назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [ 166 ] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213]


166

и трудящиеся часто тратят много времени на подписание новых договоров об оплате труда.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

К политическим фундаментальным факторам относят те события в сфере управления обществом и государственной политики, которые влияют на фондовые цены. В последние полвека политические факторы стали играть огромную роль в экономической жизни страны. За это время в некоторых отраслях резко возросла степень государственного регулирования и контроля, тогда как в других отраслях государственный контроль был существенно ослаблен. Как усиление, так и ослабление государственного регулирования оказали значительное влияние на прибыльность отдельных компаний и даже целых отраслей экономики. Ужесточение или ослабление регулирования не всегда имеет однозначно негативные или однозначно позитивные последствия. Некоторые находят влияние усиления регулирования на предпринимательство удушающим, однако дерегулирование порой приводит к столь ожесточенной конкуренции, что многим участникам рынка приходится довольствоваться мизерной прибылью.

Политика в области государственных расходов и налогообложения оказала огромное влияние на условия хозяйствования. Регулирование кредитной системы достигло небывалых в истории страны масштабов. Федеральное правительство превратилось в крупнейшего в США предпринимателя, работодателя и потребителя. Даже налоговая политика отдельных штатов сейчас способна сильно сказываться на прибыльности некоторых компаний или отраслей.

Роль военного фактора

Роль военного фактора после 1939 г. как одного из фундаментальных факторов политического характера трудно переоценить. В период с 1939 по 1945 г. этот фактор оказывал преобладающее влияние на весь мир. Его воздействие, охватывающее экономику Страны в целом, естественно, сильно отражалось на фондовом рынке (более подробно оно было рассмотрено в гл. 5). После окончания второй мировой войны США страдали от послевоенной инфляции и переживали экономический бум. Темпы хозяйственного развития начали сокращаться лишь в 1948 и 1949 гг., однако начало корейской войны предотвратило экономический спад. Корейская война оказала в высшей степени стимулирующее влияние на экономику страны. После исчерпания конфликта расходы федерального правительства остались на прежнем высоком уровне и даже увеличились в связи с войной во Вьетнаме.

Война относится к числу непрогнозируемых событий, однако, будучи объявленной, часто оказывает непредсказуемое и ярко выраженное влияние на фондовый рынок. Она еще более усложняет те трудности, с которыми сталкивается фондовый аналитик, пытающийся прогнозировать изменения фондовых цен на основе изучения нормальных колебаний в экономической системе.



Другие фундаментальные факторы политического характера

Одним из важнейших политических факторов, влияющих на фондовый рынок, стал президент Соединенных Штатов Америки. Его послания к конгрессу, если они не «учтены» рынком заранее, имеют огромное значение, так как содержат рекомендации относительно новых налогов, мер по стимулированию экономического развития, помощи иностранным государствам, бюджета, программы поддержки фермеров, политики в области государственного сектора экономики, программы строительства дорог, расходов на оборону и т.д. От программ государственных расходов сильно зависят многие отрасли производства, например авиастроение. Даже внеочередные заседания конгресса способны оказать на фондовый рынок весьма заметное воздействие. Очень тщательно изучается влияние на фондовый рынок выборов. Хотя всегда предполагалось, что президентские выборы должны порождать состояние неопределенности на фондовом рынке, характеризующееся «медвежьим» эффектом, большинство выборов президента в XX в. сопровождалось ростом активности и цен фондового рынка. Политические убийства, покушения на политические убийства и серьезное ухудшение состояния здоровья президента обычно, как показывает практика, имеют мощное «медвежье» влияние на фондовый рынок. **

Часто большое влияние на фондовый рынок оказывают решения конгресса. В связи с тем что конгресс контролирует бюджет федерального правительства, участники фондового рынка пристально следят за его законодательными актами по вопросам налогообложения, программ стимулирования экономического развития, помощи иностранным государствам, расходов на оборону и т.д.

На фондовый рынок влияют своими действиями и различные государственные агентства. Решения о предельных тарифах на услуги и продукцию сказываются на прибылях железнодорожных компаний и компаний коммунального сектора. Антимонопольные действия часто приводят к падению курсов акций тех компаний, против которых они направлены. Слияния корпораций могут получить или не получить одобрение правительства. В последние годы особенно велико было влияние на рынок решений Совета управляющих ФРС. Его действия по регулированию размера первоначальной маржи часто угнетали или, напротив, стимулировали фондовую активность. Еще большее значение имеет контроль Совета управляющих ФРС над банковской и кредитной системами, который затрагивает не только кредитную и инвестиционную политику всех коммерческих банков страны, но и все предприятия, пользующиеся банковскими кредитами. Попытки Совета управляющих стабилизировать и контролировать национальную экономику определенным образом отражаются на экономической жизни всей страны. Фондовый рынок должен оценить эти попытки. Вне зависимости от успеха этих попыток и их рыночных оценок они так или иначе найдут свое отражение на фондовом рынке.

Решения Верховного суда и судов низших инстанций «учитываются» рынком только в том случае, когда они непосредственно сказываются на финансовом положении отдельной компании или отрасли.



9 Серьезный аналитик фондового рынка всегда располагает огромным объемом информации относительно отдельных компаний, отраслей, финансовых рынков и государственных налоговых, кредитно-денежных и иных мер, затрагивающих инвестиционный процесс. Превосходный список подобных источников информации представлен в книге: John D. Ffnnerty, Corporate Financial Analysis {New York: McGraw-Hill, 1986), pp. 527-538.

Осторожному инвестору или участнику фондового рынка следует всегда с должным вниманием относиться к новым событиям политического характера и пытаться оценивать их с позиции возможной реакции фондового рынка. Инвестор не может игнорировать политические события точно так же, как он не может не обратить внимание на последние отчеты корпораций о прибылях9.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [ 166 ] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213]