назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213]


50

2 В Е Shultz, Ihe Securities Market (New York- Harper & Row, 1946), p. 9.

4btd, p 17

порации не печатали финансовых отчетов; они не собирались это делать. Они счи гали, чт о эта информация касалась исключительно их самих. Безусловно, они не собирались предоставлять подобную информацию кому-либо, включая биржу.

Классический пример такого отношения корпораций, которое господствовало вскоре после окончания гражданской войны, по отношению к предоставлению информации о делах корпорации приводится Шульцем2. В 1866 г. железнодорожная компания послала на Нью-Йоркскую фондовую биржу в ответ на запрос о предоставлении отчета о делах компании письмо следующего содержания:

•<Delawaie Lackawanna & Western R R.Co» не дает и не публикует отчетов, и не делала ничего подобного в течение последних пяти лет.

А.К.Оделл, казначей

Перед 191)0 г биржа добилась небольшого успеха, заручившись договоренностью с компаниями о предоставлении ежегодных отчетов об их положении. Однако примерно в т о же самое время на биржу стали поступать заявления, которые показывали очевидность для некоторых корпораций составления ежегодных отчетов о положении дел и отмечали, что Комитет По котировочному листу акций < осторожно пытается заставить промышленные компании согласиться публиковать ежегодные отчеты и включить в них балансовый отчет н отчет о прибылях и убытках»3. Коммунальные и железнодорожные компании очень неохотно принимали подобные требования. Действительно, ни один случай включения акций железнодорожных и коммунальных компаний в курсовой бюллетень в 1900-1910 гг. не сопровождался предоставлением ежегодных отчетов или хотя бы какими-либо отчетами.

Вплоть до 1910 г. на бирже существовал отдел не включенных в котировочные списо 1с ценных бумаг, где осуществлялась торговля акциями большинства промышленных компаний. Этот отдел не требовал включения акций в котировочный список; следовательно, трудно было ожидать каких-либо отчетов. Этот отдел был упразднен 1 апреля 1910 г., и большинство компаний из этой юпегории обратилось за полным включением своих акций в котировочный список. После ]с> 10 г. биржей был достигнут некоторый прогресс в вопросах обеспечения согласия компаний предоставлять отчеты о финансовом положении, создавать конторы по трансфертам и регистрации акций в Нью-Йорке, не спекулировать ценными бумагами компании, информировать биржу об эмиссиях, правах акционеров на покупку акций других эмиссии на лыотных условиях и подписке на них и не ликвидировать свое участие в акциях дочерних компаний без предупреждения. Эти договоренности вовсе не были всеобщими; железнодорожные компании проявляли особенную медлительность при принятии мер по защите инвесторов.

1С 1928 г. отношение корпораций к гласности их финансовых дел значительно изменилось по сравнению с более ранними годами. Поэтому биржа приняла решение проводить новую политику гласности в делах корпораций.



Она настаивала, чтобы все ежегодные финансовые отчеты выполнялись на основе ревизий, проведенных независимыми, имеющими соответствующий сертификат аудиторами. Биржа не могла заставить компании, акции которых котировались на бирже, делать это, однако она мсгла убедить их поступать именно Так. Проводившаяся в течение пятилетнего периода политика была в целом успешной и знаменовала важный шаг вперед в области норм включения акций в котировочный список. К 1931 г. 83% вегх компаний, акции которых котировались на бирже, одобрили эту политик). Однако отдельные ком -пании противостояли ей.

В апреле 1932 г. биржа сделала обязательным свое решение 1928 г. о независимом аудите для всех новых компаний, которые годавали заявки на включение их акций в курсовой бюллетень. При этом были определенные исключения. Под эти исключения подпадали железнодороя ные компании, поскольку у них уже действовала система единообразных бух]алтерских отчетов, предписанная Комитетом по межштатному транспорту и торговле. Не было необходимости с практической точки зрения настаивать в определенных случаях на подобной процедуре; например, для подачи заявки правительством при включении в котировочный список одной из своих эмиссий облигаций или для компаний, акции которых уже находились в нем.

В 1933 г. было проведено важное испытание норм включения акций в коти -ровочный список биржи. Биржа решила провести проверку одной крупной промышленной корпорации, которая относилась особенно враждебно к решению 1928 г. о предоставлении полных финансовых отчетов о состоянии дел. В то время эта корпорация представляла болып /ю финансовую гайну для широкой общественности. Она публиковала баланс и отчет о прибылях и убытках, однако они не удовлетворяли ни биржу, ни инвесторов. Компания выражала резкое несогласие по поводу любых предложений предоставить полную информацию о своих делах. Ее позиция была выражена в письме руководству биржи следующими словами: «Руководителибиржи не несут никакой ответственности перед акционерами компании по вопросам информации, которая должна быть опубликована относительно ее дел, и не имеют права определять, в чем в этой связи заключаются главные интересы акционеров»4.

Однако биржа также твердо отстаивала свою позицию. Она отказалась принять аргумент, что раскрытие всей информации означает нанесение ущерба компании или ее акционерам или что это могло бы означать раскрытие коммерческих секретов конкурирующим компаниям в стране или за границей. В окончательном открытом заявлении компания удовлетворила требования биржи, и ее акции остались в котировочном списке. В настоящее время эта корпорация является образцом предоставления информации о своих делах. Созданная через несколько месяцев Комиссия по ценным бумагам и биржам ввела обязательное предоставление заверенных независимыми лицами отчетов о финансовом положении для всех компаний, зарегистрированных на национальных фондовых биржах. Государственное учреждение - Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) - совершила «за ночь» то, к чему биржа -- частное учреждение - стремилась в течение многих лет.

4 New York Stock Exchange, Supplement to the Special Report of the Committee on Slock List, April 26,

1933



Другая важная норма включения акций в котировочный список биржи касается права голоса по акции. С 1926 г. биржа отказалась давать котировку обыкновенных акций, которые не дают права голоса. В течение 20-х годов определенной тенденцией в финансовой политике корпораций была эмиссия различающихся по статусу обыкновенных акций, так называемых акций класса «А» и класса «Б». Акции класса «А», принадлежавшие широкой публике, характеризовались отсутствием права голоса. Акции класса «Б», принадлежавшие руководителям компании и банкирам, содержали все права голоса, часто без обязательств инвестиционного характера. Таким образом, акции зачастую предоставлялись должностным лицам и банкирам компании бесплатно. Тем самым вкладывающие капитал были исключены из процесса голосования. В конечном счете Нью-Йоркская фондовая биржа запретила включение подобных акций в котировочный список, хотя некоторые из них можно по-прежнему найти на внебиржевом рынке и некоторых других биржах.

Биржа предприняла также шаги, требуя от корпораций, акции которых были включены в курсовой бюллетень, предоставлять акционерам регулярные финансовые отчеты, как ежеквартальные, так и годовые. Кроме того, от корпораций, зарегистрированных на бирже, требуется применять разумные и логичные бухгалтерские стандарты. Несмотря на то что это не может рассматриваться как особое событие, во время принятия этого решения (в 1938 г.) такая политика считалась революционной.

С позиций сегодняшнего дня подобные нормы могут показаться минимальными и не являться чем-то исключительным. Причиной такого представления является то обстоятельство, что федеральное правительство через SEC и полномочия, данные ей по Закону о ценных бумагах и биржах 1934 г., приняло еще более жесткие требования по отношению к публичным корпорациям. Однако Нью-Йоркская фондовая биржа демонстрировала в течение длительного времени заботу об инвесторе, и подобная забота в значительной степени предвосхищала законодательные требования.

ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ АКЦИЙ В КУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Нью-Йоркская фондовая биржа имеет определенные минимальные требования, которым должна соответствовать любая корпорация, желающая включить свои акции в курсовой бюллетень. Существует и несколько субъективных критериев, которые также важны, хотя они и не столь важны по сравнению с основными требованиями. В число таких субъективных критериев включены: (1) степень национального участия в акциях; (2) положение и стабильность компании в своей отрасли; (3) характер отрасли, в которой она действует: развивается ли эта отрасль? Можно ли сохранить свое относительное положение внутри отрасли? Биржа проявляла небольшую заинтересованность в случаях краткосрочных, зачастую головокружительных взлетов некоторых компаний, особенно из высокотехнологичных отраслей, в которых их стремление к постоянному росту пользуется дурной славой и вызывает подозрение.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213]