назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [ 48 ] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


48

Название метода

Содержание метода

Преимущества метода

Недостатки мегода

Сфера применения метода

1. Метод полных издержек

К полной cvTirae затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна локрыть за-граты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные поапины

Обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемой прибыли

Игнорируется эластичность спроса. Снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек. Цена не может быть установлена до тех пор, пока не определена доля постоянных затрат в обшей их сумме и не определен уровень спроса, а уровень спроса не может быть выявлен без установления цены

Наиболее распространенный метод. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наибо.аее эффективен при расчете иен на товары пониженной конкурентоспособности

2. Метод стоимости изготовления

К полной сумме затрат (на единицу товара) на покупное сырье, материалы, узлы, полуфабрикаты добавляют сумму (процент, норму прибыли), соответствутощуто собственному вкладу пpeдпpиятLЯ в формирование стоимости изделия

Учитывается собственный вклад предприятия п на-рашивание стоимости товара

Метод не применим для ценовьи решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек

Применяется в специфических условиях и в особых случаях:

1. При принятии решений о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства; об отказе или продолжении конкуретиой борьбы-

2. Цри принятии решений об изменении ассортиментной структуры производства (определении наиболее и наименее рентабельных изделий, изменении струк-турь1 продаж;

3. При принятии решений по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам 1

Продолжение табл. 6

3. Метод маржинальных издержек

4. Метод рентабельности инвестиций

К переменным затратам па единицу продукции добавляется сумма (процет), покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибьыи

Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность ие ниже стоимости заемных средств, К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит

Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. Внедрение метода облепшется официальным введением в учетную практику и отчетность классификации затрат на условно-переменные и условно-постоянные

Ед инственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара

Метод основан на немарксистской теории стоимости и пока недостаточно известен в России; его внедрение наталкивается иа неприятие частью хозяйственников «импорт-пых» приемов ведения дел

Высокий уровень ставок процентов за кредит и их неопределенность во времени в условиях инфляции

Метод применим практически тя любых предприятий

Отлично подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производикгых товаров с устоявшейся рыночной пеной, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рьпючной ценой

N3 (О «I



о §

з; I н

S =

- т о г с i<; £

U I Т

со с ш с S

с- S

ю СЗ о X «

05 о о i-

С! ° О)

,5- С со О S

U с.

i!e i ll

n -

ga n s w

1

U С Ч

&5

3 5 s a 3

e о 1-е-с.

о о ч- i<

а с в

" ж -

o-S " о ..X и пю

Я я га

»- 5 I

i-i 2 н к ;Э s (u 3 к g

Фирма планирует сумм> постоянных затрат 2 ООО ООО руб. в год и надеется получить 4 ООО ООО руб. прибыли. Рассчитать цену.

Решение

Желательный результат от реализации после возме- 2 ООО ООО руб.+

щения переменных затрат + 4 ООО ООО руб,=

(Постоянные затраты + Прибьиь) = 6 ООО ООО руб.

Желательный результат от реализации после возме- 6 ООО ООО руб. : щения переменных затрат на единицу изделия : 10 ООО шт. =

= 600 руб.

Цена {Переменные затраты на единицу usdejiUH + 1400 руб. + + Mejiam&mHuu результат от реализации пос%е воз- Л- 600 руб.= мещения переменных затрат на единицу изделия) = 2000 руб.

Пример 3. Применение метода рентабельности инвестиций

Компания устанавливает цену на новое изделие. Прогнозиру-ело>1Й годовой объем производства - 40 тыс. штук, предполагаемые переменные затраты на единищ изделия - 30 руб. Общая сумма постоянных затрат - 800 ООО руб. Проект потребует дополнительного финансирования (кредита) в размере 1 ООО ООО руб. под 20% годовых. Рассчитать цену.

Решение

Переменные затраты на единицу изделия

Постоянные затраты на единицу изделия

30 руб.

800 ООО руб.: 40 ООО pv6. = 20 руб.

Суммарные затраты на единицу изделия 50 руб.

Желательная прибыль (1 ООО ООО руб.х 0,20) :

: 40 ООО шт.= 5 руб. (не ниже)

Цена

не ниже 55 руб.

Пример 4. Применение метода прямьк затрат

Фирма находится в процессе установления цены на новую модификацию традиционного продукта. Бухгалтерией собраны следующие данные (руб.).

На единицу Общая сумма Прямые материалы 6

Прямая зарплата 4

Переменные накладные расходы 3

Постоянные накладные расходы ,

(на 10000 ед.) 7 ,70 000



Переменные сбытовые и административ-

ные расходы 2

Постоянные сбытовые и административ- 1 10 000

ные расходы

Установим предельную цену реализации. Решение

В данном методе за основу себестоимости прини.мается производственная себестоимость. Сбытовые и административные издержки в эту базу не включаются, а предусматриваются в надбавке. Первый шаг состоит в вычислении себестоимости производства единицы продукта. Для нашего случая это 20 руб.

руб.

Прямые материалы . , 6

Прямая зарплата ,. . 4

Накладные расходы (3 руб. - переменные и 10

7 руб. - постоянные, или 250% от прямой зарплаты) :

Итого 20

Предположим, что для расчета предельной продажной цены фирме необходима надбавка в размере 50% себестоимости производства. Часть издержек, которая связана со сбытом и административными расходами, будет скрыта в этой надбавке. Тогда предельная цена реализации составит 30 руб.:

руб.

Прямые материалы ,,, 6

Пря.мая зарплата 4

Накладные расходы L2

Итого себестоимость производства 20

Надбавка на покрытие сбытовых и административных расходов и желаемую прибыль - 50% ceбecтoиocти производства 10

Предельная цена реализации 30

Некоторые фирмы выделяют сбытовые и админист-ративные расходы, добавляют их к себестоимости производства, а затем плюсуют надбавку на желаемую прибыль. Другие, подобные фирме из нашего примера, предпочитают эти издержки не включать в базу себестоимости. Например, зарплату президента компании трудно разделить на каждый продукт и прош,е учесть, увеличивая надбавку.

Пример 5. Вновь - применение метода маржинальных издержек

Используя исход1ше условия предыдущего примера, продемон-сфируем еще раз метод маржинальных издержек. Определим базу расчета сокращенной себестоимости (на основе переменных затрат).

Решение

Сокращенная себестоимость составит 15 руб. на единицу про-луктши, а цена - 30 руб. за единицу:

руб.

Прямые материалы 6

Прямая зарплата 4

Переменные накладные расходы 3

Переменные сбытовые и административные расходы . 2

Итого переменные издержки 15

Надбавка для покрытия постоянных издержек и жела-емой прибыли - 100% от переменных издержек

Цена

При формировании цены по данному методу фирма нашла, что 100-процентная надбавка к переменным издержкам адекватна покрытию постоянных издержек и зарабатыванию необходимой прибыли. Часть издержек по-прежнему скрыта в надбавке. Однако теперь учтены все постоянные издержки, а не только сбытовые и админисфативные.

ВЫВОД

и метод прямых, и метод маржинальных издержек дали одинаковую цену - 30 руб.

Применяя над,бавку, исчисленную любым методом, \о>1 не дол-, жны забывать о главном: надбавка должна быть достаточной для ] всего, что ей полагается покрыть! Она должна бьггь достаточной для того, чтобы обеспечить удовлетворительную отдачу на иcпoльзyea>Ie активы в длительной перспективе. Именно поэтому опытные менеджеры, выбирая надбавку для назначаемой цены, пpeдпoштaют ориентировать ее на рентабе;щнос-гь всех активов (ЭР).

Значительная часть недоразумений, связанных с расчетом базовых цен, а также цен, применяемых в отношениях между оптовыми и розничными коммерсантами, может быть отнесена на счет путаницы двух способов исчисления наценок (надбавок).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [ 48 ] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]