назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [ 38 ] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]


38

Вероятно, самый серьезный признак опасности - это ситуация, когда покупатель приобретает ту или иную компанию по завышенной цене. Например, стоит насторожиться, если при слиянии цена продаваемой компании на 50 и более процентов превышает текущую рыночную стоимость компании-поглотителя. Среди прочих признаков опасности необходимо отметить следующие.

О Приобретаемая компания довольно крупная (скажем, на 50 и более процентов крупнее компании-покупателя).

□ Покупатель не платит наличными, а приобретает главным образом, ценные бумаги поглощаемой компании.

О На счету компании-покупателя не одно такое поглощение (например, более 10 в год), что увеличивает вероятность неудачной сделки (даже единственная, она может иметь фатальные последствия).

Весьма показателен в этом смысле пример приобретения компанией Mattel другой - The Learning Company по разработке обучающих компьютерных программ. Стоимость этой сделки, заключенной в мае 1999 г., составила 3,5 млрд долларов. Однако процесс интеграции двух фирм был сопряжен с серьезными проблемами. Добиться полного их слияния не удалось. И в конце 2000 г. Mattel без убытка для себя продала The Learning Company инвестиционной группе Gores Capital, оговорив в условиях договора о сделке для себя получение определенного процента от ее доходов.

Восьмой признак опасности: общественный скептицизм

Некоторых из спекулянтов, работающих на понижение, называют людьми, «которые землю носом роют». Имеется в виду, что они не ограничиваются только изучением финансовой отчетности компании, а беседуют с ее руководством, потребителями и поставщиками; используют, тестируют продукты компании и т.д. Таким образом, они выясняют отношение к ней потребителей: не является ли оно скептическим?

Весьма показателен в этом смысле пример портфельного менеджера одного «хеджевого» фонда в Сам-Тауне. Если он,



например, изучает деятельность какого-нибудь магазина розничной торговли, то посетит несколько торговых точек, поможет людям донести сумки, задавая им в это время вопросы относительно уровня обслуживания.

В течение многих лет работая наставником в школе, он однажды изучал компанию FILA и обратился к детям с просьбой поинтересоваться у друзей, как они относятся к этой компании. Каков был результат этого опроса? Никто не выразил желания приобрести обувь данной компании. Затем он позвонил ее руководителям и поинтересовался, что они предприняли бы в случае снижения объема продаж? Ему ответили, что в этом случае они снизили бы цены. Тогда этот портфельный менеджер вновь спросил у детей о желании приобрести обувь компании по более низкой цене. И как это ни забавно, но лишь немногие дали положительный ответ, поскольку, как объяснили дети, складывается впечатление, что эта обувь недостаточно качественная. Он продал «в короткую» ценные бумаги компании по цене 70 долларов за акцию, а выкупил их для закрытия позиции по 7, получив прибыль в несколько миллионов долларов. Беседы с потребителями окупились с лихвой.

Хороший способ заблаговременно получить информацию о негативном отношении потребителей к той или иной компании - местная пресса. Зачастую именно в ней появляются первые слухи о проблемах, с которыми сталкивается компания. Например, Джим Чанос получил настораживающую информацию о потенциальных проблемах в деятельности Enron в начале 2001 г. из опубликованного в Wall Street Journal материала. Общественность же узнала о трудностях, с которыми столкнулась компания, лишь через несколько месяцев.

Еще один источник информации для работающего на понижение спекулянта - чат или форум на сайтах. Речь идет об онлайновых системах, которые позволяют инвесторам обмениваться мнениями по поводу состояния рынка и курса ценных бумаг. Наиболее популярны форумы на нижеследующих сайтах: MotleyFool.com; Ragingbiill.com; Siliconinvestor.com; Yahoo.com.

И хотя некоторая информация, размещаемая на форуме, может оказаться полезной спекулянту, играющему на понижение, совершенно очевидно, что не все так с этим однознач-



но. Свое сообщение на форуме может оставить даже 16-летний подросток, участником форума может оказаться и уволенный сотрудник компании, которому захочется оклеветать бывших работодателей. Поэтому, если вы увидите сообщение, начинающееся, например, словами; «Я только что разговаривал с главным администратором компании» или «Мне доподлинно известно, что компания осуществляет мошеннические операции с ценными бумагами», - не обращайте на него внимания. Иногда его целесообразнее концентрировать на рекламных плакатах: порой «непримиримая война» между ними, когда противоборствующие стороны выступают с выпадами в адрес друг друга, дает повод проанализировать их содержание. Возможно, вас насторожит какой-нибудь пресс-релиз, на который вы раньше не обратили внимания, или вы посмотрите на материал, изложенный в инвестиционных проспектах компании под иным углом зрения.

Первое инициирующее событие: снижение курса акций

Как только вы накопите достаточное количество признаков опасности, можно решать вопрос о целесообразности продажи акций той иной компании «в короткую», Вне всякого сомнения, чем их больше, тем лучше. Однако, как уже отмечалось в начале главы, это вовсе не значит, что курс «сомнительных» акций упадет.

Падение курса акций расценивается спекулянтами, работающими на понижение, как один из самых общепринятых признаков опасности. Но давайте рассмотрим это на примере. В течение года вы, например, ведете мониторинг деятельности производителя игрушек Big Fail Corp. Компания имеет достаточно эффективную систему управления, придерживается довольно жизнеспособной бизнес-модели и характеризуется высокими темпами развития. Тем не менее вам представляется, что в скором времени начнется спад популярности продукта этой компании на рынке (первый признак опасности). Если ваши прогнозы верны, у нее мало возможностей для расширения своей деятельности на рынке, а это свидетельствует о наличии второго признака опасности.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [ 38 ] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]