По диагонали АВ проходит граница между двумя основными зонами.
• Над диагональю - зона успехов - зона положительных значений аналитических показателей.
• Под диагональю - зона дефицитов - зона отрицателып>1х значений аналитических показателей.
Мы предпримем сейчас небезопасное путешествие по матрице, пройдемся по каждому из квадратов, чтобы обсудить различные возможности, открывающиеся перед предприятием, а также благоприятные и неблагоприятные последствия тех или иных экономических рещений и мероприятий. Каждый квадрат снабжен кратким и выразительным девизом, непривычным для уха российского финансиста. Не будем, однако, отступать от оригинала.
ТРИ ПОЗИЦИИ РАВНОВЕСИЯ:
РФХД - о, квадраты 1, 2, 3.
Квадрат 1: «Отец семейства»
Темпы роста оборота ниже потенциально возможных. Не все внутренние ресурсы предприятия задействуются. Предприятие уменьшает задолженность и обходится по все возрастающей пропорции собственными средствами, почти не пользуясь эффектом финансового рычага.
• При повышенных темпах роста
оборота это «завидное» предприятие; оно располагает неиспользованными возможностями развития. При реактивиз-ации этих возможностей есть шанс переместиться в квадрат 4 (политика привлечения заемных средств) или в квадрат 2 (рост инвестиций или даже инвестиционный рьшок).
• При пониженных темпах роста оборота - это стареющее предприятие. Если оно не переориентируется, то через ряд промежуточных положений со временем переместится в нижние квадраты.
Квадрат 2: «Устойчивое равновесие»
Устойчивость равновесного состояния... Как сохранить эту ценную характеристику деятельности предприятия?
• Если поставлена цель поспевать за бурным развитием рынка, то првде-тся задействовать финансовые результаты, разуравновесить РХД и перемещаться к квадратам 3, 5 или 8.
• Напротив, при замедленных по сравнению с быстро возрастающими рыночными возможностями, разумно рассчитанных темпах роста оборота происходит перемещение в квадраты 1, 4 или (если кредиторы не испытывают доверия к предприятию, а темпы роста оборота низковаты) 7.
Квадрат 3: «Неустойчивое равновесие»
Это не совсем естественное положение. До поры до времени удается устоять благодаря форсированию задолженности...
• Если, следуя за рыночной конъюнктурой, реинвестировать прибыли и любой ценой продолжать наращивать темпы роста оборота, то необходимость стабилизации РФД подводит фирму к стратегаи увеличения собственных средств (квадрат 8).
• Если же удается добиться увеличения рентабельности, превышающего те\шы роста оборота, то предприятие будет перемещаться к 5-му квадрату (или ко 2-му, если темпы роста оборота и рентабельности сравняются).
ТРИ ПОЗИЦИИ ДЕФИЦИТА:
РФХД < о, квадраты 7, 8, 9.
Квадрат 7: «Эпизодический дефицит»
Речь идет о десинхронизации сроков потреблеттия и поступления ликвидных средств: предприятие продолжает увеличивать задолженность, не снижая прежних темпов роста инвестиций (за
счет денежных поступлений; за счет увеличения капитала в ущерб дивидендам).
• Если экономическая рентабельность растет быстрее оборота, то происходит перемещение в квадрат 2 или в квадрат 1.
• В противном случае предприятие рискует угодить в квадрат 8, а затем и в квадрат 9.
Квадрат 8: «Дилемма»
Предприятие частично использует свои возможности наращивания задолженности, но этого мало для покрытия дефицита ликвидных средств, обеспечения внутренних потребностей функционирования.
• Если уровень экономической рентабельности восстанавливается или даже начинает превышать ТРО, то возможен подъем в квадрат 2 или хотя бы в квадрат 7 (если кредиторы не испытьшают доверия к предприятию).
• Если экономическая рентабельность стагнирует или умень шается, то не миновать квадрата 9.
ВСвадрат 9: «Кризис»
В затруднительном положении целому ряду предприятий приходится прибегать к дезинвестициям (чтобы прекратить обескровливание результата хозяйственной деятельности), к различным видам финансовой поддержки (для стабилизации результата финансовой деятельности), к дроблению на малые предприятия (чтобы было легче обратить ТФП в отрицательную величину) и перемещаться в квадраты 8 или 7.
ТРИ ПОЗИЦИИ УСПЕХА:
РФХД > о, квадраты 4, 5, 6,
Квадрат 4: «Рантье»
Предприятие довольствуется умеренными по сравнению со своими возможностями темпами роста оборота и поддерживает задолженность на нейтральном уровне. В такой ситуации все зависит от уровня и динамики эконо-мическойрентабельности.
• При невысоком и практически неизменном уровне экономической рентабельности риск перемены знака эффекта рычага (вследствие
повышения процентных ставок) и конкуренция тянут предприятие к квадрату 1 или 7.
• При повышенной и (или) возрастающей экономической рентабельности предприятие может начать подготовку к диверсификации производства или к наращиванию оборота - либо же щедро награждает акционеров диввдендами (квадрат 2).
Квадрат 5: «Атака»
Предприятие продолжает увеличивать заимствования, хотя интересы сохранения внутреннего равновесия того, возможно, и не требуют. Часто это связано с началом политики диверсификации, подготовкой к инвестиционному рывку.
• Если поддерживается достаточный уровень экономической рентабельности, то возможно перемещение в квадрат 2.
• При падении уровня экономической рентабельности предприятие рискует угодить в квадрат 8.
Квадрат 6: «Материнское общество»
Предприятие становится материнской компанией и обеспечивает финансирование дочерних обществ за счет увеличения заемных средств.
• Если соотношение заемные средства/ собственные средства поднимается слишком высоко, то возникает тенденция к перемещению в квадрат 4.
• Либо же, если рынок сбыта мате-ринского общества «стареет», исчерпывается - возникает тенденция к перемещению в квадрат 5.
Вы уже, очевидно, заметили, что в квадрат 6 не удается войти ни из Одного из соседних квадратов. Видимо, чтобы попасть в этот квадрат, нужно заняться учредительством. Предостережем, однако, от создания «пустых холдингов»: из чудесного 6-го квадрата так легко соскользнуть вниз...
И последнее. Бывает, правда, редко, что по сумме РФД и РХД предприятие оказывается в квадрате 6, даже и не будучи материнским обществом. Желаем такой фирме как можно дольше оставаться в столь завидном положении.
Мы предприняли небезопасное путешествие по матрицам финансовой стратегии. Наш вояж завершился квадpaтaffl успеха, но опьпные предприниматели знают: расслабляться нельзя никогда.
3.3. Финансовое прогнозирование
Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т. е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и дпя финансового бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Интерференция кратко- и долгосрочных аспектов финансового менеджмента присутствует в финансовом прогнозировании в самой явной форме. Отправной точкой финансового прогаозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.
Обозначим основные шаги прогнозирования потребностей финансирования:
1. Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами.
2. Составление прогноза переменньк затрат.
3. Составление прогноза инвестищш в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж.
4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств (раздел 1.3 части И).
Первый шаг делают маркетологи. Второй, третий и четвертый - за финансистами. Какие же методы помогают сделать эти шаги?
Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них - так называемый бюджетный - основан на концепции денежных потоков (см. раздел 1.2 части I) и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Советуем заинтересованному Читателю для детального ознакомления с этим методом обратиться к специадьной литературе по бизнес-планированию. Второй метод, обладающий преимуществами простоты и лаконичности, мы сейчас рассмотрим. Речь пойдет о так называемом «методе процента от продаж» {первая модификация) и «методе формулы» {вторая модификация).
Итак, все вычисления делаются на основе трех предположений:
1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, кстати, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выруки.
2. Процент увеличения стоимости .основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с техьюлогическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. п.
3. Долгосрочные обязательства и актгионерный капитад берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибьши на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибьши базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибьшь (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность реализованной продукции*) и вычита-