назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [ 74 ] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]


74

□ Значительное повышение объема исполнений по опционам на принадлежащие сотрудникам компании акции. Небезынтересен факт, что многие спекулянты, работающие на понижение, расценили продажу принадлежащих сотрудникам компании опционов на акции как признак опасности. Если сотрудники компании продают опционы за наличный расчет, это может свидетельствовать о том, что они считают рыночную стоимость своей компании завышенной. Мы подробнее рассмотрим этот вопрос в главе 10 и увидим, что все не так просто. В конце концов, «инсайдер», принимая решение о продаже принадлежащих ему акций, может руководствоваться другими причинами. Однако значительный объем продаваемых акций может быть одним из признаков опасности.

«Качество» доходов

Рассчитав показатель свободного движения денежных средств, сопоставьте его с объемом прибыли компании, Очень важно определить «качество» доходов*. Этот показатель вычисляется по «шаговой» формуле.

Шаг 1: Чистый доход - денежные средства от операционной

деятельности

Шаг 2. (Средняя сумма активов за квартал X + Средняя сумма активов за квартал X + 1)/2 = Средняя сумма активов

Шаг 3. Деление результата Шага I на результат Шага 2, чтобы получить показатель «качества» доходов.

Этот показатель может служить хорошим индикатором того, сталкивается ли компания с определенными проблемами. Как свидетельствуют результаты исследований, если показатель «качества» доходов равен 0,03 и выше, это свидетельство не очень высокого «качества» доходов Предположим, чистая прибыль Cash Flow Corp. составила 50 млн долларов, и в последние

* Хорошее «качество», которое характеризуется увеличением продаж и сни жением издержек, а не ростом цен



годы этот показатель растет, поскольку наблюдается рост курса ее акций. Или: результатом операционной деятельности компании является отток денежных средств в размере 100 млн долларов. Для того чтобы определить показатель «качества» доходов, нужно выполнить следующую калькуляцию.

Шаг I: $50 млн - (-$100 млн - это объем оттока денежных средств) = $150 млн долларов. Два минуса в результате дают плюс, поэтому S100 млн не вычитаются, а прибавляются.

Шаг 2: Средняя сумма активов равна $500 млн.

Шаг 3. $150 млн / S500 млн = 0,3

Как видно из калькуляции, полученный показатель «качества» доходов не вписывается в оптимальные критерии - он намного превышает 0,03, И хотя само по себе это обстоятельство не является очевидным свидетельством того, что компания сталкивается с проблемами, данная ситуация может рассматриваться как сигнал опасности.

Что касается причин, которые обусловили такой показатель «качества» доходов Cash Flow Corp., то, вероятно, все дело в объеме товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности. В случае повышения одного или обоих этих показателей есть основания говорить о том, что компания испытывает проблемы с реализацией своих продуктов и может оказаться в очень сложном положении.

Задолженность и свободное движение денежных средств

Предположим, ваш ежемесячный доход составляет 500 долларов, а расходы - 700. Иных источников финансирования у вас нет. Что происходит в этом случае? Люди, оказывающиеся в такой ситуации, как правило, занимают деньги. Зачастую для финансирования своих потребностей они используют кредитные карточки.

Точно так же поступает компания. При отрицательных показателях свободного движения денежных средств ей приходится брать кредит или осуществлять эмиссию своих акций для компенсации денежного оттока. Если компания выпускает до-



полнительное число акций, сокращается объем ее активов, принадлежащих акционерам. Предположим, отток денежных средств Cash Flow Corp. соствляет 1 млн долларов в месяц, и компания принимает решение продать 1 млн акций по цене 10 долларов за каждую, чтобы компенсировать дефицит финансов. До этой эмиссии в обращении находилось 10 млн акций данной компании, а вам принадлежали 100 тыс., то есть вы владели 1% компании. После того как она предложит на рынок 1 млн новых акций, их суммарное число составит 11 млн, и тогда принадлежащая вам доля будет составлять 0,9% активов компании.

Нет оснований говорить, что такая практика обязательно негативна. Многие быстро развивающиеся компании на первых этапах своего формирования имеют отрицательные показатели движения денежных средств, испытывая потребность во внешних источниках финансирования. До тех лор, пока ситуация на финансовом рынке стабильная, такое положение дел не вызывает проблем, при условии, что компания, в конечном итоге, начинает быстро развиваться и располагает достаточно большим объемом свободного движения денежных средств.

И если компания принимает решение о кредите, это, как правило, не сопряжено со снижением доли ее активов, принадлежащих действующим акционерам (за исключением случаев, когда задолженность конвертируется в ценные бумаги, которые называются при этом конвертируемыми ценными бумагами). Однако существует опасность дефолта, то есть, если компания окажется не в состоянии выплатить долги, она обанкротится. И во многих случаях акционеры остаются ни с чем, поскольку при ликвидации компании они стоят последними в списке лиц, претендующих на компенсацию (с держателями обыкновенных акций в случае банкротства компании расплачиваются в самую последнюю очередь).

Рассмотрим этот вопрос на примере Polaroid, которая была первопроходцем в области фотографии. Она основана в 1926 г. Эдвардом Лендом, который на первом же курсе Гарвардского университета бросил учебу, чтобы создать собственную компанию. Он разработал основные инновационные технологии в фотографии, что обеспечило ей быстрый рост и положение лидера на рынке. К осени 1999 г. компания достигла рекордно-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [ 74 ] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]