назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [ 82 ] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


82

Решение

1. Себестоимость самостоятельно изготовленной комплектующей детали (вариант А) содержится в условиях задачи. Сравним эту цифру (0,5 руб./шт.) с себестоимостью приобретения детали дая случая, когда высвобождающееся оборудование не будет никак использоваться (вариант Б). Бьшо бы ошибочно думать, что себестоимость приобретения детали совпадает в этом случае с ее покупной ценой (0,37 руб.). Дело в том, что при покупке детали на стороне предприятию не удастся ликвидировать все постоянные издержки, падающие на эта детали. Поэтому себестоимость 1триобретения деталей составит (0,37 руб. х 250 ООО + 50 ООО руб.-- 10 ООО руб.) : 250 ООО = 0,53 руб./шт, что на 0,03 руб. дороже самостоятельного изготовления. Покупка 250 ООО деталей обошлась бы на 7500 руб. дороже их производства.

TaKHNi образом, выгоднее делать детали на предприятии. И если бы не стояла задача улучшения использования оборудования, то можно было бы считать вопрос закрытым. Придется продолжить решение.

2. Если комплектующие детали будут приобретены на стороне и оборудование останется бездействующим, то предприятие потеряет возможность заработать 18000 руб. прибьши и обратить эту упущенную выгоду в экономию. С учетом этого обстоятельства вариант В обойдется в (132 500 руб. - 18 ООО руб.) : 250 ООО = 0,46 руб. и окажется самым выгодным из всех.

Общий вывод: Вариант В следует признать наилучшим для предприятия.

Делая такой вывод, менеджмент еще не берет в расчет неколичественные факторы, способные повлиять на решение. Например, руководство отдела контроля качества может счесть, что предприятие обеспечит надлежащее качество деталей только в случае их собственного производства, и этот довод перевесит все расчеты себестоимости. Начальник отдела снабжения может выразить сомнение в гарантированности своевременных поставок комплектующих деталей, и тогда придется выбирать между вариантами Б и В, даже не рассматривая варианта А. В то же время производственный отдел может поставить во главу угла недостаток рабочих рук, оборудования или дефицит редких металлов, которые трудно купить по выгодной цене для производства комплектующих деталей... Принимая окончательное решение, необходимо учитывать

всю совокупность количественных и неколичественных факторов.

При наличии значительных запасов сырья или полуфабрикатов (устаревших, подпорченных, дефектных, но не безнадежных) перед руководством встает вопрос, продать ли эти запасы в том виде, как они есть, или продолжить обработку и довести их до состояния готового продукта. Обработка потребует дополнительных расходов. Решая поставленный вопрос, проводят сравнение ликвидационной стоимости запасов (потенциальной выручки от их реализации, она же в данном случае - и прибыль от реализации) с прибылью от их продажи после дополнительной обработки. В каком варианте предприятие получит наибольшую прибыль? При этом прошлые (так называемые исторические) издержки на приобретение запасов не рассматриваются больше, ибо, действительно, они не играют теперь никакой роли. По сути, речь вновь идет о применении инкрементального анализа, и задачу можно решить также способом сравнения прироста выручки с приростом издержек. Что перевесит?

Пример 8

Предприятие имеет 1000 устаревших деталей для компьютеров, приобретенных ранее за 200 ООО руб. Что выгоднее: обработать детали с издержками 40 ООО руб. и продать их за 64 ООО руб., или продать их за 17 ООО руб. без всякой обработки?

Решение

Ликвидационная стоимость деталей составляет 17 ООО руб. Эта сумма представляет собой прибьшь от реализации деталей, поскольку их продажа, по условиям задачи, не потребует никаких дополнительных издержек. Прибьшь от реализатщи деталей в случае их дополнительной обработки составит (64 ООО руб. - 40 ООО руб.) = 24000 руб. Выгоднее заняться доводкой деталей.

JJSM 1- Этот вывод подтверждается с помощью инкре-ментального анализа: прирост выручки по сравнению с приростом издержек выше для случая продажи обработанных деталей.

2. В примерах 3, 7 и 8 обстоятельствами, в значительной степени повлиявшими на выводы менеджмента, явились так называемые вмененные издержки. Это максимальные суммы упущенной выгоды, не получаемые предприятием в случае отказа от тех или иных альтернативных вариантов действий. Еще точнее, это наибольшие суммы валовой маржи либо прибыли, которые могли бы быть получены.



если бы руководство выбрало наилучший из отброшенных вариантов. Вмененные издержки пошива рубашек (пример 3) составляют 240 ООО руб. валовой маржи, которая получена пошивом брюк, а вмененные издержки пошива брюк составляют 180 ООО руб. Вмененные издержки продажи деталей для компьютера без обработки (пример 7) равны 24 ООО руб. - именно эту сумму предприятие не получило бы, реши оно не доводить детали до товарного вида. Вмененные издержки от продажи обработанных деталей составляют 17 ООО руб. - их можно получить немедленно, но потерять доход от более выгодной альтернативы. Читателю предлагается самостоятельно определить вмененные издержки альтернативных вариантов из примера 8.

Пример 9

Предприятие выпускает технически сложную продукцию, производство которой требует значительного количества комплектующих деталей. Предприятие может покупать эти детали по цене 100 руб./шт. или производить их у себя. Определить, что более выгодно для предприятия (порог рентабельности перейден).

Себестоимость производства деталей на самом предприятии:

Прямые переменные издержки Постоянные накладные расходы

85 руб./шт. 20 руб./шт.

ИТОГО полная себестоимость

105 руб./шт.

Решение

Более выгодным является собственное производство комплектующих: экономия средств составит 15 руб./шт., так как постоянные издержки в краткосрочном периоде уже покрыты реализацией основной продукции.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Особенности финансового менеджмента

в коммерческом банке

Финансовый менеджмент малого

предприятия

Практикум



ГЛАВА 1

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

1.1. Предмет финансового менеджмента в коммерческом банке

Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому коммерческий банк представляет собой деловое предприятие, которое оказывает услути своим клиентам, т. е. вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовьк небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны.

Поэтому коммерческий банк представляет собой:

во-первьк, коммерческую организацию, которая привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях платности, возвратности и срочности, а также осутцествляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции;

во-вторых, финансовое предприятие, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (зайдюв), выступает посредником во взаимных платежах и расчетах между юридическими и физическими лицами.

Хотя Бпрязтую банки денежные noTOKii не создают, а их обслуживают, функции коммерческого банка выражаются также в том, что они являются средством продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственньк связей других участжков рынка - промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения - через их денежные потоки.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [ 82 ] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]