назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [ 85 ] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


85

Таблица 3. Сравнительный анализ экономических интересов коммерческого банка и его клиента

№ п/п

Параметры клиента

Внешние параметры

Партнеры

Финан-

сово-

хозяй-

ствен-

состояние

Банковское обслуживание

Управленческий (произ-водст-вен-ный) учет

Экономические интересы клиента

Получение лицензий, льгот, квот, выигрыш тендеров, лоббирование, реклама, маркетинг, представительство интересов

Поставщики, потребители, конкуренты, проверка контрагентов, целевые рьшки, перспективные планы

Ликвидность, достаточность оборотного капитала, страхование имущества и предпринимательского риска, качество дебиторской задолженности, финансовый, операционный, производственный рычаги

Потребность в финансировании, доходность и надежность размещения временно свободных средств, инвестиции, сроки прохождения платежей

Учетная политика, формализация и автоматизация учета, постановка \Т1равленческого учета, внешний аудит, контроллинг, бизнес-диагностика, финансовая оценка, бизнес-планирование, бюджетирование и т.п.

Параметры банка

Прибыльность (доходность)

Ликвидность

Собственный капитал

Активы

Привлеченные заемные средства

Экономические интересы банка

Увеличение операционной маржи, повышение доли работающих активов, увеличение отношения Прибыль/Капитал, банковское налоговое планирование

Заемные ресурсы на рынке МБК, наличие легкореализуемых активов, структуризация заемных привлеченных ресурсов

Структура акционерного капитала, стержневой и добавленный капитал, адекватность капитала, мультиплицирующий эффект капитала

Качество доходных активов, снижение среднего уровня риска активов, диверсификация кредитных вложений

Рост пассивов заданной структуры (срок, объем, стоимость), регулирование средней стоимости привлеченных средств, определение характеристик привлеченных ресурсов (цикличность, пики поступлений/списаний, детерминированность, частота трансакций, диверсификация по сегментам рьшка (инвестиционные компании, небанковские финансовые организа-

Производство

Логистика

Внутренняя оргструктура

Условия внешнеэкономической деятельности, сроки реализации продукции (работ, услуг), циюшчность производства, повышение фондоотдачи и производительности труда, сокращение непроизводительных издержек, гибкая переориентация производства

Складские помещения, снабжение, сбыт (дилерская и представительская сети), объем товарных запасов по товарным группам, таможня, транспорт

Клиентская база

Традиционные банковские риски

Производственная: переспециализация подразделений, оптимизация материальных потоков, внутрихозяйственный механизм (центры прибыли и затрат). Организационная:созда-ние, слияние, ликвидация или сокращение численности управлен-

Меж-банко-вские коммуникации и региональная поли-тика

ции, торговля, промышленность и т.д.) Повьш1ение удельного веса средних клиентов, выделение приоритет ных клиентов (более полный набор услуг, технологические цепочки продвижения средств клиента в банке), пакетирование услут, связанных между собой и предоставляемых различными продуктовыми подразделениями банка, информация об основной деятельности клиента с целью выявления и «расшивки» узких мест] с помощью банковских финансовых технологий

Управленческий (опера-ционно-стоимостной) учет в режиме «оп line» для контроля за рисковой экспозицией банка (риски: процентный, валютный, ликвидности), мониторинг деятельности и кредитные риски, перераспределение кредитных рисков за счет привлечения страховщиков к кредитному процессу и четкого определения видов обеспечения, построение системы управления рисками

Формирование коррсе-ти, адекватной объемам и направлениям операций, лимиты по банкам-корреспондентам, построение региональной сети, исходя из экономической целесообразности и финансовой привлекательности ре-

гиона. наличия привле-



продолжение табл. 3 1 2

Персонал

Налоговое планирование и консалтинг

Привлечение ресурсов через рынок капиталов

ческих служб, персональные перестановки

Потребности в персонале, в т.ч. в области финансов, в социальном обеспечении и обсл>жи-вании (негосударственные пенсионные фонды), страхование персонала, схемы минимизации налогобложения фонда заплаты, формы и размер оплаты труда, обслуживание оплаты труда (банковские мастиковые карточки)

Планирование операций по оптимальному налогообложению: прогнозирование налогооблагаемой базы, подготовка для ее уменьшения, а также для применения налоговых льгот, документов, оформление и расчеты, финансовый инжиниринг, инвестиционное консультирование, аудиторский консалтинг и т.п.

Выход на рынок капиталов: элшссии ценных бумаг, международные депозитные расписки, андеррайтинг

Технологическая цри-влека-тель-ность

Выход на мировые рынки капиталов

Инвестиционная стратегия

кательной клиентуры, расчеты экономического обоснования открытия региональной сети филиалов

Формирование внутрибанковской технологической среды (включая автоматизацию банковс-ких операций и порядка взаимодействия подразделений по удовлетворению потребностей клиента), при которой предоставление услуг клиенту тождественно удовлетворению большинства его потребностей при соблюдении текущих и стратегических финансовых интересов банка, формирование имиджа высокотехнологического банка

Доступ к относительно» дешевым источникам финансовых ресурсов международных финансовых институтов и банков, установление лимитов по гарантиям, которые принимаются зару-lj бежными банками по! экспортно-импортным]! операциям, вхождение bjj международные банков- ские рейтинги

Эффективный портфель прямых инвестиций, ликвидные портфели спекулятивных инвестиций, доверительное управление активами клиентов

Как видно из сравнительного анализа (см. табл. 3), экономические интересы сторон-участников не совпадают и имеют отдельные вкрапления по пересечению экономических интересов. Поэтому для решения вопросов обеспечения обратной связи меж-518

ду продуктами и услугами банка, предлагаемьаш непосредственно участникам свободного рынка - потребителям - функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка возлагается на банковский менеджмент (см. рис. 3).

Управляющие воздейсвия банка

Банковский менеджмент (исполнительная система)

Управляющие воздейсвия банка

Удовлетворение

потребностей

рынка

Удовлетворение

потребностей

рынка

Реакция участников свбодного рынка

Банковский менеджмент (разработка управляющих воздействий)

Реакция участников свбодного рынка

Рис. .3. Схема разработки и реализации управляющих воздействий в банке по удовлетворению потребностей участников свободного рынка на основе обратной связи

Постоянное из.менение внешних условий, в которых осущест-*вляет свою деятельность кредитная организация, требует соответ-ствутощей реакции со стороны коммерческого банка, глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продтсга, помимо простых операщш и игр на обменных курсах рубля. Банки постоянно должны удовлетворять новые пофебности рынка и банковской клиентуры, быть готовыми к обострению неценовой конкуренции с небанковскими финансовыми организациями. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на слабьтй взаимообмен информацией и плохую координацию этих направлений деятельности. Именно из-за отсутствия взаимодействия функциональных подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главной задачей банковского менеджмента является задача построения системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов слож-



ной динамической системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, и определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент, как система отношений, представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров. Иными словами, банковский менеджмент представляет собой воздействие на взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:

финансово-экономических показателей (ФЭ);

организационного построения, отвечающего адекватному решению стоящих перед банком задач (ОП);

функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).

Если отранжировать системные параметры, то упрааление ими можно представить в следующей соподчиненности и непосредственной взаимосвязи:

ФЭ ОП ФТ. Схематично банковский менеджмент, как упрааление системой отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия финансово-экономических, организационных и технологических параметров, представлен на рис. 4.

банковский менеджмент

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

Г-------

Исследование финансовых операций с целью разработки и построения рациональных систем управления, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка

Управление человеческим капиталом: развитие инновационного потенциала персонала,построение основ мотивации и стимулирования эффективного использования человеческого капитала. Оптимизация оргструктуры банка

Административное управление персоналом: набор персонала, организация оплаты труда, выплаты пенсий, организация обучения и продвижения персонала в банке

Рис. 4. Функционально-технологическая дифференциация банковского менеджмента Примечание: пунктиром показана организационно-административная связь по выполнению функций.

Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению отношений, связанных с формированием и использованием денежных потоков, комплексным решением задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка, решает система управления, которая и получила название «финансовый менеджмент».

Одной из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях является отсут-твие единообразной технологии управления экономическими роцессами в кредитной организации в рамках существующей дитно-банковской системы. Главной же особенностью финан-ового менеджмента в коммерческом банке в условиях рыночной кономики является то, что банк - это единственный экономичес-су&ьект, который системно управляет всеми функциями денег в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Объект деятельности финансового менеджмента в коммерчес-ом банке - процессы управления финансовыми операциями 1анка и денежными средствами банковской клинтуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке - разработка и использование систем и методик рационального планирования и реа;шзации финансовых операций.

Цель финансового менеджмента в коммерческом банке - определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функциона.льно-техноло1Т1ческих систем, обеспечивающих планирование и решшзацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах.

Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в табл. 4.

Таблица 4. Параметры - режим деятельности

Заданные параметры

Режим деятельности

Максимизация прибыли банка

Максимизация ликвидности банка

Сбалансированность прибыли и ликвидности банка

Минимально допустимая нормативная ликвидность

Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка

Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой банка на основе ее дифференциации по срокам, объемам и стоимости в соответствии с возможностями активных операций банка

Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [ 85 ] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]