назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [ 79 ] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176]


79

статистических показателей, на основании которых принимается или отвергается нулевая гипотеза.

Прежде чем продолжить объяснение, рассмотрим два очень важных типа ошибок, встречающихся при проверке гипотез.

Ошибки I и II попа

В процессе проверки гипотезы существует вероятность того, что нулевая гипотеза будет отвергнута, когда в действительности она должна быть принята. Это называется ошибкой I рода. Вероятность допущения ошибки I рода - это уровень значимости. Таким образом, когда мы выбираем 5%-ный уровень значимости для проверки, одновременно мы допускаем, что в 5% случаев мы отвергнем нулевую гипотезу тогда, когда фактически нам следовало бы принять ее.

Второй вид ошибок имеет место при принятии нулевой гипотезы в то время, как в действительности она должна быть отвергнута. Такая ошибка называется ошибкой II рода.

Для более четкого объяснения связи между ошибкой I рода и ошибкой II рода рассмотрим аналогию, относящуюся к судебной системе присяжных заседателей и отображенную графически на рис. 5.5.

Действительность

#о верна Обвиняемый невиновен

#о ложна Обвиняемый виновен

#о принята Обвиняемый освобожден

Ошибка II рода

#о отвергнута Обвиняемый наказан

Ошибка I рода

Рис. 5.5

Обвиняемый может быть либо невиновен, либо виновен, следовательно, присяжные могут принять решение о его виновности или невиновности. По сути присяжные проверяют нулевую гипотезу о невиновности обвиняемого. Если присяжные считают, что обвиняемый виновен, когда он в действительности является таковым, то было принято верное решение и никакой ошибки не произошло. Аналогично если присяжные считают



обвиняемого невиновным, когда это в действительности так, то и в этом случае было принято правильное решение. Но если обвиняемый невиновен, а присяжные принимают решение о его виновности, т.е. отвергают нулевую гипотезу, когда фактически она верна - это основная ошибка - ошибка I рода. Этой ошибки стараются избегать прежде всего, поэтому уровень значимости проверки устанавливается с целью уменьшения вероятности совершения этой ошибки (обычно 5 или 1%).

Установив уровень значимости, мы не измеряем степень риска, связанного с совершением ошибки II рода (признание виновного человека невиновным).

Проверка гипотезы о величине генеральной среанеи

Двусторонняя проверка оля среинеп

Если просто нужно проверить, равна ли генеральная средняя выборочной средней, гипотеза формулируется следующим образом:

Я0: ц =цо, (5.19)

и затем стандартизованный критерий используется в следующей процедуре для проверки этой гипотезы:

1) определить уровень значимости для проверки, который обычно равен 10, 5 или 1%, т.е. каждая из граничных областей под кривой распределения будет равна соответственно 5, 2,5 и 0,5%;

2) подставить значение цо в нулевую гипотезу;

3) установить соответствующее критическое значение z (или г в случае проверки по малой выборке) исходя из таблиц, отражающих процентные величины для граничных областей в соответствии с выбранным уровнем значимости;

4) применить следующее правило принятия решения:

Принять Н0, если - z £ ~Ц° £ z, (5.20)

yjs2 In

В противном случае отвергнуть Hq.

Для лучшего представления этой процедуры вспомним, что для нормально распределенной переменной 95% всех значений наблю-



дений будет находиться в интервале не более, чем плюс/минус 1,96 среднего квадратического отклонения от средней. Аналогично если X статистически эквивалентно цо, с 95%-ной уверенностью стандартизованный критерий проверки будет лежать в интервале не более, чем плюс/минус 1,96 стандартной ошибки от нулевого значения. Число 1,96 является критическим значением для статистической проверки гипотезы с 5%-ным уровнем значимости. Если критерий проверки имеет значение большее, чем + 1,96, или меньшее, чем -1,96, это служит доказательством того, что для 5%-ного уровня значимости X - это не то же самое, что цо.

Для иллюстрации рассмотрим проверку того, будет ли средняя месячная доходность в 2,4%, полученная управляющим портфелем ценных бумаг, статистически значимо отличаться от среднего уровня в промышленности, составляющего 2,3%. В первую очередь определим критическое значение для критерия проверки в соответствии с заданным уровнем значимости. Для двусторонней проверки это плюс/минус 1,64, 1,96 и 2,58 для случая нормального распределения. Располагая значением X в 2,4%, а цо - 2,3%, при 36 наблюдениях со средним квадра-тическим отклонением 1,7%, получим значение z, равное 0,3529:

24-23 ,Ч 71 = 0,3529. 1,7/V36

Если размер выборки более 30, можно допустить нормальное распределение.

Так как 0,3529 находится между всеми приведенными критическими положительными и отрицательными значениями, можно заключить, что X = 2,4% статистически незначимо отличается от НО = 2,3%; таким образом, разница в 0,1% - чистая случайность.

Классическая односторонняя проверка Правосторонняя проверка

Если необходимо проверить, больше ли генеральная средняя ц заданной величины цо, следует выполнить проверку с помощью одностороннего критерия, так как нас интересует только одно - больше ли генеральная средняя определенного заданного значения. Формулируем нулевую гипотезу о том, что ц равна цо,

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [ 79 ] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176]