назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [ 63 ] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]


63

Одобрение годового дохода

Вопрос о времени создания прибыли является достаточно серьезным. Как правило, компания одобряет прибыль по факту поставки продукта/услуги клиенту. В данном случае речь идет о принципе места продажи.

Однако в некоторых сферах экономики одобрение доходов имеет свои особенности. Например, компании, специализирующиеся на оказании услуг, используют метод полного контракта (речь идет о продуктах/услугах, имеющих продолжительный цикл разработки). В этом случае одобрение прибыли в самом начале или конце действия контракта соответствующим образом отражается на финансовых показателях деятельности компании. Предположим, компания XYZ строит мост стоимостью 10 млн долларов и со сроком работ - 3 года. Одобрение прибыли в размере 10 млн долларов сразу же после заключения сделки приведет к резкому увеличению прибыли компании. К завершению строительства стоимость контракта перераспределится на соответствующий период времени.

Если компания руководствуется не принципом места продажи, а иным принципом одобрения доходов, используемый принцип должен быть указан в сносках ее финансовых отчетов. При использовании же компанией метода полного контракта следует сопоставить его с общепринятым по отрасли методом одобрения доходов. Если интересующая вас компания одобряет свои доходы раньше, чем аналогичные фирмы, то, возможно, она завышает объем прибыли.

Спекулянты, работающие на понижение, должны найти ответ на очень важный вопрос: прибегает ли компания для одобрения доходов к излишне агрессивному методу? А у нее есть целый ряд возможностей это сделать. Один из таких способов - фиктивные продажи. Безусловно, это незаконно (и некоторые руководители компании за подобные действия получили тюремные сроки). К счастью, подобная практика не имеет широкого распространения.

Между тем, существуют и законные способы агрессивного искусственного увеличения объема прибыли. Компания, например, может по своему усмотрению оценивать способность клиентов осуществлять платежи по счетам-фактурам (см. главу 7). Еще 194



один способ - принудительная поставка продуктов по дистрибьюторским каналам. Рассмотрим очередной пример. Объем прибыли ABC Corp. за квартал составляет 30 млн долларов. Однако, по прогнозам Уолл-стрит, этот показатель должен составлять 35 млн. Расхождение с прогнозируемым показателем может иметь губительные последствия для компании, поскольку в этом случае инвесторы начнут задаваться вопросом: не испытывает ли компания некоторых трудностей? Тогда ABC решает осуществить дополнительную поставку существующим потребителям, чтобы довести показатель прибыли до 35 млн долларов. И достигает рекордного показателя объема прибыли за квартал - 35 млн долларов. Но при этом затоваривает дистрибьюторские каналы. Причем в данном случае речь не идет о мошенничестве: многие компании фиксируют прибыль по факту поставки.

На практике подобная методика может иметь ряд неблагоприятных последствий. Потребители, вероятно, не сразу осуществят платеж (стоит ли это делать, если поставка не носила планового характера?). Кроме того, в следующем квартале, когда компания попытается еще больше увеличить объем продаж, спрос на ее продукты/услуги, скорее всего, снизится, поскольку уже произошло увеличение объема поставок. Затоваривание дистрибьюторских каналов ухудшает перспективы увеличения объема продаж.

Некоторые компании стараются как можно дольше применять методику затоваривания дистрибьюторских каналов. Однако неизбежно наступает момент, когда потребители получат слишком большой объем продуктов и начнут возвращать поставщику эти излишки. В итоге это неблагоприятно скажется на объеме продаж.

На основе каких критериев спекулянт, работающий на понижение, может выявить «затоваривание» каналов? Для этого ему нужно сделать следующее.

□ Изучить сноски финансовых отчетов компании, чтобы определить, не предусматривает ли ее стратегия в области одобрения доходов занесение данных об объемах продаж сразу же после поставки продуктов.

□ Обратить внимание на значительное увеличение объема дебиторской задолженности компании (более подробно вопрос рассматривался в главе 7).



П Поинтересоваться также, значительно ли увеличение объема ее материально-производственных запасов (см. там же).

П Обратить внимание на резкое увеличение числа транзакций в конце квартала. Подспорьем могут служить публикации прессы о заключении сделок.

Неожиданное изменение объема прибыли

Спекулянта, работающего на понижение, явно насторожит неожиданно резкое увеличение прибыли компании. Это может свидетельствовать как об успешной операционной деятельности/выходе компании на рынок с новым продуктом, так и о возможном манипулировании показателем объема прибыли.

Весьма показательна в этом деятельность компании Lernout& Hauspie - производителя ПО для распознавания голоса. Объем продаж продукта на корейском рынке в 1998 г, составил всего 97 тыс. долларов (очень невысокий на тот момент показатель). А 2 года спустя в 1-м квартале объем прибыли компании составил 58,9 млн долларов, или 52% от общего суммарного объема продаж. Как же получилось, что на одном только корейском рынке объем продаж превысил аналогичные показатели на европейском и американском рынках?

Ответ заключался в том, что показатель объема продаж на корейском рынке был сильно раздут. Просто Lernout & Hauspie создала в Корее ряд дочерних компаний, которые приобретали продукты у компании-учредителя. Эта схема была вскрыта, и в скором времени Lernout & Hauspie обанкротилась, а ее главный администратор был арестован за мошенничество.

Из примера следует также, что важно не только выявить факт манипуляции компании прибылью, но и; проанализировать заявления ее главного руководителя. Так вот, главный администратор Lernout & Hauspie (за некоторое время до банкротства компании) сделал заявление о том, что в отчете, который представит компания, данные о ее доходах будут скорректированы в сторону уменьшения по сравнению с ожидавшимся уровнем. По его словам, Lernout & Hauspie переняла

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [ 63 ] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]