назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


37

деятельности удалось снизить постоянные издержки на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 3,85 млн. руб., или на 10%.

Определим снижение объема реализации, на которое теперь может пойти предприятие «Анна».

Для достижения первоначальной прибьши 38,5 млн. руб. после снижения постоянных издержек требуется валовая маржа на уровне 73,15 млн. руб. Тогда новый объем реализации составит

•РУ-: 2570 = 95 ООО шт.

Показатель

Объем - 100 ООО шт.

Объем, обеспечивающий неизменный результат - 95 ООО шт.

млн. руб.

мли. руб.

Выручка от реализации

257,0

244,15

Переменные издержки

180,0

171,0

Валовая маржа

77,0

73,15

Постоянные издержки

34,65

13,5

34,65

14,2

Прибыль

42,35

16,5

38,5

15,8

Аналогично, рост постоянньгх издержек предприятие «Анна> может компенсировать путем увеличения объема реализации продукции на 5%, ибо в противном случае прибьшь снизится на 10%.

4. Влияние изменения объема реализации на прибьшь проанализируем с помошью эффекта операционного рычага. Сила воздействия рычага равна (77 млн. руб. : 38,5 млн. руб.) = 2. Предположим, предприятие «Анна» увеличило объем реализации на 10%. Тогда выручка от реализации возрастет также на 10%, а прибьшь с учетом действия операционного рычага должна увеличиться на (10% X 2) = 20%.

Проверка

Выручка от реализации

282,7

Переменные издержки

198,0

Валовая маржа

84,7

Постоянные издержки

38,5

Прибыль

46,2

Прибьшь действительно возросла на (46,2 - 38,5) = 7,7 млн. руб. или на 20%.

/J\ На основе проведенного анализа можно распреде-лить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль предприятия «Анна» (напомним, изменения пропорциональные, на уровне 10%):

• повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 67%, а соответствующее снижение цены ухудшает результат на 67%;

• изменение прибыли предприятия «Анна» при изменении переменных издержек составляет 47%;

• увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к росту прибыли предприятия «Анна» на 20%;

• из числа рассмотренных факторов наименьшее влияние на результат оказывает изменение уровня постоянных издержек. Десятипроцентное изменениеэтих расходов приводит к пропорциональному изменению результата (нате же 10%).

Данное соотношение в степени влияния отдельных элементов рентабельности на прибыль указывает на значительный запас финансовой прочности предприятия «Анна»:

порог рента- 38.5 млн. руб. 28,3 млн. руб.; бельности, руб. 0,3

Порог рента- 38,5 млн. руб.

= 50 тыс. шт.

бельности, шт. 2570 руб. - 1800 руб.

Запас финансовой прочности = 257 млн. руб. - 128,3 млн. руб. - 128,7 млн. руб.

С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь факторов цены и переменных издержек с изменениями объема реализации;

• при снижении цены на 10% предприятие «Анна» должно : увеличить объем реализации на 50%, чтобы компенсиро-

.вать потерю дохода, а при увеличении цены на 10% можно сократить объем реализации на 25% без негативных последствий для финансовых результатов предприятия;

• для компенсации роста переменных издержек на 10% предприятие «Анна» должно увеличить объем реализации на 30%; при снижении уровня переменных издержек можно сократить объем реализации на 19%.

Пример 6

Фирма «Радуга» специализируется на производстве канцелярских товаров. В 1995 г. при объеме реализации 60 270 тыс. руб. (включая косвенные налоги - 23%) фирма понесла убытки в размере 1520 тыс. руб. Конъюнктурные исследования показали, что



аналогичные предприятия, работающие в тех же условиях и по тому же принципу, имеют прибьшь на уровне 5% оборота. С целью достижения прибьши в размере 5% фактической выручки от реализации руководство фирмы наметило три альтернативных выхода из кризисной ситуации:

1. Увеличение объема реализации.

2. Одновременное увеличение реализации и сокращение издержек.

3. Изменение ориентации реализации (выбор более рентабельных изделий, более выгодных заказчиков, более прибыльных объемов заказа и путей реализации).

тыс. руб.

Переменные издержки: ! 35 250

сырье и материалы " 18 300

производственная зартшата 10 820

начисления на производственную зарплату 4 330

прочие переменные издержки , 1 800

Постоянные издержки: 15 270

зарплата 6 ООО

начисления на зарплату 2 400

аренда 800

амортизация ., 600

прочие постоянные издержки . , 5 470

В состав постоянных издержек по заработной гшате входит зарплата мастера, контролирующего выпуск определенного вида продукции - 1785 тыс. руб. (с начислениями в сумме 2500 тыс. руб.).

Провести анализ чувствительности прибьши к изменениям для каждого из трех направлений увеличения рентабельности. Характеризуя четвертое направление выхода из кризиса (изменение ассортиментной политики), использовать данные по основным видам продукции фирмы «Радуга», представленные в таблице:

тыс. руб.

Карандаши

Показатель

Линейки

Ручкн

Итого

Выручка от реализации (без

26 ООО

косвенных налогов)

14 000

9 000

49 ООО

Переменные издержки:

И 530

5 415

18 305

35 250

материалы

6 030

2 960

9310

18 300

3

оплата труда

3 660

1 500

5 660

10 820

начисления

1 465

2 260

4 330

прочие переменные издержки

1075

1800

Постоянные издержки:

15 270

зарплата мастера с начислениями

1200

2 500

зарплата АУП

4 215

начисления

1 685

аренда

амортизация

прочие постоянные издержки

, Л .

5 470

Решение

1. Цель расчета: достижение фирмой «Радуга» 5% рентабельности оборота, т.е. получение 2,45 млн. руб. прибьши. Рассчитаем с помощью таблицы основные элементы операционного рычага:

тыс. руб.

Показатель

Лииейки

Карандаши

Ручки

Итого

Объем реализации

60 270

Косвенные налоги

11 270

Выручка от реализации за вычетом косвенных налогов

14 000

9000

26 ООО

49 ООО

Переменные издержки

И 530

5415

18 305

35 250

71,9

Валовая маржа]

2470

3585

7695

13 750

28,1

То же, в % к выручке

17,6

40,0

30,0

Постоянные издержки по оплате труда мастера

1200

2500

Валовая маржаг

1770

2985

6495

11 250

23,0

То же, в % к выручке

12,6

33,2

Постоянные издержки

12 770

26,1

Прибьшь (убьггок)

-1520

-3,1

Валовая маржа, % = ЦЦ тыс.руб. 28,1%; 49000 тыс.руб.



Порог рента- 12770 тыс.руб. + 2500 тыс.руб.

бельности

0,287

= 54342 тыс.руб.

X 100 = 63,1 млн.руб.

Запас финансовой прочности = 49000 тыс. руб. - 54342 тыс. руб. = - 5342 тыс. руб.

Увеличение объема реализацрш приведет к пропорциональному увеличению переменных издержек. Если переменные издержки по отношению к объему реализацрш остаются на прежнем уровне (т.е. процент валовой маржи не меняется), то объем выручки от реализации, соответствующий новому уровню валовой маржи, должен составить

Новая валовая маржа . Исходная валовая маржа, %

Новая валовая маржа должна достигнуть такого уровня, чтобы покрыть постоянные издержки и обеспечить получение прибьши в сумме 2,45 млн. руб.:

15,27 млн. руб.-Ь2,45 млн. руб. = 17,72 млн. руб. . - «, Тогда новая выручка от реализации составит 17,72 млн.руб. 28,1%

2. Сокрашение издержек должно составить 1,52 млн. руб. + 2,45 млн. руб. = 3,97 млн. руб. Предположим, фирме удастся снизить постоянные издержки на

1 млн. руб., после чего убытки составят 0,52 млн. руб. Новая валовая маржа должна покрыть новый уровень постоянных издержек и обеспечить прежнюю прибьшь в 2,45 млн. руб.:

13,75 + 0,52 + 2,45 = 16,72 (млн. руб.) или . 14,27 +2,45 = 16,72 (млн. руб.). Тогда объем реализации должен составить

16,72.млн.руб. г с-

28 1% = млн.руб.

3. Для определения направлений изменения ассортиментной политики необходимо провести сравнительный анализ рентабельности различных групп изделий (клиентов, районов сбыта). Расчет составлен на основе двух величин валовой маржи (см. вышеприведенную таблицу), соответствующих двум различным направлениям выхода из кризиса. Валовая маржа получается после возмещения переменных издержек, обусловленных производством данного вида продукции. Каждый из представленных видов продукции имеет и накладные расходы постоянного характера. К

ним можно отнести зарплату мастера, контролирующего вьшуск определенной продуищи. В расчете эти затраты вьаделены отдельной строкой. Если один из трех видов изделий исключается из производственной программы, то и переменные издержки, связанные с этой продукцией, исключаются из расчета рентабельности. Постоянные издержки по оплате труда мастера перераспределяются на другие изделия. После замены этой статьи Валовой маржей, получаем Валовую маржу, которая является ценной характеристикой рентабельности различных групп изделий для второго направления выхода из кризиса.

Анализ показывает, что наименее рентабельным является выпуск линеек, процент валовой маржи2 по которым составляет 1770 тыс. руб. : 14000 тыс. руб. х 100 = 12,6%. Процент ваювой маржи2 производства ручек составляет 25%, а наиболее рентабельным является производство карандашей с процентом валовой маржи2 на уровне 33,2%.

Пример 7

Фирма «Радуга» (см. предьщущий пример) решила полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции и сосредоточить свое внимание на производстве карандашей и ручек. Маркетинговые исследования показали, что расширить реализацию ручек без соответствующего снижения цены практически невозможно; в то же время, на рынке наиболее рентабельной продукции - карандашей - платежеспособный спрос значительно превышает предложение. Фирма «Радуга» сняла с производства линейки и резко увеличила производство карандашей.

Прибьшь должна составить 2,45 млн. руб., объем реализации ручек не изменился.

• Валовая маржа всей фирмы равна

(12,77 млн. руб. + 2,45 млн. руб.) = 15,22 млн. руб. или (11,25 млн. руб.-Ь 2,45 млн. руб. + 1,52 млн. руб.) = - 15,22 млн. руб.

• Валовая маржа от карандашей составляет

(15,22 млн. руб. - 6,495 млн. руб.) = 8,725 млн. руб.

• Вьфучка от реализации карандашей в новых условиях составляет

(8,725 млн. руб. + 0,6 млн. руб.-Ь 0,7 млн. руб.) : 0,4 = = 25 млн. руб.

• Вьфучка от реализации всей фирмы равна 25 млн. руб. 4- 26 млн. руб. = 51 млн. руб.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]