назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [ 133 ] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213]


133

мы (типа «Merrill Lynch*) предпочли создать отдельные филиалы инвестиционного менеджмента, не связанные непосредственно с брокерско-дилерскими подразделениями.

Зарегистрированным инвестиционным консультантом может стать любой человек, всего лишь уплатив соответствующий сбор и подав в Комиссию по ценным бумагам и биржам необходимые документы. Каких-либо экзаменов или иных обязательных способов подтверждения квалификации в этой области на федеральном уровне не существует, хотя в некоторых штатах требуется сдать простой экзамен. Инвестиционные навыки, опыт и знания не нуждаются в специальном подтверждении, так как даже беглый взгляд на распространяемые аналитиками-консультантами рыночные листки позволяет судить об уровне их квалификации.

Типичный зарегистрированный представитель в большей мере является интерпретатором подготовленных аналитиками его фирмьротчетов о состоянии рынка и доводит эту информацию до своих клиентов. В связи с тем что брокер, очевидно, является участником торговли, а. не аналитиком, действующие в отрасли правила возлагают на него ответственность за «уместные» рекомендации, которые он дает клиентам. Концепция «уместности» воплощена в Правиле 403 NYSE, называемом также правилом, «знай своего клиента».

Правило 405. От каждой организации-члена биржи в лице члена полного товарищества, исполнительного должностного лица или иного специально назначенного в соответствии с правилом 342(б)(1) лица или лиц требуется:

(1) Проявлять должное усердие в изучении важной информации относительно каждого клиента, каждого биржевого приказа, каждого открытого или ведущегося в этой организации наличного или маржинального счета и каждого лица, имеющего доверенность на распоряжение открытым или ведущимся в этой организации счетом. т

Контроль за счетами

(2) Тщательно контролировать все счета, которые ведутся зарегистрированными представителями организации.

Открытие счетов

(3) В индивидуальном порядке одобрять открытие любого счета до или немедленно после завершения какой-либо операции по нему. Если речь идет об отделениях организации, открытие счета клиента может быть одобрено управляющим такого отделения с условием, что его действия в течение определенного времени получат одобрение со стороны члена полного товарищества, который по Правилу 342(б)(1) признается хозяином организации. Любой член организации, член полного товарищества, должностное лицо или специально назначенное лицо, одобряющие открытие счета, обязаны до вынесения решения одобрения лично ознакомиться с существенными фактами, касающимися клиента и характера открываемого счета, и одобрить открытие счета письменно в виде документа, который является частью текущей отчетности отделения или организации.

Таким образом, явно недостаточно просто сказать, что фирма какого-либо зарегистрированного представителя рекомендует своим клиентам конкретную ценную бумагу. Аналитик может выработать рекомендации в отношении



ценных бумаг компании, обладающей высоким потенциалом роста, и, соответственно, высокорискованной. Компании такого рода, не выплачивающие дивидендов, но располагающие потенциальной возможностью в течение двух-трех лет увеличить свою рыночную стоимость в два-три раза, могут идеально подходить стоящим на высокой ступени шкалы прогрессивного налогообложения инвесторам, которым присущ «риск делового человека». В то же время эти компании абсолютно неприемлемы для мелких небогатых инвесторов, стремящихся сохранить свой капитал и доход. Если инвестор потеряет деньги, последовав неуместной для него рекомендации, брокеру будет очень трудно оправдаться, так как большинство судов признало, что брокер устанавливает и поддерживает доверительные отношения с неопытными инвесторами.

Менеджерам брокерских контор следует опасаться злоупотребления этими отношениями. Действующие в индустрии ценных бумаг правила запрещают брокерам следующее:

♦ «Общие рекомендации»: широкомасштабное навязывание клиенту идеи купить конкретные ценные бумаги без учета его личных инвестиционных целей,

♦ «Снятие сливок» («взбалтывание»): навязывание* брокером клиенту сомнительных операций исключительно ради увеличения собственных комиссионных.

♦ «Продажи в котельной»: масштабное использование техники «продаж по телефону».

♦ «Неправомочная свобода действий»: совершение сделок за счет клиента без его предварительного письменного или устного разрешения, т.е. в нарушение правил

Брокер, замеченный в нарушениях отраслевых правил, касающихся этих и иных подобных неэтичных действий, подвергается дисциплинарному наказанию в форме осуждения, наложения штарафа и/или приостановления действия или отзыва лицензии.

Развитие «дисконтного» брокерского бизнеса породило новые проблемы, хотя и смягчило некоторые прежние. Так называемые «фирмы без излишних украшений» предлагают своим клиентам фактически только исполнение приказов на покупку-продажу и безбпасное хранение ценных бумаг. Большинство «дисконтных» фирм не предоставляет никаких инвестиционных консультаций, хотя некоторые из них выдают клиентам для ознакомления общеизвестные и имеющиеся в наличии в любой брокерской конторе исследовательские отчеты фирмы «Standard & Poors*. С правовой точки зрения зарегистрированный представитель «дисконтной» фирмы не отличается От брокера фирмы «полного обслуживания», так как и тот и другой сдали один и тот же экзамен. Однако «дисконтные» брокеры в большей степени являются «приемщиками приказов», нежели «юрисконсультами», а их функции приближаются скорее к канцелярской работе и далеки от консультирования следовательно, они в известной мере защищены от обвинений в «неуместности» рекомендаций или в «снятии сливок». С другой стороны, они должны противостоять ряду проблем, аналогичных тем, с какими сталкиваются бро-



керы «полного обслуживания». Они обязаны выполнять клиентские приказы добросовестно и точно. Они обязаны говорить клиентам правду. Они обязаны ставить интересы клиентов выше своих собственных или интересов фирмы.

Первое место среди проблем «дисконтных» брокеров занимают получение приказов-и их исполнение. С учетом того, что роль «дисконтного» брокера кажется сравнительно простой, даже чисто механической, она во многом базируется на предположении, что клиент осознает свои действия, т.е. на весьма сомнительномпредположении. И действительно, мало кто из инвесторов знает (или даже хочет знать) нюансы таких общепринятых в отрасли терминов, как «лимитный приказ "стоп"», приказ «немедленно исполнить или ликвидировать» или «на условиях "исключая дивиденд"». До тех пор, пока инвестор отдает исключительно прямые рыночные или лимитные приказы, трудностей почти не возникает. Однако, когда клиент просит исполнить такие экзотические операции, как опционные снреды или приказы со шкалой цен, могут сразу же появиться проблемы.

В этих случаях не только зарегистрированный представитель может быть незнаком с исполнением таких относительно необычных приказов, но и сам клиент на другом конце телефонного провода может не вполне осознавать, что он говорит. Понимает ли1бгаент риск операции? Что будет Делать клиент и кто его будет консультировать, если окажется, что приказ был исполнен только частично? Знаком ли он с правилами проведения операций «на марже»?

Естественно, некоторые «дисконтные» представители в состоянии дать четкие ответы на все эти вопросы, однако, учитывая обычный уровень профессиональной подготовки «дисконтных» брокеров, не возникает сомнений в том, что будет испытывать инвестор, когда выяснится, что вся его экономия на комиссионных обернулась убытками из-за неудовлетворительного обслуживания. u

Если ошибка произошла из-за того, что представитель принял недействительный приказ или неправильно заполнил бланк вполне действительного приказа, его проблемы не будут отличаться от*проблем брокера «полного обслуживания» при аналогичных обстоятельствах. С другой стороны, если ошибка связана с тем, что клиент не осознавал риска операции - например, «короткой» продажи, - какая часть вины должна возлагаться на представителя, не предупредившего своего клиента вовремя? Ответ на этот вопрос в случае с «дисконтным» брокером не столь однозначен, как в случае с брокером «полного обслуживания». По крайней мере ясно одно: когда речь идет о «дисконтных» фирмах и их клиентах, необходимо пересматривать общепринятые предпосылки соответствия законам и правилам.

Если клиент чувствует себя обиженным и не может добиться удовлетворительного объяснения непосредственно от своего представителя, его следую- , щйм логическим шагом будет обращение к менеджеру отделения. Обычно это не приносит желаемых результатов, поскольку фирмы склонны поддерживать своих брокеров, за исключением случаев очевидного нарушения ими внутрифирменных или отраслевых правил. Конечно, нередко неопытные клиенты жалуются на брокера фактически за то, что он не смог проконтролировать или предсказать тенденции на рынке. После великого биржевого краха в ок-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [ 133 ] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213]