назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [ 84 ] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


84

Таблица 1. Функции банковского менеджмента

Финансовый менеджмент

1. Управление активами и пассивами

2. Управление ликвидностью

3. Управление собственным капиталом

4. Управление заемным капиталом

5. Управление банковскими рисками

6. Управление кредитным портфелем

7. Организация внутрибанковско-го контроля

Управление персоналом

1. Администрирование системы организации и оплаты труда

2. Организация подбора и расстановки персонала

3. Организация системы подготовки персонала

Банк - это организация, которая осуществляет управление капиталом: собственным и заемным. При этом капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Но понятие «капитал» можно рассматривать и с позиции чего-либо основополагающего в развитии социально-экономических процессов. Это опеределение капитала представляет собой отношения между людьми, определяющие успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Поэтому управление человеческим капиталом - это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, понимание роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это может быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он вьщеляет в рамках своей миссии или философии существования в обществе. Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому процессы управления человечесгатм капиталом должны происходить в неразрывной связи с >ттравле-нием собственным и заемным катшталом, обеспечттвая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в форме таблицы (см. табл. 2).

Таблица 2. Задачи банковского менеджмента

„Задача

«Банковская политика

Банковский маркетинг

J]ojiepmaHHe решаемых задач

Создание 1банковских продуктов

Формирование клиентской базы банка, обслужи-Iвание клиентов, продажа услуг

1. Постановка главных задач, выделение основной! цели существования банка

2. Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка

3. Разработка методологии управления деятельностью банка

4. Разработка организационной структуры банка в соответствии с выбранной политикой развития! банка

5. Стратегия управления персоналом банка:

• в области организации работы персонала;

• в области определения эффективности работы персонала;

• в области моттгвации персонала;

• в области cтиfyлиpoвaния инновационного потенциала персонала;

• в области продвижения персонала.

1. Установление существующих и потентщальных рынков банковских услуг

2. Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры

3. Установление долго- и краткосрочных целей для разв1ггня сушествующих и создания новых видов-банковсыгх услуг

4. Внедрение новых видов услуг в практику и кон- троль банка за реализацией программ внедрения I

1. Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка

2. Внедрение новых банковский технологий обслуживания клиентов

1. Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлен ченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица)

2. Завоевывание новых рынков банковских услуг

3. Повышение конкурентоспособности, расширение! ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков



Экономика и финансы

Информационно-аналитическое обеспечение

Администрирование

Приращение капитала Управление прибылью и ликвидностью Максимизация управленческого вознаграждения Обеспечение стабильности развития банка Обоснование финансовых решений Управление издержками банка

1. Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций

1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в со-ответствие с выбранной стратегией развития банка]!

В свою очередь, банковский менеджмент - это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т. д. (см. рис. 2).

Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может бьггь представлена следующим образом:

1. Программирование деятельности банка - формирование целевой программы деятельности банка.

2. Планирование деятельности банка - разработка перечня количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры банка (размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных и пассивных операций, мультипликативный эффект собственного капитала банка и т. д.), которые должны изменяться на интервале планирования деятельности.

3. Информационно-аналитическое обеспечение, основой которого являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой.

4. Экономика и финансы - обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за слу-512

чайными факторамт!, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени вьшолнения программы банка.

5. Технология - разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды (клиентуры банка), а также связь разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.

6. Маркетинг - выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.

7. Контрольно-административная деятельность, которая включает в себя обслу-живание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.

8. Экспертиза и консультации - экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней средъг

9. Обеспечение - материально-техническое и кадровое обеспечение.

10. «Паблик рилейшнс» - информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы «банковский продукт - клиент» на рьшок.

/7\£] Основное назначение банка - посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связано с тем, что банк по своей экономической природе - финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике и не является собственником привлеченных денежных средств, а клиент - наоборот, как правило, владелец произведенных товаров и услуг, которые в основном имеют материальное наполнение. Но реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам - увеличение объемов производительных активов. Эти две цели должны быть увязаны для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике. Результаты сравнительного анализа экономических интересов коммерческого банка и участника свободного рынка - клиента банка представлены в табл. 3.



УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БАНКА

УПРАВЛЯЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Программирование деятельности:

разработка комплексных программ и проектов; методогюгизация управляющих воздействий; разработка методик управления деятельностью

Финансы:

финансовое планирование;

управление фондами; организация внешних и внутренних оборотов: организация процессов капитализации финансовых средств; организация учета и контроля

Контрольно-административная деятельность

обслуживание процессов оперативного управления: контроль исполнения; организация работы аппаратов;

разработка регламентов; делопроизводство и архивирование

Планирование деятельности

организация и управление процессами планирования, систематизация и комплек-сирование разработок; выдача принципиальных и технических плановых заданий;

мониторинг процессов на соответствие планов и коррекция планов

Экономика деятельности; экономическое планирование;

экономический мониторинг; организация учета и отчетности;

координация экономического взаимодействия структур; налоговое планирование

I Объекты оперативного управления в банке

Активные операции:

кредитные операции; межбанковские депозиты; инвестиционная деятельность;

лизинг; - " факторинг; работа с акциями; работа с производными ценными бумагами; работа с гхзсударствен-ными ценными бумагами

Планово-экономическая , работа:

сводный экономический анализ;

перспективное планирование;

планирование бюджета

Пассивные операции: Эмиссия акций банка; эмиссия долговых обязательств банка: банковские вклады юридических и физических лиц межбанковские депозиты; доверительные операции с банковской клиентурой

Расчетно-кассовое обслуживание:

технология проведения расчетов;

инкассация; ь рекламация

Информационно-аналитическое обеспечение: сбор и накопление информации; обработка и анализ; информационное обслуживание деятельности, аннотация информации и информационные услуги

Маркетинг

разработка маркетинговых аспектов программ; разработка стратегий маркетинга;

маркетинговый мониторинг;

систематизация продуктов как товара; проектирование процессов маркетинга

Технологии;

разработка технологических аспектов деятельности, технологизация реализационных процессов; формализация технологических средств; технологическая унификация;

разработка технологических средств деятельности и взаимодействия

Право:

правовой мониторинг процессов;

правовое обеспечение деятельности; защита интересов банка в суде и арбитраже; контрактное обеспечение; мониторинг нормативно-правовой базы; претензионная деятельность

Паблик релейшнс; планирование и организация акций по созданию и развитию общественных связей;

организация лоббирования;

мониторинг имиджа банка; организация внешней общественной поддержки

Финансовая работа:

учет рублево-кассовых операций;

учет валютных и валютно-кассовых операций; учет внутрибанковских операций;

учет операций с ценными бумагами;

внутрибанковский аудит и контроль

Автоматизация банковских систем:

SWIFT;

эксплуатация профаииных средств;

перспективные разработки и телекоммуникации

Корреспондентские отношения:

клиринговые расчеты; корсчета в рублях, инвалюте и ОКЗ

Неторговые операции:

координация раЬоты обменных пунктов;

кассовые операции и залы депозитного хранения

Юридическая деятельность:

правовое обеспечение взаимодействия с органами власти и управления, хозяйственных операций и трудовых отношений

Экспертиза и консалтинг

мониторинг деятельности банка;

экспертиза и консультации;

организация и проведение экспертного сопровождения проектов; экспертные исследования проектов и их сопровождение

Обеспечение:

снабжение;

кадровое обеспечение; диспетчирование хозяйственных процессов; хозяйственное управление структурами банка; безопасность банка; компьютерное обеспечение;

организация рабочих мест

Техническое управление:

поддержка сетевого оборудования и комплектации компьютерной техники; сигнализация и технические средства охраны

Управление персоналом:

подбор кадров;

организация профессиональной подготовки

Связи с общественностью:

информационно-исследовательское обеспечение и реклама

РЫНОК БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

1 -------------

Рис.2. Принципиальная схема организации структуры управляющих воздействий в коммерческом банке

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [ 84 ] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]