назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [ 124 ] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213]


124

Реклама и разглашение информации

Реклама всегда являлась незаменимым инструментом в операциях пулов. Цель рекламы состоит в том, чтобы привлечь внимание широких кругов инвесторов к каким-либо конкретным акциям и поддерживать его до тех пор, пока пул не начнет продавать их. Операции пулов всегда тщательно планировались по времени и обычно приурочивались к пресс-конференциям компании и появлению сообщений о доходах, дивидендах, реорганизации и новых назначениях, проведении «сплитов» акций и положительной динамике развития компании Существовало множество способов сделать акциям хорошую рекламу.

Очень эффективно применялась тактика распространения намеков и слухов. Умело посеянные слухи начинали широко циркулировать среди торгующей публики. Они быстро передавались из одной брокерской фирмы в другую, от одного торговца к другому. Многие слухи в конце концов находили свое подтверждение на ленте тикера или газетных колонках финансовых новостей. Однако нередко слухи невозможно было ни подтвердить, ни опровергнуть. Почему же этим слухам так часто верили? Отчасти из-за того, что участники торговли ценными бумагами того времени отличались большой доверчивостью. Более того, .многие полностью подтвердившиеся впоследствии сообщения о корпорациях сначала появлялись в виде слухов или «утечки информации». Людей, способных отличить действительные факты от сфабрикованных слухов, было мадо.

Многие брокерские фирмы не гнушались практикой распространения слухов вокруг тех акций, в которых они были заинтересованы как участники или менеджеры пулов. Своими прозрачными намеками они часто побуждали биржевых спекулянтов покупать эти акции, Для привлечения сторонних инвесторов широко использовались рыночные листки, распространяемые брокерами среди клиентов и содержащие внешне объективные данные анализа рынка конкретных акций.

К процессу пробуждения у инвесторов интереса к акциям также привлекались платные эксперты в области рекламы и формирования общественного мнения. Один из таких экспертов за три года сумел заработать 500 тыс. дол.; эта сумма сложилась из наличных платежей, купленных для него фондовых опционов и произведенных пулом его взносов в оплату новых акций. Одним из наиболее эффективных средств общественного воздействия этого эксперта являлась короткая радиопрограмма под названием «Дружелюбный экономист», Выходя в эфир ежедневно в 10 ч вечера, она содержала обзор рынка за день и множество аккуратно сделанных вкраплений в виде небольших комментариев по поводу предполагаемой доходности акций, в которых были заинтересованы пулы. За три года эксперт распространил нужную информацию по меньшей мере для 250 Пулов, нередко работая одновременно на 30 пулов13. Проведенное Сенатом в 1933-1934 гг. расследование вскрыло массу примеров подобной оплачиваемой деятельности по привлечению внимания инвесторов.

13 Ibid., р 44.



Большинство рекламных кампаний пулов в конечном счете оказывалось на страницах газет. Восторженные рассказы о перспективах компаний часто были готовьши статьми для колонок финансовых новостей. Эти рассказы содержали не только факты, но и прогнозы в отношении блестящего будущего компаний. В самый разгар деятельности пула «Radio* нью-йоркская газета опубликовала статью о планах компании развернуть работу за рубежом, о расширении ее бизнеса, об обсуждаемых перспективах ее развития и т.д. В другой газете «купленный» обозреватель сообщал, что акции «Radio» обладают великолепными инвестиционными характеристиками; он утверждал, что те, кто ранее продал эти акции за 100. дол., теперь вновь покупают их по более высокой цене, что, по слухам, в ближайшее время их курс поднимется до 200 дол. Газетные публикации помогли, и курс акций поднялся, но только до 109 дол. Именно при этой цене пул и начал выкидывать их на рынок. Всего за один месяц курс упал до 80 дол. Впоследствии выяснилось, что пул открыл этому обозревателю гарантированный счет в брокерской фирме; доходы обозревателя За восемь месяцев составили 20 тыс. дол.

Еще одним методом привлечения внимания к акциям была так называемая поддержка тикера, или «рисование на ленте». Он заключался в совершении сделок с нужными ценными бумагами, информация о которых отражалась биржевым телеграфом, и в передаче непрерывного потока данных, когда использовался тикер новостей. Таким образом, при использовании биржевого тикера цель достигалась путем повторяющихся сделок с ценными бумагами, к которым надо было привлечь внимание инвесторов, а при использовании тдосера новостей - путем последовательной передачи новостей о корпорации-эмитенте. Этот метод оказался весьма эффективным, так как пбдавляющее большинство инвесторов в то время, так же как и сейчас, относились к категории «читателей ленты» и принимали спекулятивные решения почти исключительно на основе информациина ленте тикера и на сообщениях новостей. Инвесторы, ожидавшие «сигналов графиков» или важных новостей, чтобы начать действовать, получали и то и другое.

Имитация активности рынка

Последним широко применяемым пулами средством была имитация активности рынка, которая заключалась в энергичном «взбалтывании» акций на рынке; пул просто покупал и продавал акции в огромных количествах. Если инвесторы принимали участие во «взбалтывании», вся операция упрощалась; если же нет - члены пула занимались куплей-продажей акций между собой.

Цель всей операции очевидна любому, кто знаком с операциями пулов. Требовалось привлечь внимание биржевой клиентуры к конкретным акциям, а спекулянтов мало что может привлечь быстрее, чем растущий объем торговли. Инвесторы раззадоривались в ожидании того, что готовится что-то очень важное. Они кидались покупать акции, боясь, что будет слишком поздно. По мере роста курса под влиянием увеличения объема торговли на рынок выходили все новые и новые покупатели, которые еще больше увеличивали рыночную активность и, следовательно, способствовали дальнейшему росту курса, что и было целью всей операции пула.



Имитацию рыночной" активности можно было осуществлять двумя различны ми способами: (1) с помощью взаимозачитывающихся биржевых приказов (matched orders) и (2) без взаимозачитывающихся биржевых приказов. В первом случае пул размещал у двух разных брокеров идентичные приказы; например, один брокер получал приказ купить 10 ООО акций по курсу 60, а другой - продать 10 ООО акций по курсу 60. С технической точки зрения это нельзя рассматривать как продажу-«стирку», поскольку 10 000 акций действительно переходят из рук в руки и в сделке задействованы две стороны. Однако по своим результатам размещение взаимозачитывающихся приказов не отличается от продажи-«стирки», так как обе стороны в сделке являются членами одного пула. Обнаружить, что за всеми приказами стоит один пул, очень нелегко, поскольку приказы отдаются разным брокерам, а всякое отношение участников пула к этим приказам тщательно скрывается. Размещение взаимозачитывающихся приказов было быстро запрещено законом штата Нью-Йорк и правилами NYSE, поэтому этот метод «взбалтывания» рынка использовался редко.

Иногда покупатель ценных бумаг договаривается с продавцом подержать их некоторое время и затем вновь продать первоначальному владельцу по заранее согласованной цене. Такое соглашение о продаже и обратной покупке иногда называют «складированием». Подобно торговле между фондовыми брокерами с целью создания видимости рыночной активности, «складирование» запрещено разделом 10 Закона о торговле ценными бумагами 1934 г.

Результат размещения взаимозачитывающихся биржевых приказов достигается и без их фактического использования. Пул1 может просто покупать и продавать десятки и сотни тысяч акций, отдавая несовпадающие по размерам приказы. Время от времени для восстановления равновесия между куплями-продажами он будет больше продавать, чтобы затем, наоборот, начать больше покупать. Число акций в приказах может варьироваться от 5000 до 25 000 штук; приказы будут отдаваться разным брокерам и разными людьми. Подобные действия пула было практически невозможно проследить; они не запрещались какими-либо правилами NYSE. Таким образом, этот метод имитации рыночной активности рассматривался как абсолютно законный.

В развернутую с громадным размахом имитацию рыночной активности, нередко сопровождавшую деятельность крупных пулов, почти невозможно не поверить. Классическим примером этого являются операции пула «Radio* в 1929 г. Этот пул начал действрвать 12 марта. За пять дней он купил 988 400 и продал 1 176 300 акций; за это время курс акций вырос с 93 до 10914. К концу пятого дня пул имел незакрытую «короткую» позицию на 187 900 акций; это оказалось очень прибыльным, так как к концу месяца курс упал до 80. Как уже отмечалось, операций пула оказались весьма успешными: чистая прибыль синдиката составила 4,9 млн дол.

Во время пика своей активности известный пул 1928 г., манипулировавший с акциями «Sinclair Consolidated Oil», оперировал через синдикаты покупателей и продавцов. Только за один день, 5 ноябр, два синдиката продали 101 000 и купили 62 000 акций15. Аналогичные действия можно обнаружить в деятельности многих других пулов конца 20-х годов.

14 The Security Markets (New York: Twentieth Century Fund, 1935), p. 479.

15 Stock Exchange Practices, p. 65.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [ 124 ] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213]