назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]


37

они «заказными»? Если получите отрицательный ответ, а, судя по характеру, материал все же был «заказным», это стоит расценивать как еще один признак опасности.

Как правило, услуги компаний, взаимодействующих с инвесторами, оплачиваются наличными или ценными бумагами. Когда цены на них повышаются, IR-компании обычно их продают. В представляемых такими компаниями отчетах должна быть отражена информация, касающаяся принадлежащих им ценных бумаг. Но надо знать, что компания, имеющая прочные позиции на рынке, не станет проплачивать аналитические отчеты о своей деятельности. Она скорее предпочтет, чтобы результаты ее финансовой деятельности изучались независимыми аналитиками.

Безусловно, компании, занимающиеся активной рекламой, могут быть и очень преуспевающими, и заслуживающими внимания. Однако активная реклама способствует тому, что цены на акции таких компаний устанавливаются с учетом их «безупречной репутации». Такая ситуация наблюдается, когда та или иная компания становится фаворитом на Уолл-стрит. А это значит, что у нее из квартала в квартал удерживаются хорошие финансовые показатели; она работает на быстро развивающемся рынке и относится к числу ведущих на мировом или внутреннем рынке.

Курс ценных бумаг такой компании растет, и активная реклама приобретает все большие масштабы. Но, если она не оправдает ожиданий, последствия будут весьма впечатляющими: Уолл-стрит сбросит ее акции и сфокусирует внимание на других фаворитах.

Одним из верных признаков того, что та или иная компания выходит на чрезмерно высокий уровень активной рекламы, является появление фотографии ее главного администратора на обложке крупного издания. Приведем пример. На обложке Business Week от 8 мая 2000 г. была напечатана фотография весьма импозантного основателя Oracle Ларри Эллисона в солнечных очках. Надпись на обложке гласила: Oracle: Почему опять прохладно?».

Эта компания является одним из ведущих разработчиков программных средств для баз данных. Как явствовало из ста-



тьи, ее собственные базы данных - самый современный продукт на рынке. Одна из причин такого заявления заключается в том, что базы данных имеют принципиально важное значение для существования современных сайтов. И Эллисон действительно заявил, что его компания определяет развитие Интернета. Но, несмотря на хвалебной тон публикации, в ней было несколько важных признаков опасности. Oracle столкнулась с усилением конкуренции, а ее новая линия продуктов для электронного бизнеса была разработана и выпущена на рынок с опозданием на год.

К моменту появления статьи ценные бумаги компании продавалась по 37 долларов за акцию (при этом имел место «плит» из соотношения 2:1). Вполне вероятно, что фотография Элли-сона на обложке журнала стимулировала курс акций компании, выросший после этого и несколько последующих месяцев державшийся на уровне 46 долларов. Однако к 2001 г. они стоили всего 11 долларов.

В ряде случаев компании сами начинают верить тому, что о них говорится в прессе, хотя это можно рассматривать и как очень важный признак опасности. Поговорка: «Гордыня до добра не доведет» - вполне подходит к компаниям, акции которых целесообразно продавать «в короткую», В этой связи может возникнуть вопрос: каковы признаки «спесивых» компаний? Безусловно, нет абсолютных рекомендаций, но можно выделить несколько характерных признаков опасности.

□ Компания оплачивает размещение рекламных щитов на стадионах (это обошлось, например, PSINet за рекламный щит на стадионе в Балтиморе в 105 млн долларов, а компания все-таки обанкротилась; Enron также заплатила Houston Astros немалую сумму за рекламный щит на стадионе, который после ее банкротства вновь перешел в собственность Astros Field).

□ Компания выходит на новые рынки, совершенно не связанные с тем, на котором она работает обычно. При этом топ-менеджмент объясняет такой шаг стремлением расширить рамки деятельности компании и развивать новые технологии. Но в состоянии ли он сам разобраться в положении на новых рынках?



□ Главный администратор пишет статьи о «реорганизации деятельности» своей компании - или даже книгу о ее достижениях. В качестве примера приведу Эла Данлэпа с его «Меап Business: Mow I Save Bad Companies and Make Good Companies Great». Уже название книги «свидетельствует» о больших достижениях автора. Однако последняя компания, где он работал главным администратором, обанкротилась (речь идет о Sunbeam).

П Претенциозные заявления. В 1999 г. на конференции по вопросам развития энергетики председатель Enron Кен Лей рассказывал о том, каким образом его компания добилась роста показателя рыночной капитализации на 900%: в цифровом выражении это составило 40 млрд долларов. И заверял, что в ближайшем десятилетии этот успех повторится...

Седьмой признак опасности: слияния

Представьте себе ситуацию: вы смотрите утренний выпуск CNBC, где диктор берет интервью у главных администраторов двух компаний, которые приняли решение о слиянии. Их заявления звучат очень оптимистично: они говорят об экономической эффективности и многочисленных выгодах такого шага. Данное слияние позволит расширить масштабы деятельности образуемой компании (что, в свою очередь, позволит увеличить объем ее прибыли). В результате курс вновь образованной компании повышается. Но что, если через год навести справки о курсе акций новой компании?

Вполне вероятно, что стоимость ее ценных бумаг окажется ниже обещанной. Дело в том, что органично интегрировать две компании в одну - особенно когда это касается крупных слияний - и управлять вновь образованной компанией довольно сложно. Практика свидетельствует о том, что, как правило, слияния и приобретения оказываются не в интересах акционеров.

Примерами нашумевших, но далеко не беспроблемных, слияний стали Daimler Benz и Chrysler, AOL и Time-Warner; Cendant и CUC.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]