назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]


33

В этой главе мы рассмотрим сначала общие признаки опасности. По ним можно выявить компании, акции которых целесообразно продавать «в короткую». Затем перейдем к trigger events, подтверждающим, что признаки опасности имеют под собой реальную почву.

В настоящее время невозможно четко провести черту между признаком опасности и событием инициирующим, что, впрочем, типично для инвестиционной деятельности в целом. Дело в том, что тщательный анализ информации, касающейся акций - потенциальных претендентов на осуществление «коротких» продаж, - позволяет инвестору разработать собственную систему оценки. При этом следует иметь в виду, что признаки опасности зачастую прослеживаются в финансовой отчетности компании (подробный анализ этих документов дается в главах 6-9).

Первый признак опасности: цикличность популярности лидеров рынка

Что касается популярности лидеров на финансовом рынке, она время от времени восстанавливается и держится в течение нескольких лет. Хотя потребители неизбежно начинают терять интерес к продукту компании, некогда занимавшей лидирующее положение на рынке. В результате компания быстро становится банкротом.

Для спекулянтов, работающих на понижение, это очень хорошая новость. Вместе с тем бывают ситуации, когда «мания» не просто оказывается временным повальным увлечением потребителей продуктом/услугой, а превращается в долговременную тенденцию, Когда в 1960-х годах McDonald приобрел популярность, многие инвесторы полагали, что этот взлет популярности - не более чем увлечение. Безусловно, фирма продолжала свое восхождение на Олимп рынка, утверждаясь в роли лидера формирующегося рынка быстрого питания. Но задача инвестора заключается в том, чтобы отличить крикливую рекламу от реальной заинтересованности потребителей в продукте/услуге. И выделяется ряд отраслей, которые особенно подвержены таким колебаниям потребительского спроса.

Ресторанный бизнес, который характеризуется очень высокой конкуренцией. Вкусы людей быстро меняются, и бук-



вально за одну ночь некогда модный ресторан может перейти в категорию второразрядных. Зачастую рестораны ориентируются на определенную кухню, руководствуясь вкусами посетителей. Классическим примером в этом смысле может служить ресторан Plane/ Hollywood, Его деятельность была окружена невероятным блеском, а в число владельцев входили такие всемирно известные звезды, как Деми Мур, Брюс Уил-лис, Арнольд Шварценеггер. И первоначальное публичное предложение акций было весьма впечатляющим. В 1996 г. курс ценных бумаг Planet Hollywood вырос до 18 долларов за акцию. Однако готовили в ресторане не слишком хорошо, и в скором времени посетители потеряли к нему интерес. В итоге начался спад и в деятельности компании, после чего она в 1999 г. обанкротилась.

Einshteins Bagels еще один пример такого повального увлечения определенным продуктом на рынке - бубликомания. В середине J 990-х годов невозможно было полностью удовлетворить этот спрос американцев. В 1996 г. курс ценных бумаг компании повысился с 17 до 36 долларов за акцию. Но и это увлечение прошло, а курс акций упал. В 2001 г. ее ценные бумага продавались по цене 5 центов за акцию!

Производство игрушек. Дети во многом определяют популярность продуктов/услуг на рынке. Эти увлечения в течение некоторого времени могут носить ярко выраженный характер, а потом буквально «в один момент» сойти на нет. Рынок игрушек тоже сильно подвержен колебаниям, связанным с изменением вкусов потребителей. В конце концов, существует же несколько компаний - производителей куклы Барби?

Классическим примером «моды» на игрушки стали куклы из Cabbage Patch (Страна Капустных листьев), выпускаемые компанией Coleco. Поначалу казалось, что каждый американский ребенок мечтает иметь хотя бы одну из этих кукол. И компания даже оказалась не в состоянии удовлетворить спрос на этот продукт, что лишь усилило ажиотаж. Но когда дети переключились на другие игрушки, это повальное увлечение «улетучилось», и в 1988 г. фирма обанкротилась.

Happiness Express прославилась в свое время нашумевшими Power Rangers (рейнджерами), созданными на основе персона-



жей очень популярного детского мультипликационного сериала. Это обеспечило компании 80% общего объема прибыли. Однако, несмотря на увеличение спроса, ее ежемесячные убытки составляли около 1 млн долларов. А когда увлечение этими игрушками совсем прошло, компания пришла в упадок и в 1996 г. тоже обанкротилась.

Технологическая сфера. Betamax в свое время была «держа-тельницей» самой современной технологии, но впоследствии уступила пальму первенства VHS. Потому что производственный цикл технологических компаний очень короткий. Запустив на рынок продукт-хит, они не всегда оказываются в состоянии повторить успех.

Например, в начале 1980-х годов наблюдался стремительный взлет компании Lotus, которая разработала инновационную программу для табличных вычислений под номером 123. Но не сумев закрепить успех разработкой еще одной программы блок-бастера, фирма сначала была разорена падением курса акций, а в 1995 г. и поглощена компанией IBM в результате слишком жесткой конкуренции на рынке.

Как показала практика, Интернет не стал исключением с точки зрения подверженности перепадам в увлечениях потребителей, В середине 1990-х годов широко распространилось мнение о том, что торговля станет осуществляться исключительно в онлайновом режиме. Но даже это не было действительно инновационной идеей. В середине 1980-х годов многие полагали, что все будут пользоваться телемагазииами. Этим обстоятельством и было обусловлено повышение курса акций компании Ноте Shopping Network. Ее ценные бумаги в 1986-1987 гг. выросли более чем на 1500%! Однако уже в конце октября 1987 г. у компании начались проблемы на фоне снижения интереса потребителей к ее услугам. Курс ценных бумаг снизился до 5 долларов за акцию, поскольку уменьшилось число пользователей телемагазинами.

Показательным примером компании, чья деятельность напрямую зависела от «моды» на рынке, является eToys (рис. 5.1).

В 1999 г. курс ее ценных бумаг вырос с 20 до 86 долларов за акцию. Показатель рыночной стоимости превосходил даже аналогичный показатель Toys«R»Us- компании, занимающей прочное положение на рынке. Однако eToys не удалось долго держать-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119]