назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [ 52 ] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


52

шая предприимчивость, коммерческая подвижность, более усовершенствованная организация у В по сравнению с А и Б идет к тому же на пользу связанным через него хозяйственным субъектам, производителю и потребителю: чем более совершенно торговое предприятие, тем более активно торговля служит народному хозяйству в целом. Этот пример, кроме того, показывает, что принцип выгоды автоматически переходит в высший экономический принцип; больше того, что коммерческое правило о дешевой покупке и дорогой продаже ни в коем случае не является руководящим, а должно следовать другим принципам, в особенности принципу крупного и скорого оборота.

Простой цифровой расчет показал, что достижение большого оборота имеет величайшее значение в торговле.»

Резюмируя выкладки швейцарского профессора, мы можем сделать вывод, что в условиях конкуренции имеет больший смысл ускорять оборачиваемость оборотных средств, чем упорствовать на максимизации нормы прибыли на каждую единицу реализуемого товара.

/Л В условиях инфляции для большинства предприятий оборот важнее прибыли. Подходит ли этот принцип для вашего предприятия?

Определение скидок покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование) - наша следующая задача.

Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец, по существу, предоставляет своему партнеру кредит, который, вопреки бытующему мнению, отнюдь не является бесплатным. Вот только которому из этих двух персонажей приходится платить, не открывая кошелька? Предоставляя отсрочку в 45 дней, вы идете на уттущенную выгоду - тот же убыток - по крайней мере в сумме банковского процента, который мог бы «набежать» на вашу сумму за полтора месяца, получи вы ее немедленно. Более того, если Bauia рентабельность превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная вами в оборот, могла бы принести еще большее приращение.

С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах развитой рыночной экономики давно был найден и успешно применяется способ облегчения страданий поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование. Превратить муку в сшчошное удовольствие, конечно, не удалось, но...

...представьте себя на месте плательщика. Если вы оплатите товар до истечения определенного срока, то сможете воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока вы платите сполна, разумеется, укладываясь в договорный срок платежа. Что вам выгоднее: оплатить до заветной даты, даже если придется воспользоваться для этого банковским кредитом, mm дотянуть до последнего и потерять скидку? Вряд ли стоит спешить с ответом. Давайте сопоставим «Цену отказа от скидки» («Approximate percentage cost of not taking discounts») со стоимостью банковского кредита (и то, и другое - на базе годовых процентных ставок). Взвесим издержки альтернативных возможностей!

ЦЕНА ОТКАЗА ПРОЦЕНТ СКИДКИ ,пп . , ОТ СКИДКИ " .„„ПРОЦЕНТ 1UU/C СКИДКИ

360 дней

МАКСИМАЛЬНАЯ ПЕРИОД, В ТЕЧЕНИЕ " ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО

ОТСРОЧКИ ПЛАТЕЖА, дней

ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СКИДКА, дней

Если результат превысет ставку банковскою процента, то лучще обратиться в банк за кредитом и оплатить товар в течение льготного периода.

Вот пример из американской практики.

Товар продается на условиях: скидка 1% при платеже в 15-дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней*. Уровень банковского процента ~ 10% годовых.

1% 360 дней

HEIiA ОТКАЗА

ОТ СКИДКИ 100%-i:

: X 100 X

30 дней - 15 дней

- = 24,2%.

Поскольку 24,2% > 10%, есть смысл воспользоваться предложе-f нием поставщика: отказ от скидки обойдется на 14,2 процентньтх f пункта (или более чем вдвое) дороже банковского кредита.

Решим еще одну задачку? Предлагаемое условие оплаты: 3/15, net 45. Покупатель же оплачивает на 20-й день и спокойно пользуется скидкой. Разделяем ли мы гнев поставщика? (Банковский процент все тот же - 10%).

В контрактах это принято обозначать так: 1/15, net 30.



ЦЕНА ОТКАЗА от СКИДКИ (при пла- = - теже на 20-й день) °

хЮОх, ,=44,5%.

45 дней - 20 дней

ЦЕНА ОТКАЗА ОТ СКИДКИ (при платеже = не позднее 15-го дня)

хЮОх

360 дней

45 дней - 15 дней

= 37Д%.

44,5% - 10% > 37,1% - 10%.

Наши симпатии всецело на стороне поставщика. Но при этом мы с Читателем подмечаем, что увеличение продолжительности льготного периода способно привлечь покупателей; упущенную же выгоду поставщика (скидки, ожидание, хотя и сокращенное) можно считать своеобразной ценой победы в конкурентной борьбе.

Оплачивать счета все-таки надо добросовестно. Поставщик из предложенной задачки имеет все основания для взыскания недополученной суммы, возможно, и с процентом за каждый день просрочки.

Подведем некоторые итоги.

Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

Читателю еще не захотелось испробовать этот метод на своем предприятии? Или Внутренний Голос уже намекает на высокие банковские процентные ставки, длительное прохождение платежей по банковским каналам и низкую платежную дисциплину? Но, может быть, стоит заложить неделю-две задержки платежей и процентов 40-50 годовых (цена отказа от скидки при банковской ставке 30 процентов) в свою систему скидок? И, конечно, в любом случае рекомендуем внимательно рассчитывать раз.мер скидок, а не назначать их произвольно, наспех, как это обычно делается в текучке оперативной хозяйственной работы.

Эффективность упрааления текущими активами и текущими пассивами можно также повысить, разумно используя учет векселей и факторинг с целью превращения ТФП в отрицательную величину и ускорения оборачивае.мости оборотных средств.

Действующее законодательство по вексельному обращению дает определение векселя и подробно регламентирует действия всех персонажей вексельные операций, поэтому нет смысла останавливаться на этих вопросах. Интерес сейчас вызывает только главное экономическое предназначение учета векселя: немедленное превращение дебиторской задолженности поставщика в деньги на

gro счете. Но за это удовольствие приходится платапъ. В буквальном смысле «Время - деньги» (рис. 15).

ЮтысрУ.

15 ноября

30 декабря

Товар отгружен. Нужны деньги,

а до срока получения платежа............................еще целых 45 дней

Банк удерживает дисконт (или учетный процент) 0,4 тыс. руб.

10 тыс. руб. - Дисконт = 9,6 тыс. руб.

15 ноября

Выход найден: УЧЕТ ВЕКСЕЛЯ! Обязательства покупателя неляед-ленно превращаются в наличность

Рис. 15. Учет векселя

nurvnuT гтпь[1?;?г?;! СУММА ВЫПЛАТЫ

ДИСКОНТ, руб. = СТОИМОСТЬ -БАНКОМ КЛИЕНТУ

В нашем примере величина дисконта составляет 0,4 тыс. руб. Немало, но, учитывая уровень банковских процентных ставок за кредит на момент выхода в свет этого издания, вполне реалистично.

Величина дисконта прямо пропорциональна числу дней, остающихся от дня учета векселя до срока платежа по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки:



НОМИНАЛ ЧИСЛО ДНЕЙ ОТ ДАТЫ УЧЕТНАЯ ВЕКСЕЛЯ, X УЧЕТА ДО ДАТЫ х СТАВКА ДИСКОНТ, руб. ПЛАТЕЖА ПО ВЕКСЕЛЮ БАНКА. % руб- 100% X 360 дней

Чем больше номинальная стоимость векселя, тем большую с\мму удержит банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней остается до срока платежа по векселю, тем меньший дисконт причитается банку.

Далее. Чтобы ускорить получение денег по векселю, владельцу не обязательно продавать его банку. Можно и заложить. Но при этом, как правило, банк требует так называемого аваля, т. е. гарантии своевременности платежа по векселю. Авалистом (гарантом, поручителем) может выступать третье лицо, либо одно из лиц, подписавших вексель.

Теперь о факторинге*.

Слово factor в переводе с английского языка означает маклер, посредник. С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

1) факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) - специализированное учреждение, покупаюшее счета-фактуры у своих клиентов;

2) клиент (поставщик товара, кредитор) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;

3) предприятие (заемщик) - фирма-покупатель товара. Взаимоотношения между этими персонажами представлены на

рис. 16.

Факторинговые услуги предоставляются «без финансирования» или «с финансированием».

В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа.

* Более подробно см. Булатова М. Г. Факторинг, - в кн.: Финансовый менеджмент /Авт. колл. под руководством Е. С. Стояновой - М.: Перспектива, 1993, с. 133-144.

г-продукции-

Факторинговая компания или факторинговый отдел банка

Оплата-i

с, с

Покупка платежных требований

Анализ платежеспособности (кредитоспособности)

о

Поставщик

Поставка "продукции

Покупатель (дебитор)

Рис. 16. Организация факторинга

Во втором случае клиент может требовать немедленной отшаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в с чете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.

Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, поскольку досрочное предоставление денежных средств клиенту равносильно вьщаче ему кредита. Наиболее важной услугой здесь является гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и международных операций: факторинговая компания обязана оплатить клиенту все акцептованные счета-фактуры даже в случае неплатежеспособности должников.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:

1) комиссии (платы за обслуживание в процентах от суммы счета-фактуры) и

2) процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.

Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т. е. получения денег по неоплаченным требованиям и счетам-фактурам, особенно привлекательна для мелких и средних пред-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [ 52 ] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]