назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [ 44 ] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


44

где Бб и Бн - суммы баллов базовой и новой продукодш соответственно;

- - средняя оценка одного балла. Ьб

• Метод, основанный на регрессионном анализе - определение формул (регрессионньпс уравнений) зависимости цен от изменения параметров качества.

С помощью параметрических методов можно определять не только уровень цены на новую продукцию, но и оценивать конкурентоспособность изделий. Рассмотрим как это делается, на примере (табл. 2).

Предприятие выпускает обогреватели модели А. Проведем оценку конкурентоспособности модели А и моделей В, Си/), выпускаемых конкурирующими фирмами.

Таблица 2. Оценка конкурентоспособности товаров моделей А, В, С, D

модели

IBec показа-\теля, %

Модель/1

Модель В

Модель С

Модель D

Кол-во диапазонов режима работы

Безопасность

эксплуатации

Мощность

Качество обогрева

Общая оценка (средний балл)

3 •

3,6 1

500 руб.

400 руб.; С - 600 руб.; D-

Определим стоимость единицы качества (одного балла) в рублях. Для модели А:

=112,5 руб.

Соответственно, единица качества модели В оценивается в 125 руб., модели С - в 136,4 р\-б.. модели /) - в 138,9 руб.

Модель А представляется, таки.м образом, наиболее конкурентоспособной с точки зрения соогношения цены и качества.

Во всех расчетах необходимо использовать сопоставимые цены: кривая предельной по-

лезности совпадает с кривой спроса... когда полезность денежной единицы(!) постоянна! В условиях же инфляционного роста цен полезность денежной единицы, к сожалению, падает, поэтому ваши кривые совпадут и будут практически применимыми, только если все расчеты вы производите в сопоставимых ценах: либо в текущих, либо в ценах базового периода. Иначе вы получите искаженную информацию, на основе которой нельзя принимать решения.

Вот пример. Средний рост цен на рынке оборудования составил 10%. Вы же повысили цену на свои станки на 15%. Фактическое повышение вашей цены - 5%. Следует также отметить, что в условиях инфляции неповышение цены означает реальное ее снижение. Но оставим пока инфляцию и скажем главное. Грамотный расчет общего изменения цен на несколько видов изделий предприятия производится с помощью вычисления средневзвешенной цены: если предприятие сначала продает 50 шт, изделия А по 5000 руб., 100 шт. изделия Б по 8000 руб, и 70 шт, изделия В по 12000 руб., а затем изменяет цены до 6000, 9000 и 4000 руб. соответс- твенно и реализует 48 шт. изделия А, 120 шт. изделия Б и 300 шт. изделия В, то первоначальная средняя цена составляет

(5000 руб. X 50 ШТ.+ 8000 руб. х 100 шт. +12000 руб, х X 70 шт,) : (50 шт.+100 шт,+70 шт.) = 8591 руб.

Новая средняя цена: (6000 руб. х 48 шт. + 9000 руб. х X 120 ШТ.+4000 руб. X 300 шт.) : (48 шт.+ 120 шт.+ 300 шт.), что на 3104 руб. ниже средней первоначальной цены. Это значит, что предприятие снизило цены на свои изделия в среднем на (3104 руб. : 8591 руб.)х100=36%.

Требование использовать сопоставимые цены относится ко всем расчетам в финансовом менеджменте.

Теперь подумае.м, чем руководствуется продавец. Производитель стре.\штся максимизировать получаемую им прибыль, т, е, разницу между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство. Это означает, что, принимая решение об объеме производства, производитель должен всякий раз выбирать именно такой объём, который обеспечит наибольшую прибьшь. Таким образом, мы подходим вплотнуто к вариантным расчетам прибыли при различных ценах и объё.мах производства. Очевидно, что каждая следующая выпускаемая единица продукции не только обеспечивает увеличение общей выручки от реализации,



но и требует увеличения издержек. Иными словами, выпуск дополнительной единицы продукции вызывает увеличение общей выручки на некоторую величину, которую называют предельной выручкой, и одновременно увеличение суммарных издержек на величину, которую называют предельными издержками.

Если выпуск дополнительной единицы продукции прибавляет к общей выручке болыие, чем добавляется за счет выпуска этой единицы продукции к суммарным издержкам, т. е. предельная выручка больше предельных издержек, то прибыль производителя увеличивается. И наоборот, если предельная выручка меньше предельных, издержек, прибыль уменьшается. Наибольшую прибыль можно получить в случае равенства или хотя бы максимального сближения npedejibHou выручки с предельными издержками. Именно это равенство определяет равновесную цену и оптимальный объем производства, обеспечивающие максимальную прибыль.

/J\JR Прежде чем перейти к практически полезным для Читателя расчетам, подчеркнем, что аналитический

, (экономический) подход к определению величины издержек npoH3Bo:iCTBa отличен от бухгалтерского. Суть экономического подхода выражается концепцией «издержек упущенных альтернативных возможностей»: а) ресурсы, доступные для вовлечения в производство, ограничены; б) всегда имеется несколько (если хорошо поискать, как минимум, дво) возможностей применения для любых ресурсов; в) использование какого-либо ресурса в производстве товара является результатом выбора между альтернативными вариантами использования данного ресурса.

Делая такой выбор при производстве своего товара, вы сознательно жертвуете всеми благоприятными возможностями, кроме одной, обещающей вам наибольшую прибыль. И вы Е1бираете издержки именно этого варианта, а не альтернативных. Итак, издержки, как и величина выручки, а также прибыли - альтернативны.

То же - и в быту. Можно, например, нанять рабочих для постройки дачного домика, а можно возвести его самому. Каковы во втором случае будут ваши издержки на матери-

. алы и проч.? И нельзя ли «прикинуть на глазок» субъективную ценность таких издержек, как расход личного времени и сил? За это время вы можете заработать... миллион! Или все Эти издержки сводятся на нет Чувством Хозяйского Удовлетворения и Мышечной Радости? Тогда субъективная полезность именно этой альтернативы лично для

вас будет наивысшей и предопределит ваш выбор. Предельные издержки постройки домика своими руками (материалы плюс миллион), на ваш взгляд, не стоят отказа от Чувства Хозяйского Удовлетворения и Мышечной Радости. Вы упускаете предельные издержки и предельные выгоды первой альтернативы в пользу предельных издержек и предельных выгод второй альтернативы.

После этого рассуждения возвращаемся к оценке затрат предприятия. Величина издержек альтернативных возможностей далеко не всегда совпадает с денежными затратами на приобретение ресурсов. Так, если ресурсы достанутся предприятию относительно дешевле, чем другим производителям, то издержки в бухгалтерском смысле будут исчисляться просто суммой фактических денежных затрат, а издержки альтернативных возможностей должны будут оцениваться финансовым менеджером по ценам свободного рынка. Аналогичная ситуация может возникнуть и если уже после покупки предприятием ресурсов произойдет повышение цен. Например, вам удалось купить ткань по относительно низкой цене или до подорожания. В бухгалтерской отчетности эта ткань будет учитываться по фактической цене приобретения, по старой цене, а при расчете цены на готовые швейные изделия вы будете оценивать ткань уже по среднерыночной цене, как если бы вы ее купили так же дорого, как и ваши конкуренты.

Итак, ставим главный вопрос: при каком количестве производимого (реализуемого) товара и при какой цене на пего прибыль максимальна? Будем действовать по гфинципу «все гениальное просто». BbmHCJU-iM прибыль как превыщение выручки от реализации над суммарными издержками. Для этого возьмем данные, приведенные в таблице 3, показывающие, что наилучший физический объем реализации - щесть условных единиц товара по цене 840 руб. за единицу. Ни при каких иных вариантах предприниматель не получает столь вьюокой прибыли - 1040 руб.

Попробуем рассуждать в аухе теории предельной полезности. Сравним предельную вьфучку (колонка 6) с предельными издержками (колонка 7). До тех пор, пока с увеличением производства предельная вьфучка превыщает предельные издержки, прибыль увел1тчивается, и есть смысл наращивать производство и сбыт безубыточной продукции вплоть до такого объема, предельные (дополнительные) единицы которого станут бесприбьшьными. Но как только предельные издержки начнут превышать предельную выручку, нужно будет сокращать вьщуск продукции. Посмотрите,



ю s о.

и о.

се ЙЗ

£>s S I S

л 3 •

с; gvD

а» 3

:а я я . с as й.

OS OS

о г-

II о

1<п

</->

ГГ

*

IT-.

ОЧ сп

о о оо

о о оо

чС

чо оо

. 3i - .

3 я Mi

ГЧ 1

С-, i

гп I

»

ч-

ООО тГ гг гг ГЧ - о

os 90

О О тГ тГ чо

-< ГЧ гп

U-) «1 оо

пожалуйста, внимательно на таблицу. Прибыль увеличивается, пока предельные издержки снижаются. Но и когда предельные издержки начинают возрастать, прибыль продолжает еще некоторое время увеличиваться, пока предельные издержки не превысят преде.тьную выручку. И лищь когда это произойдет, прибыль начнет уменьшаться при выпуске каждой дополнительной едюш-цы товара.

г- ВНИМАНИЕ! ПОВТОРЯЕМ ВАЖНЕЙШЕЕ ПРАВИЛО: -п

Наибольшую прибыль производителю обеспечивают такой объем выпуска и такая цена, при которых предельные издержки максимально приближены к предельной выручке или равны ей. Этот вариант приносит производителю наивысшую субъективную полезность: максимум прибыли.

В полном соответствии с этим правилом будем считать наилуч-щим вариант: шесть единиц товара по цене 840 руб. за единицу.

Представим себе далее хорошо знакомую всем ситуацию: про-изводигель поднимает цену. Насколько резко изменится при этом объем сгфоса, и изменится ли он вообще? А как отреагирует спрос на снижение цены? Отвечая на эти вопросы, возьмем новую вершину - овладеем аппаратом эластичности.

Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой, например, изменение объема спроса в связи с изменением цены.* Такая реакция может бьпъ сильной или слабой, и соответственно будут менять форму и наши кривые спроса и предложения.

На рис. 5 и 6 представлены два основных типа кривых спроса. В первом случае (рис. 5) малейшее увеличение цены вызывает резкое падение спроса. Потребитель чутко реагирует на изменение цены. А вот при ажиотажном спросе, а также на рынке товаров первейшей необходимости (рис. 6) даже значительное увеличение цены вызывает лишь небольшое снижение спроса.

* «Эластичность как мера относительного (процентного) увеличения чего-то при относительном изменении какого-то иного, связанного с этим «что-то» фактора может относиться не только к спросу как к функции цен. Можно говорить и об эластичности спроса от дохода..., и об эластичности продукта по производственным факторам и т. п.», - В, Н. Богачев. Прибыль?!... О рыночной экономике и эффективности капитала. - М.: Финансы и статистика, 1993, с. 23.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [ 44 ] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]