назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [ 92 ] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]


92

Хотя новые акции могут рассматриваться как подходящие претенденты на «короткие» продажи, следует иметь в виду, что продать их «в короткую» через несколько дней после публичного выпуска достаточно проблематично. Дело в том, что брокеру нужно располагать акциями, которые он предоставляет в аренду спекулянтам, работающим на понижение, а эти ценные бумаги могут быть в наличии лишь через несколько дней после публичного выпуска.

Тем не менее давайте рассмотрим ряд факторов, на которые необходимо обратить внимание при оценке предложенных акций.

Кто осуществляет финансирование первоначального публичного предложения?

Андеррайтер - так называется ведомство на Уолл-стрит, которое занимается подготовкой ценных бумаг компании к первоначальному публичному выпуску. Если в качестве андеррайтера выступает мелкая фирма, представленные на рынке новые ценные бумаги вполне могут быть подходящими кандидатами на «короткие» продажи. В отличие от крупных компаний-андеррайтеров - Morgan Stanley, Merrill Lynch и т.д., мелкие не всегда в состоянии оказать должную аналитическую и практическую поддержку компании на вторичном рынке. Нередки случаи, когда акции, публичным предложением которых на рынок занимались мелкие андеррайтеры, остаются «брошенными на произвол судьбы», поскольку те, получив свои комиссионные за первоначальный выпуск, тут же переключаются на новые сделки. Более того, мелкие андеррайтеры обычно мобилизуют незначительный объем средств, скажем, не более 50 млн долларов. А компании, осуществившие первоначальный публичный выпуск своих акций, не имеют достаточных средств для реализации разработанной бизнес-модели.

Но большинство андеррайтеров, занимающихся первоначальными публичными предложениями, берут на себя и твердые обязательства. Например, если та или иная компания хочет осуществить первоначальный выпуск своих акций, андер-282



райтер проводит должную проверку ее деятельности, чтобы определить, соответствует ли она предъявляемым для этого требованиям, и только после положительного впечатления проводит ряд презентаций для инвесторов (они называются дорожными шоу)*. Предположим, что инвесторы проявили должный интерес, а институциональные инвесторы выразили готовность выделить компании на эмиссию ценных бумаг 100 млн долларов. Но если ей нужно всего 80, это называется подпиской на ценные бумаги сверх предлагаемой суммы, в данном случае на 20 млн.

Вечером, накануне даты эмиссии, андеррайтер выписывает XKZ-чек на сумму 80 млн долларов. Это - твердое обязательство, которое означает, что если даже на следующий день произойдет обвал рынка, а инвесторы не захотят покупать акции компании, андеррайтер берет на себя обязательство выплатить компании обусловленную обязательством сумму.

Правда, такая практика используется не очень активно. Вероятнее всего, андеррайтер продаст ценные бумаги, сумма подписки на которые и составила бы 80 млн. Однако если от их продажи он получит не 80 млн долларов, а 85, то разницу в размере 5 млн он возьмет в качестве комиссионных.

Но бывает и по-другому: андеррайтер осуществит «купленную сделку»**. И вместо обязательства постарается найти инвесторов, которые выделили бы требуемую сумму. Если же таковые не найдутся, он не будет нести никаких обязательств по отношению к компаниям: это касается самих, имеющих не очень сильные позиции на рынке, кандидатов на «короткие» продажи.

Небезынтересно отметить, что некоторые компании предпочитают не пользоваться услугами андеррайтеров, а самостоятельно занимаются первоначальным выпуском своих ценных бумаг. Такое публичное предложение акций называется непосредственным. А если компании окажутся подходящими кан-

* Презентация компании, нового фонда или эмиссии ценных бумаг, которая делается самой компанией и ее инвестиционными советниками н основных финансовых центрах, где есть надежда приплечь инвесторов.

** «Купленная сделка»: I. Организация инвестиционным банком или синдикатом выпуска ценных бумаг с гарантией их покупки по фиксированной цене в случае невозможности размещении 2 В США заем сразу весь покупается с последующей продажей инвесторам на других условиях



дидатами на «короткие» продажи, это объясняется следующими причинами.

□ Вероятнее всего, компания не сможет воспользоваться услугами инвестиционного банка.

□ Или провести должную независимую проверку.

□ Окажется не в состоянии осуществить на необходимом уровне аналитическую работу.

□ Наконец, не получит достаточную поддержку на вторичном рынке.

Принимая все это во внимание, не стоит удивляться тому, что в случае непосредственного первоначального выпуска акций или осуществляемого мелкими андеррайтерами выпуска предложенные на рынок акции займут не очень сильные позиции на вторичном рынке. Вполне реальна ситуация, когда большое число покупателей новых акций сбрасывают принадлежащие им ценные бумаги для быстрого получения прибыли. После этого их стоимость начинает снижаться, в результате чего спекулянты, играющие на понижение, имеют возможность получить прибыль.

Период действия сроков запрета продажи

Одно из условий, предусмотренных соглашениями о первоначальном публичном предложении, представляет собой запрет на продажу принадлежащих сотрудникам компании-эмитента акций в течение полугода с момента первой эмиссии. Если бы это положение не включалось в соглашение, у «инсайдеров» могло бы возникнуть искушение осуществить демпинговую продажу своих акций с целью получения прибыли. А это могло бы стать причиной неоправданно сильного давления на их стоимость.

Однако по истечении срока запрета сотрудники компании-эмитента могут выбросить на рынок большое количество ее ценных бумаг. В этом случае цена на них, как правило, падает. Некоторые инвесторы специально отслеживают сроки запрета на продажу, и когда он наступает, продают «в короткую» принадлежащие им ценные бумаги компании.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [ 92 ] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]