назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]


36

Более того, еше один признак опасности - переход компании от одной бизнес-модели к другой. Именно так дело обстояло в случае с Enron. И хотя эту компанию можно рассматривать как типичную, имеющую неадекватную бизнес-модель, оа - далеко не единственная фирма, которая строит свою деятельность на столь шатком основании.

; По мнению Марка Робертса, который занимается публикацией отчетов Off Wall Street, с развитием сети Интернет появилось огромное количество компаний, которые не имеют эффективно работающей бизнес-модели. В качестве примера он привел Chemdex, которая создала свой сайт для работы с потребителями в режиме В-2-В в сфере биотехнологий. На первый взгляд, идея была проста; компания взимает небольшие комиссионные за транзакции, осуществляемые через онлайновую систему своей торговли. Проблема, однако, заключалась в том, что количества таких транзакций оказалось недостаточно для того, чтобы достичь необходимой для обеспечения рентабельности компании критической массы. Тогда Chemdex переключилась на другую отрасль. И даже изменила свое название - теперь она называлась Ventre. Несмотря на все это, объем транзакций по-прежнему был недостаточным для получения прибыли.

Мог ли инвестор понять, как именно обстоят дела у компании? По мнению Робертса, да. Для этого нужно было выполнить несложные математические расчеты. А даже самые оптимистичные подходы к расчету потенциальной доли компаний на рынке свидетельствуют о том, что рассматриваемая нами занимает на нем относительно небольшую долю. Помимо этого - без всяких преувеличений - имелось несколько сотен компаний (все они располагали солидной наличностью), которые также стремились попасть на этот рынок,

Наблюдается и другая ситуация: рынок может оказаться достаточно большим, но структура себестоимости - неэффективной. В качестве примера можно привести онлайновые компании-поставщики марок. Используемые ими технологии действительно были защищены соответствующими патентами, что препятствовало их распространению на рынке. К сожалению, сам процесс продажи марок в онлайновом режиме оказался слишком затратным - независимо от объема продаж.



И наконец, компания может попытаться сопоставить свою бизнес-модель с существующими в других отраслях. Как мы уже знаем, именно так поступила Enron, В 1998 г. эта компания утверждала, что специализируется исключительно на поставках природного газа. Однако годом позже она стала называться торговой компанией New Economy.

В свете новой бизнес-модели этой компании, как торговой, Джим Чанос сравнил показатели ее деятельности с аналогичными показателями по другим брокерским компаниям. Как правило, эти компании реализуют товары по стоимости в два раза превышающей их остаточную стоимость. Enron же увеличивала эту стоимость в шесть раз. Из этого, по мнению Чаноса, следовало, что номинальная стоимость ценных бумаг данной компании была завышена.

Пятый признак опасности: неэффективный менеджмент

Успех или неудача компании на рынке во многом определяется деятельностью ее руководящей группы. Что делала бы Microsoft без Билла Гейтса? Вполне вероятно, ее дела обстояли бы не столь благополучно, как сейчас.

Изучая деятельность компании, важно проанализировать методы работы ее руководства и навести соответствующие справки о членах руководящей группы. В частности, целесообразно поискать информацию о компании в Интернете, используя для этого соответствующие поисковые системы, например www.google.com. Необходимо обратить внимание и на следующую информацию.

□ Наличие каких-либо претензий к компании со стороны регулятивных органов (одним из признаков опасности служит наличие исков, возбужденных SEC против компании, или штрафов, выставленных Комиссией данной компании по итогам проведенных расследований).

□ Факты неудачной деятельности компании на рынке - речь, в частности, идет о банкротствах.

□ Наличие у членов руководящей группы серьезного опыта работы в данной отрасли.



Шестой признак опасности: активная (крикливая) реклама

Всем компаниям хочется, чтобы отклики на их деятельность носили благоприятный характер. Это способствует повышению курса акций, дополнительно стимулирует работу сотрудников (способствует и повышению стоимости принадлежащих им акций/опционов), а также привлекает новых клиентов. Однако некоторые компании уделяют слишком много времени активной рекламе в ущерб повышению качества своих продуктов. Для того чтобы о деятельности компании публиковалось достаточно много материалов, главный администратор компании дает многочисленные конференции, часто появляется на телевидении; его заявления цитируют СМИ. Иными словами, компания прилагает усилия для совершенствования своей PR-деятельности. И хотя в структуре больвшнства компаний имеется Специальный отдел такого направления, если компания ежедневно выпускает несколько пресс-релизов, составленных высокопарным языком (например: «Этот продукт радикально изменит вашу жизнь»), значит, она строит деятельность на крикливой рекламе.

Акцентирование внимания на PR-деятельности может расцениваться как намерение компенсировать недостатки в организации внутренней структуры компании. Она может пойти даже на то, чтобы нанять фирму, которая готовила бы о ней «блестящие» материалы типа «Лидер продаж». Но они, как правило, носят ярко выраженный оптимистичный характер.

Обычно такие материалы готовятся и публикуются небольшими фирмами, специализирующимися на отношениях с инвесторами. Целесообразно зайти на сайт одной из них, чтобы узнать о компаниях, с которыми эта фирма взаимодействует (вот где вы найдете новых кандидатов на «короткие» продажи!). Менялся ли курс акций компаний, которым она делает рекламу? Зачастую сразу же после появления публикации курс акций поднимается, но затем быстро возвращается на прежний уровень.

Фирмы, взаимодействующие с инвесторами (iR-компании), обязаны предоставлять информацию, в частности, относительно того, публикуют ли они «заказные» статьи. При наведении спра-в°к касательно таких публикаций поинтересуйтесь, были ли

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]