назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [ 6 ] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]


6

Таким образом, нетто-риск по «длинным» позициям равен 80%. Это означает, что в условиях понижения курса акций на рынке процент вашего риска равен не 160, а только 80. Если бы процент «коротких» продаж превышал аналогичный показатель по «длинным» позициям, ваш портфель относился бы к портфелям ценных бумаг, специализирующихся на чистых «коротких» продажах. Тем не менее портфель ценных бумаг Джо-унза всегда включал в себя нетто-«длинные» позиции, поскольку, по его мнению, со временем на рынке должен был начаться рост цен. И все же, когда цены на рынке упали, Джоунз захотел сократить объем своих издержек.

Инновационные идеи Джоунза касались формирования структуры его фонда. Это был фонд с ограниченной ответственностью, то есть его деятельность не подпадала под юрисдикцию федеральных регулятивных органов. Проще говоря, организация не была обязана предоставлять информацию о своей деятельности SEC («хеджевый» фонд имеет право работать только с аккредитованными инвесторами). Это означает, что их годовой доход должен составлять не менее 200 тыс. долларов, а собственный капитал - 1 млн. Иными словами, федеральные власти считают таких людей либо опытными инвесторами, либо лицами, имеющими достаточный доход, чтобы нанять профессионального управляющего портфелем ценных бумаг.

Еще один внедренный Джоунзом ключевой инновационный элемент - система комиссионных, выплачиваемых портфельным менеджерам. Их размер составляет 20% от полученной в результате транзакции прибыли, поэтому портфельные менеджеры очень заинтересованы в обеспечении своим клиентам высоких прибылей.

Поскольку Джоунзу не нужно было представлять отчеты о состоянии своего портфеля ценных бумаг, его личность и деятельность были мало известны до 1966 г., когда Fortune поместила на своих страницах статью о Фонде Джоунза. В ней говорилось о том, что по своим показателям он превзошел 5 ведущих взаимных фондов. Это привело к появлению новых «хеджевых» фондов, руководителями которых, в частности, стали Джордж Сорос и Уоррен Баффит.

Многие из образовавшихся «хеджевых» фондов не прибегали к практике «коротких» продаж. В 1960-1970-х годах это было неце-



лесообразно, поскольку на рынке была явно выражена повышательная тенденция. Однако к 1973 г. на фондовом рынке начался спад, и многие «хеджевые» фонды прекратили существование. Возрождаться они начали лишь в 1980-х годах. Некоторые ведущие игроки на фондовом рынке, а среди них, в частности, был Джордж Сорос, часто продают ценные бумаги «в короткую».

Сорос родился в 1930 г. в Будапеште. В возрасте 17 лет он уехал в Англию, где учился в престижной Лондонской школе экономики, а в 1956 г. переехал в США и создал собственный «хеджевый» фонд. Сорос осуществил ряд очень удачных «коротких» продаж, не боясь ориентироваться на акции компас ний, имеющих мощный брэнд. Например, в 1970-х годах он продал «в короткую» акции Avon, курс каждой из которых вместо прежних 20 составлял 120 долларов. Доход Сороса от этой сделки составил около 1 млн долларов.

Использование практики «коротких» продаж оказалось эффективным в условиях рынка с понижательной тенденцией. С 1964-1974 гг. объем торговли принадлежащего Соросу «хед-жевого» фонда Quantum вырос с 6,1 до 18 млн долларов. Одним из наиболее примечательных в этом смысле был 1977 г. И хотя индекс Доу-Джонса снизился на 13%, объем активов фонда увеличился на 31,2.

В 1990 г. Сорос отошел от повседневного руководства своим фондом. Его место занял Стенли Дранкенмиллер, который изменил характер деятельности фонда. Он стал заниматься макросделками, то есть продавать «в длинную или в короткую» национальную валюту, «процентные» фьючерсы* или акции. Однако Сорос по-прежнему участвовал в крупных сделках. Одна из наиболее известных - продажа «в короткую» британского фунта в 1992 г. Доход от нее составил около 1 млрд долларов. У британцев это вызвало возмущение, но Сорос сказал: «Если бы это сделал не я, то кто-то другой». Однако макросделки сопряжены с большим риском. Одним из примеров этого стал случай, когда в 1998 г. Фонд Сороса от торговли на российском рынке понес убытки на сумму 2 млрд долларов.

* Здесь и далее срочные биржевые сделки с кредитными инструментами (депозитами, ценными бумагами), а также контракты, дающие владельцу право купить или продать тот или иной инструмент по оговоренной цене на дату в будущем



Влиятельным управляющим портфелем ценных бумаг был Майкл Штейнхардт. В 1960-х годах, когда ему было чуть больше 20 лет, он стал одним из ведущих аналитиков на Уолл-стрит. В 1967 г. Штейнхардт создал «хеджевый» фонд с первоначальным уровнем капитализации в размере 77 млн долларов. Это был благоприятный момент для создания такого фонда, поскольку американская экономика была на подъеме. Если в названии компании присутствовало слово «информационный», то курс ее акций сразу резко подскакивал вверх. Этот период очень точно назван «временем высокой экономической активности».

Штейнхардт не только скупал акции, но и был уполномочен осуществлять «короткие» продажи. Безусловно, это способствовало повышению эффективности работы его фонда в период спада экономики в 1970-х годах. Достаточно интересно, что в 1960-х годах он приобрел по низкой цене акции ведущих компаний, которые продал «в короткую» в 1970-х годах. В этот период его фонд занимался «короткими» нетто-прода-жами. Иными словами, процент «коротких» позиций превысил процент «длинных». Кроме того, в поле зрения Штейнхардта попали 50 наиболее популярных среди инвесторов в США в 1970-х годах акций. Речь идет о ценных бумагах компаний, которые имеют прочные позиции на рынке. Это такие мегабренды, как GE, Coca-Cola и McDonalds. За счет продажи «в короткую» ценных бумаг упомянутых компаний Штейнхардт заработал несколько миллионов долларов.

Однако и у Штейнхардта бывали неудачные сделки. Одним из самых значительных его промахов стала продажа «в короткую» акций Occidental Petroleum. Он полагал, что рыночная стоимость этой компании завышена и она слишком активно рекламируется. Поэтому продал «в короткую» ее ценные бумаги, когда их стоимость составляла 20 долларов за акцию. Но затем курс каждой из этих акций поднялся до 30 долларов; и Штейнхардт продал «в короткую» еще больше акций этой компании. А спустя некоторое время она объявила о разведке крупного нефтяного месторождения, и курс ее акций повысился вдвое. Однако Штейнхардт не смог спрогнозировать обвал рынка в 1987 г.

К сентябрю этого года на долю его фонда приходилось до 45% от всех совершенных на рынке сделок. В условиях же обвала рынка этот показатель снизился до 4%. Но это не останови-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [ 6 ] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]