры таких видов деятельности: сканирование внешней среды, моделирование процесса, состав-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [ 168 ] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194]