Глава 9
Маркет-мейкерские стратегии
Говори мягко, но держи в руках хорошую дубину - далеко пойдешь.
Теодор Рузвельт
Выше уже говорилось, что торговля, как и любое дело, требует организации и умелого подхода. Эта глава будет посвящена именно этим вопросам: мы покажем, что такое искусство торговли, т.е. какие стратегии и тактики используют внутридневные трейдеры. Конечно, мы не сможем подробно рассмотреть все множество существующих стратегий, которыми пользуются трейдеры, - для этого просто не хватит места, но основные будут представлены. Каждую такую стратегию можно отнести к одной из двух категорий: перед вами либо маркет-мейкерская стратегия, либо инерционная. Такое деление просто и понятно, и помогает довольно легко разобраться в бесконечном потоке рыночной информации.
Настоящая глава рассматривает маркет-мейкерские стратегии и методы. Маркет-мейкерские стратегии определяются рыночными условиями, при которых они используются, и величиной кратных R (или прибыли, которую вы планируете получить). Эти стратегии применяются обычно в условиях спокойного рынка, т.е. они лучше всего подходят для размеренной торговли в середине дня. В отличие от инерционных, маркет-мейкерские стратегии ориентируются на меньшую прибыль, обычно кратную 1 или 2 R. В качестве при-
мера проанализируем две маркет-мейкерские игры - одну для NYSE, а другую для NASDAQ. Об инерционных стратегиях речь пойдет в гл. 10.
Вера в торговую систему - основа торговли
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных стратегий и тактик, обратимся к тому, что необходимо в первую очередь: основам торговли в маркет-мейкерском «королевстве». Как я уже говорил, торговать можно лишь тем способом, в прибыльности которого вы уверены. Если вы намерены пользоваться любой из моих маркет-мейкерских стратегий, то вы должны проникнуться моими убеждениями. Конечно, можно открыть позицию маркет-мей-керского типа независимо от того, разделяете вы мои убеждения или нет. Никто вам запретить этого не может. Но если вы хотите использовать эти стратегии, невзирая на любые препятствия, и получать прибыль, необходимо иметь систему убеждений, подтверждающую правоту ваших действий. Без этого ваша уверенность в успехе испарится при первом же убытке. Я предлагаю вам взять на вооружение мою систему убеждений (рис. 9-1) или хотя бы взять ее за основу при создании собственных маркет-мейкерских убеждений.
Стратегии и тактики
Стратегия имеет дело с планом «всей картины», тактикой же являются конкретные действия, которые мы предпринимаем для реализации своей стратегии. Футбольный тренер, например, мог бы сказать: «Мы выиграем игру, используя слабости в защите противника». Это стратегия. А потом он дал бы указание: «Делайте короткие передачи на центр». Это тактика.
Нечто похожее можно наблюдать и в торговле. Но здесь стратегия выглядела бы так: «Выясню, кто по этим акциям самый сильный маркет-мейкер, и буду покупать, когда он покупает, и продавать, когда он продает». Тактические приемы тоже будут сформулированы несколько иначе: что делать, торговля - не футбол.
Определяя свою тактику, трейдер скажет: «Буду наблюдать за экраном второго уровня, поскольку Goldman (GSCO) - это «топор» и нетто-покупа-тель. Я знаю это, поскольку очень часто у Goldman лучший бид, но не лучший аск. Поэтому каждый раз, когда он будет выставлять бид, я буду выставлять на У выше и попытаюсь купить перед ним».
Маркет-мейкерские убеждения
1. Торговля акциями имеет колебательный характер.
2. К середине торгового дня колебания обычно уменьшаются.
3. Колебания напоминают синусоиду.
4. Покупайте вблизи дна (область поддержки).
5. Продавайте вблизи вершины (область сопротивления).
6. Маркет-мейкерские стратегии лучше всего работают в середине дня (медленная торговля) или в условиях спокойного рынка.
7. Маркет-мейкерские стратегии больше всего подходят для акций, рынка которых не коснулись никакие существенные новости (для малоизвестных акций).
8. Маркет-мейкерские стратегии применяют к акциям «хорошего поведения». Это подразумевает: (а) низкую волатильность во время торговли и (б) достаточный объем (я, например, работаю только с высококапитализированными компаниями NASDAQ).
9. Если вы встаете перед маркет-мейкером, не перебивайте его котировку больше чем на 716 вверх или вниз.
10. Минимальный коридор для таких стратегий - х/л в NASDAQ и У8 на NYSE.
Рисунок 9-1.
Как видите, стратегии и тактики весьма различны, и можно с уверенностью сказать, что за каждой сделкой - несколько стратегических и тактических факторов.
Маркет-мейкерские стратегии - это стратегии, используя которые мы действуем на рынке как маркет-мейкеры. Как правило, это попытка либо заработать на спрэде, либо выиграть с небольшим R, когда акции торгуются в коридоре.
Философия
Философия этой стратегии довольно проста и основана на убеждении, что маркет-мейкеры знают рынок лучше, чем публика, и поэтому редко ошиба-