назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]


35

конкурентном рынке. В 1800-х годах титаны промышленности Дж. Рокфеллер и Дж. Морган установили монополию на громадных по масштабам рынках, чтобы стабилизировать свои прибыли.

В условиях действия антимонопольного законодательства и сформированного мирового рынка компаниям стало очень трудно бороться с конкурентами. Вполне типична ситуация, когда та или иная из них стремительно достигает вершин, после чего столь же быстро теряет свои позиции на рынке, поскольку оказывается вытесненной другой, только появившейся на рынке, компанией. В главе 12 вы узнаете, что для высокотехнологичных компаний самая сложная задача заключается в переходе от одного поколения продуктов к другому. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что компании-лидеры на любом сегменте рынка в подобной ситуации чувствуют себя уязвимыми.

Спекулянтам, работающим на понижение, нужно очень тщательно анализировать информацию, касающуюся конкуренции на рынке. А она неизбежна, и компании-лидеры могут оказаться в довольно сложном положении. Это значит, что они становятся кандидатами на «короткую» продажу. Факторы, свидетельствующие об усилении конкуренции на рынке, могут быть следующими:

□ предоставление скидок;

□ обращения в Конгресс или другие государственные структуры с просьбой о помощи;

□ возбуждение исков против конкурентов; О снижение объема прибыли;

□ невыполнение ожиданий Уолл-стрит в течение нескольких кварталов.

Еще один фактор, который нужно иметь в виду, - время дерегулирования той или иной отрасли экономики. А речь о том, что в отрасли, где некогда царил монополист, появляются новые участники рынка, составляющие ему конкуренцию. При этом следует иметь в виду, что она в данной отрасли - явление совершенно новое конкуренция становится одним из объективных факторов, на который участники данного сегмента рынка просто не знают, как адекватно реагировать.



Дерегулирование в ссудовспомогательной сфере введено в начале 1980-х годов. Это привело к усилению конкуренции на этом сегменте. Многие компании, специализирующиеся на ссудовспомогательной деятельности, в итоге понесли убытки и обанкротились. Менее чем через 10 лет после этого федеральному правительству пришлось помогать этой отрасли. А такие спекулянты, работающие на понижение, как Джим Чанос, получили немалую прибыль, продав «в короткую» акции ряда ее компаний.

Тем не менее, у них все же есть возможность бороться с конкуренцией. Одна из них - оформление патентов для того, чтобы обойти своих конкурентов. Хотя этот способ не столь надежен и прост, как может показаться инвесторам.

В качестве примера приведем действительно революционную методику операции - LAS1K. Уже многие люди знают, что после этой операции человеку больше не нужны очки. И хотя это не слишком приятная информация для компаний-производителей очков и контактных линз, она явно может порадовать компании, производящие соответствующие технологии для хирургических вмешательств.

Пионером в области LAS1K была VISX. В конце 1990-х годов цена на ее акции установилась на очень высоком уровне - около 100 долларов за акцию. И это было вполне объяснимо, В конце концов, компания была очень рентабельной, оформив на свои технологические разработки более 100 патентов - отдельный на каждый соответствующий тип технологических разработок (федеральное правительство выдает патенты для того, чтобы стимулировать инвестиции компаний в перспективные разработки).

Патентование может служить своего рода барьером на пути конкуренции. Если некая компания использует уже существующую технологию, она нарушает действующее законодательство в области патентоведения. Тогда компания - держатель Патента, например VISX, может подать иск на фирму-нарушителя или выдать другой компании лицензию на определенную технологию, получив за это соответствующие комиссионные (их размер может оказаться весьма внушительным).

Несмотря на все это, курс акций VISX начал падать. Почему? Компании-конкуренты разработали более совершенные



технологии, следовательно, не посягали на патенты VISX; при этом им не приходилось платить VISXи комиссионные за лицензию. Доходы VISX таят на глазах.

Случается, что в условиях конкуренции, для того чтобы «подвинуть» какую-либо компанию с ее лидирующих позиций на рынке, требуется несколько лет. И, как свидетельствует практика, конкуренция весьма часто представляет опасность для компаний. Следовательно, состояние конкуренции на рынке - фактор, на который спекулянты, работающие на понижение, должны обращать очень большое внимание.

Четвертый признак опасности: неэффективная модель ведения бизнеса

Бывает и так, что та или иная компания имеет топ-менеджмент, располагает значительными объемами наличных средств - и все равно терпит неудачу на рынке. Происходит это из-за того, что руководствуется она неправильной бизнес-моделью, которая и определяет успех ее деятельности. Наличие у компании серьезного бизнес-плана позволяет ей иметь четкие представления относительно путей и способов получения прибыли. Хотя приведенное утверждение кажется очевидным, существует немало компаний, которые сумели убедить инвесторов в целесообразности покупки их акций даже тогда, когда их бизнес-модели уже «не работали».

Enron - классический пример компании, имеющей некорректную бизнес-модель. Чем больше Джим Чанос - спекулянт, работающий на понижение, - изучал материалы о ее деятельности, тем хуже понимал, какой бизнес-моделью она руководствуется. Дело в том, что председателю и главному администратору было довольно сложно изложить бизнес-модель компании в письмах, ежегодно направляемых акционерам.

Тогда возникает вопрос: если сама компания не может разобраться в своей бизнес-модели, как это сделают потребители? Отсутствие четкой, грамотно сформулированной бизнес-модели, которая однозначно определяет приоритетные направления деятельности компании, - один из верных признаков того, что она сталкивается с некоторыми проблемами.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]