назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [ 121 ] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213]


121

введения его в состав совета директоров. К 1868 г. компания накопила средства в размере 16 млн дол. и стала весьма лакомым «кусочком». В это время Вандербильт, воодушевленный успехами консолидации компании «New York Central*, решил вырвать у Дру и его компаньонов Гоулда и Фиска контроль над «Erie Railroad*. Он начал скупать акции компании, тогда как Дру и его компаньоны продавали их по постоянно растущей цене. Вандербильт не только скупил все действительно выпущенные акции железной дороги, но и приобрел у «коротких» продавцов дополнительно 50 ООО акций; он был уверен, что Дру снова окажется в «углу».

Однако на этот раз Дру удалось избежать повторения катастрофы, постигшей его в корнерах с акциями Гарлемской железной дороги. На тайном ночном заседании совет директоров компании принял решение о выпуске конвертируемых облигаций на сумму 10 млн дол. Посредством продажи-«стир-ки» Дру эти облигации были конвертированы в 100 ООО обыкновенных акций. В течение нескольких дней эти 100 000 акций оказались выброшенными на рынок. Вандербильт за 7 млн дол. сумел купить и этот пакет. После этого он стал обладателем 100 000 акций, которые не решался продавать и которые никто не хотел покупать; его деньги оказались полностью связанными. В отчаянии он обратился к своему другу-судье, который поклялся к вечеру арестовать троих компаньонов. Трое членов исполнительного комитета компании «Erie Railroad* не стали дожидаться ареста и в спешке бежали на побережье Нью-Джерси, прихватив с собой деньги и бухгалтерские книги; они унесли 4 млн дол. наличными.

Ситуация стала патовой. Дру, Фиск и Гоулд вместе с деньгами находились в безопасности в штате Нью-Джерси, но не могли вернуться домой. Вандербильт потерял свои 7 млн дол.; банки отказывались-выдать ему кредит; его финансовое положение стало весьма напряженным. В конце концов был достигнут компромисс: Дру и его компаньоны удерживали за собой 7 млн дол., но обязались выплатить Вандербильту эту сумму из кассы «Erie Railroad». Соглашение было выполнено, а несчастную железную дорогу бросили на произвол судьбы. По соглашению, Дру должен был передать управление компанией Гоулду. Он стал теперь богатым и владел 13 млн дол., однако отставка сделала его несчастным человеком. В конце концов он снова вернулся на фондовый рынок. х

В очередном корнере из серии «Епе raids* его партнерами опять выступали Гоулд и Фиск. Эти трое решили подготовить сцену для будущих действий, создав панику. Они внезапно изъяли 14 млн дол. наличными со счетов в банках, что резко обострило ситуацию с кредитами по всей стране; ставка по ссудам до востребования достигла 160%. Все трое начали «коротко» продавать акций «Епе». Тем временем пул достиг успеха, и акции «Erie» упали на 30 пунктов. Дру проявил осторожность и отказался продолжать совместные операции с партнерами, тогда как Гоулд и Фиск планировали новый «на-, лет» на рынок. Спустя короткое время курс акций еще больше понизился, и Дру пожалел о своей осторожности; он вновь начал «коротко» продавать акции, но уже за свой Счет. Узнав-о его операциях, Гоулд и Фиск решили его наказать. В то время как Дру продолжал продавать ценные бумаги, Гоулд и Фиск перешли к скупке всех появляющихся на рынке акций. Вскоре Дру



обнаружил, что успел продать 70 ООО акций; «закрыться» он не мог, так как все находящиеся в обращении акции компании были в руках Гоулда и Фиска. Дру оказался загнанным в «угол» своими прежними компаньонами; у него не было законного выхода из ситуации; у него не было друзей на Уоллстрит; его убытки достигли ошеломляющих размеров. Дру был разбит и сломлен. В нескольких последующих операциях он потерял остатки своего состояния и через несколько лет умер в бедности, завещав наследникам менее 1000 дол. На Уолл-стрит вздохнули с облегчением: «Дядя Дэниэл» ушел навсегда. Подходящей эпитафией на его надгробном камне стали слова, которые он когда-то произнес: «Человек, продающий то, чего не имеет, должен суметь выкупить это обратно или сесть в тюрьму».

После корнеров «Епе raids* Джей Гоулд стал сильнее, чем когда-либо прежде. Самым известным корнером, который он организовал, оказался корнер с золотом, а не с акциями. 4 октября 1869 г. он предпринял дерзкую попытку «загнать в угол» рынок золота. В ту «черную пятницу* он потерпел самое жестокое поражение в своей жизни. До конца оставаясь хитрым и коварным, он умудрился переложить бремя убытков на Джима Фиска, фирма которого после этого фактически перестала существовать.

Корнер с акциями Northern Pacific»

Великий корнер с акциями компании «Northern Pacific* произошел в 1901 г.; возможно, это был самый выдающийся корнер в истории Уолл-стрит4. Причиной возникновения корнера стала борьба двух финансовых гигантов за контроль над небольшой железной дорогой, соединявшей Чикаго, Барлинг-тон и Квинси и больше известной под названием «Burlington*. Две противоборствующие стороны представляли Джеймс Дж. Хилл, владелец «Northern Pacific*, и Эдвард Г. Гарриман, контролировавший «Union Pacific*. За спиной Хилла стояла компания «J.P. Morgan and Company*; Гарримана поддерживала фирма «Kuhn, Loeb and Company*. Хилл стремился получить контроль над «Burlington* для того, чтобы не допустить проникновения «Union Pacific* на свою территорию; кроме того, эта железная дорога открывала доступ к крайне необходимому ему вокзалу Чикаго. Гарриман же старался завоевать эту железную дорогу из-за того, что она шла параллельно принадлежащей ему дороге «Union Pacific* и, следовательно, в будущем могла составить ему конкуренцию.

Обе стороны начали скупать акции «Burlington* практически одновременно. Сначала возглавляемый Гарриманом синдикат предпринял попытку скупить акции на открытом рынке. Попытка провалилась, так как группа Хилла сумела договориться с крупными акционерами железной дороги и купила контрольный пакет акций по цене 200 дол. за штуку. После этого Гарриману пришлось пойти на самые решительные меры. Говорили, что он «покупал корову ради того, чтобы получить теленка*, т.е. для получения контроля над «Burlington» ему надо было купить «Northern Pacific*. Не имея вначале ни одной акции «Northern Pacific*, фирма «Kuhn, Loeb and Company* в течение

4 Warshow, op. cit, p. 242.



двух месяцев сумела скупить большую их часть, учитывая привилегированные акции. Однако владея большей частью всего выпущенного акционерного капитала, Гарриман так и не получил в свои руки контрольный пакет обыкновенных акций.

Морган сдаваться Не собирался. По его приказу на бирже было куплено 150 ООО обыкновенных акций; по мере их скупки цена выросла со 112 до 150 дол. Владея этими акциями, Морган теперь имел возможность ввести в устав Northern Pacific* крайне необычную оговорку. Она давала право совету директоров, по их желанию, 1 января любого года производить выкуп привилегированных акций. Полностью контролируемый Морганом совет директоров немедленно принял требуемое решение, чтобы устранить влияние противоборствующей группы.

Между тем следствием «великой битвы* стал очень большой объем «коротких* продаж. За непродолжительный период число проданных акций превысило число всех выпущенных компанией акций. «Короткие* продавцы в ужасе обнаружили, что взять акции взаймы невозможно, и были вынуждены размещать приказы на их покупку. Возник непреднамеренный корнер. Курс акций последовательно поднимался до 170, 225, 280, 300, 650, 700 дол., после чего была зафиксирована одна сделка продажи акций по курсу 1000 дол. Ставка по кредитам до востребования взлетела до 70%. Катастрофа разразилась, когда спекулянты, торопясь получить наличную прибыль, принялись сбрасывать на рынке прибереженные акции. 9 мая, незадолго до закрытия биржи, две крупные финансовые группы прекратили боевые действия; они объявили, что будут выдавать «коротким» продавцам акции взаймы. Ситуация на рынке быстро нормализовалась, а ставка по ссудам до востребования упала до 3%; в тот день на бирже был зарегистрирован рекордный объем торговли (3,2 млн акций). На следующий день «короткие» Продавцы смогли «закрыться», платя по 150 дол. за акцию, и корнер прекратил существование. *•

Борьба двух финансовых групп завершилась компромиссом. Морган не стал выкупать привилегированные акции «Northern Pacific*; Гарриман отказался от попыток получить контроль над «Burlington*. Вместо этого было решено передать весь акционерный капитал трех железнодорожных компаний новой холдинговой компании, получившей название «Northern Securities Сотрапу», в которой все заинтересованные стороны имели" равное представительство. Величайшая в истории Уолл-стрит финансовая битва завершилась.

Корнер «Stutz»

На Нью-Йоркской фондовой бирже до первой мировой войны были зафиксированы два заметных корнера: корнер «Stutz» 1920 г. и корнер «Piggly Wiggly Stores* 1923 г.5 В случае корнера «Stutz» операции велись с акциями компании «Stutz Motors* - производителя популярного среди молодежи средства быстрого передвижения «Stutz Bearcat*. Капитал компании состоял из 100 000 акций. Корнер с этими акциями организовал Аллан А. Райен, представляв-

5 J.E. Meeker, Тпе Work of the Stock Exchange (New York: Ronald Press, 1930), p. 604.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [ 121 ] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213]