назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [ 141 ] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194]


141

не не всегда возможно в одно и то же время заниматься модернизацией старых товарных серий, выходом на новые рынки, изменением системы калькуляции затрат и строительством нового производственного завода.

Тест 4. Будут ли прогнозируемые финансовые результаты достигнуты с приемлемым уровнем риска?

Все стратегические альтернативы в конечном счете должны пройти тестирование на степень своей финансовой привлекательности. Исходные компоненты для этого теста - обоснованные допущения о будущих поступлениях, издержках и инвестиционных требованиях по каждой альтернативе. В основе этих параметров - убедительное свидетельство об устойчивом конкурентном преимуществе. Какой мерой следует пользоваться для оценивания финансовых достоинств предлагаемых стратегий? Появляется все больше свидетельств, что часто применяемых показателей - доходов от продаж, роста доходов или заработанных денег - явно недостаточно, поскольку в них игнорируются риск и временные характеристики.

Более надежным показателем оценивания стратегических альтернатив можно считать их способность обеспечивать более высокую акционерную стоимость. Основное допущение, положенное в основу этого подхода, гласит: рыночная стоимость акций зависит от ожиданий инвесторов, от способности каждого вида бизнеса в компании генерировать деньги, т.е. инвесторы с готовностью будут вкладывать свои средства в компанию, если уверены, что менеджеры смогут получить более высокие доходы на эти средства, чем они (инвесторы) могли бы сделать это сами, при равном уровне риска. Именно минимально ожидаемые поступления и определяют стоимость капитала для компании.

Эти идеи вполне приложимы и к оцениванию стратегии, поскольку любая стратегия, нуждающаяся в новых инвестициях, будет оправдана, если только обещаемые поступления окажутся выше стоимости капитала. Чтобы учесть разницу во времени и степень рискованности финансовых выгод и начальных издержек, общая ценность стратегии оценивается с учетом дисконтирования всех потоков денежных средств, которые к ней относятся. Коэффициент дисконтирования - это стоимость капитала с учетом рискованности стратегической альтернативы по сравнению с другими вариантами инвестиций, которые компания может осуществить. Если существуют несколько вариантов стра-



тегии, наилучшим будет вариант, обеспечивающий наибольшую ценность. Более подробно этот метод оценивания рассмотрен в примере 13.2.

Пример 13.2

Оценивание стратегий

Имеется тесная связь между методами оценивания стратегий, применяемых для определения акционерной стоимости, и хорошо знакомыми многим читателям методами дисконтированных потоков денежных средств (DCF - discounted cash flow), широко используемыми для оценивания проектов, связанных с капитальными инвестициями, например наращиванием мощности предприятия. Метод DCF для сопоставления бизнес-стратегий должен применяться только в том случае, когда бизнес-единицы будут иметь собственные отчеты о прибылях и убытках и балансовые отчеты. После этого появляются все необходимые данные для оценивания годовых операционных потоков денежных средств - исходных составляющих для рассматриваемых здесь методов. Эти потоки отражают влияние анализируемой стратегии на показатели продаж, прибыли, оборотного капитала и инвестиций в постоянный капитал в рамках сценария с определенными внешними условиями.

Общая акционерная стоимость, которую бизнес ожидает получить в результате стратегии, имеет следующие три составляющие:

1. Приведенная стоимость потоков денежных средств за планируемый период, который может составлять от трех до пяти лет и зависит от отрасли. Ставка дисконтирования, используемая для приведения будущих потоков денежных средств к текущей величине, зависит от стоимости капитала для родительской структуры и от рискованности предлагаемой стратегии. Резкий отход от текущего направления сразу же отражается в виде высокой величины надбавки, учитывающей риск; при продолжении текущей стратегии в ситуации с небольшой степенью динамичности этот коэффициент будет низким.

2. К вычисленной приведенной стоимости добавляется «остаточная» ценность - приведенная стоимость потоков денежных средств, которые будут получены после завершения периода планирования. Фактически это означает, что бизнес стоит в конце этого периода. Для многих стратегий, особенно требующих значительных начальных инвестиций, это составляющая может быть наиболее крупной.

3. Из указанных двух приведенных стоимостей вычитается рыночная стоимость долговых обязательств бизнеса.

Результат этих вычислений - оценка общей акционерной стоимости, равная также первоначальной акционерной стоимости плюс стоимости, созданной при реализации предложенной стратегии. Первоначальная стоимость - это то, что бизнес стоит на сегодняшний день без учета ценности, создаваемой анализируемыми инвестициями.



Потоки денежных средств имеют то преимущество, что на них не влияет негативно бухгалтерский учет. Покажем такое влияние на примере. Предположим, бизнес занимает устойчивую рыночную позицию за счет разрешения своим заказчикам платить через все более длительные промежутки времени. Хотя в этом случае бухгалтерская прибыль существует, у бизнеса может не оказаться достаточных входящих потоков денежных средств для оплаты растущего оборотного капитала или по другим статьям расходов. Быстрый рост продаж может превратить бизнес в активного потребителя денежных средств. Так, одному дистрибьютору медицинских лазеров пришлось через год объявить себя банкротом, когда объем его продаж утроился. Хотя объявляемые в отчетах доходы были высокими, дебиторская задолженность росла еще быстрее. Компания обнаружила дефицит денежных средств потому, что требовался резкий рост оборотного капитала. В результате пришлось списывать большую часть денежных поступлений следующего года. Это драматическое «испарение» акционерной стоимости, но любой бизнес, которому постоянно требуется больше денег, чем он генерирует, «съедает» свою акционерную стоимость.

Поскольку оценки стоимости сильно зависят от степени точности допущений, касающихся денежных поступлений, рыночной доли, издержек и временных характеристик, бизнес ведет себя неразумно, если при принятии стратегических решений в качестве решающего аргумента воспользуется этими результатами. Эти методы лучше использовать в качестве основы для анализа чувствительности ключевых допущений: насколько сильно цены, рыночная доля, временные характеристики, издержки и другие подобные параметры должны измениться, чтобы стратегия перестала быть привлекательной? Сможет ли рассматриваемый сценарий быть обоснованным, зависит от конкурентной ситуации, перспектив сохранения преимущества и способности бизнеса реализовывать стратегию. Такой подход меняет акцент и возвращает нас к истокам - к пониманию основ, создающих акционерную ценность.

В какой степени риски приемлемы?

Общий уровень риска отражает уязвимость основных результатов, если базовые допущения заданы неправильно или если основные задачи не решены. Например, агрессивная стратегия строительства, требующая все более интенсивных инвестиций, повышает и точку безубыточности. Это делает стратегическую альтернативу чувствительной к нехватке денежных поступлений

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [ 141 ] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194]