назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


35

а участвовать своею прибылью в покрытии постоянных затрат предприятия стал в самом начале ноября:

12 мес. X 84 шт.

---= 10,08 мес.

100 шт.

Расчет порога безубьпочности и порога рентабельности слуяоп необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. Н;: нижеследующем рисултке показано, что на протяжешш своего жиз ненного цикла товар проходит два порога безубьпочности и два по рога рентабельности:

Выручка

Второй порог рентабельности

Второй порог безубыточности

Час "икс":

товар надо изымать из ассортимента...

Выход на рынок

Упадок

Время

В «час икс» товар становится убыточным, от него надо отказываться.

Считается разумным располагать (планировать) прохождение первого порога безубыточности где-то на уровне второй трети фазы роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует большей точности, совмещения с комл!ерческими, техническими и трудовыми аспектами политики предприятия, а также - и, возможно, это главное - учета общей стратегической линии предприятия. Товар, не имеющий коммерческих перспектив, находящийся в фазе упадка, должен быть изъят из ассортимента как только этот товар становится неспособным покрывать своей выручкой прямые переменные и прямые постоянные затраты, или, иначе говоря, как только промежуточная маржа становится отрицательной.

Выход на рынок

Рост

Зрелость

Упадок

Порог Порог безубы- рента-точности бель-ности

Порог рентабельности

Порог безубыточности

А - выручка не покрывает прямых переменных и прямых постоянных затрат;

Б - выручка покрывает прямые переменные, прямые постоянные и

часть отнесенных на данный товар постоянных косвенных затрат; В - выручка покрывает, кроме всех прямых затрат, все отнесенные

на данный товар косвенные постоянные затраты и вносит свой

вклад в формирование прибыли предприятия; Г - выручка покрывает прямые переменные, прямые постоянные и

часть отнесенных на данный товар постоянных косвенных затрат.

Пример 5

Выявление наиболее выгодных товаров с помощью углубленного операционного анализа.

Предприятие по изготовлению сложного оборудования выбирает наиболее выгодный из трех типов станков, предлагаемых к производству, по следующим данным (руб.);

Суммарные затраты предприятия в анализируемый период -

4 ООО ООО.

Суммарные переменные затраты на все станки - 3 ООО ООО, в том числе:

I тип станков - 1 200 ООО;

И тип станков - 1 200 ООО;

HI тип станков - 600 ООО.

Суммарные прямые постоянные затраты на рее три станка -

600 ООО, в том числе:

I тип станков - 100 ООО;

II тип станков - 200 ООО;

III тип станков - 300 ООО.

Постоянные затраты предприятия (косвенные постоянные затраты) - 400 ООО.



Для принятия управленческого решения составляется таблица

Элементы операционного анализа

I тип счанков

П тип станков

П1 тип станков

1. Выручка от реализации

1 500 ООО

2 ООО ООО

I 100 ООО

2, Переменные затраты

1 200 ООО

1 200 ООО

600 ООО

3. Валовая маржа (1) - (2)

300 ООО

800 ООО

500 ООО

4. Доля валовой маржи в выручке (3) ; (1)

0,455

5. Прямые постоянные затраты

100 ООО

200 ООО

300 ООО

6. Сумма прямых переменных и прямых постоянных затрат (2)+(5)

1 300 ООО

1 400 ООО

900 000

7. Промежуточная маржа (3) - (5)

200 ООО

600 ООО

200 ООО

8. Доля промежуточной мгржи в выручке (7) : (1)

0,133

0,3 1

0,183

При анализе таблицы появляется соблазн охарактеризовать И]

.... .....v.iv iJovAЛJV Дг1Я ИСДирнЯГИЯ JjpO"

дукцию, ибо доля валовой маржи в выручке у этих станков наибольшая (0,455 и 0,4). Но в дальнейшем выясняется, что именно станки третьего типа требуют крупных прямых постоянных затрат (инвестиции, инженерное обеспечение и т. п.), и вследствие этого рентабельность данных изделий может оказаться гораздо скромнее, чем можно было предиозюжить по величине доли валовой маржи в выручке. Напротив, станки первого типа приносят слабую валовую маржу, но требуют незначительных инвестиций и прочих прямых постоянных затрат. Поэтому доля промежуточной маржи этих станков в выручке оказывается близкой к доле промежуточной маржи в выручке станков третьего типа. Таким образом, производство станков типа I и типа III почти равнозначно. Но, конечно же, поскольку подобный показатель для станков второго типа лидирует со значительным отрывом (0,3 против 0,183 и 0,133), станки именно этого типа принимают на себя наибольшую часть постоянных затрат всего предприятия и обладают наибольшей рентабельностью и инвестиционной привлекательностью. Итак, наш выбор - станки типа П.

ПРАКТИКУМ

Вопросы, изложенные в этой главе, настолько новы и необычны для российской практики управления финансами предприятия, что Авторы сочли необходимым предложить Читателю учебно-деловые ситуации и задачи с подробны\ш объяснениями их решения. Надеемся, этот небольшой Практикум поможет вам активизировать, а в ряде случаев - и прояснить - теоретический материал части П.

Пример 1

Руководство предприятия намерено увелишть вьфучку от реализации на 10%, (с 40 ООО руб. до 44 ООО руб.), не выходя за пределы релевантного диапазона. Общие переменные издержки составляют для исходного варианта 31 ООО руб. Постоянные издержки равны 3000 руб. Рассчитайте сумму прибыли, соответствующую новому уровню выручки от реализации традиционным способом (1) и с помощью операционного рычага (2). Сравните результаты; сделайте предположение о степени фондовооруженности данного предприятия (3).

Решение

1. Суммарные переменные расходы, следуя за динамикой выручки, должны возрасти на 10% и составить (31 ООО руб. + 31 ООО руб. х X 10%) = 34 100 руб. Прибыль равна (44 ООО руб. - 34 100 руб. -- 3000 руб.) = 6900 руб. против прежних 6000 руб.

2. Сила воздействия операционного рычага составляет (40 ООО руб,- 31 ООО руб.): (40 ООО руб. - 31 ООО руб.- 3000 руб.) = = 1,5. Это означает, что 10-процентное увеличение выручки должно принести рост прибьтли на (10% х 1,5) = 15%. Следовательно, прибыль должна будет составить 6900 руб.

3. Результаты вычислений сходятся. По небольшой силе воздействия операционного рычага можно предположить, что речь идет о неавтоматизированном производстве, использующем, в основном, рушой труд. Для крупных, высокомеханизированных производств сила операщюнного рычага гораздо больше, ибо для таких предприятий характерен относительно высокий уровень постоянных издержек (амортизационные отчисления и проч.).



Анализ выявляет одинаковый прирост и прибыли, и валовой маржи на сумму 900 руб. Если этой суммы будет достаточно, предприятие сможет расширять бизнес.

Пример 2

Для расчета ключевых показателей операционного анализа воспользуйтесь исходными данными примера 1 и таблицей. Как и почему изменяются сила воздействия операционного рычага и запас финансовой прочности по мере удаления выручки от порога рентабельности?

Таблица. Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рьпага

1. Валовая маржа:

Выручка от реализации

минус

Переменные издержки:

материалы

переменная зарплата

другие переменные издержки

Итого переменных издержек

Валовая маржа

2. Коэффициент валовой маржи:

ВАЛОВАЯ МАРЖА ВЫРУЧКА ОТ РЕАПИЗАЦИИ >

То же, в процентах:

ПРОЦЕНТ

ЖжТ=ВЫР>-1КАОТ00 = («>00 МАРЖИ РЕАЛИЗАЦИИ

3. Постоянные издержки:

Оклады, постоянная зарплата

Арендные платежи

Налоги

Электроэнергия

Вода

Телефон

Почтовые услуга , ,

Страхование

Ремонт

Реклама

Проценты за кредит

Аренда

Ал1ортизационные отчисления

Др>тие постоянные затраты

Итого постоянных издержек

4 Порог рентабельности:

ГУММА ПОСТОЯННЫХ ЗАТРАТ . КОЭФФИЦИЕНТ валовой МАРЖИ

5. Запас финансовой прочности

5.1. В рублях:

ВЫРУЧКА ОТ . ПОРОГ ,дч ,оч

РЕАЛИЗАЦИИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

5.2. В процентах к выручке от реализации: ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ

ПРОЧНОСТИ, в рублях р . . .

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ "

Йфинансовой .?,рой м АРЖи =

ПРОЧНОСТИ, в отблях валовой МАРЖИ

[[тГсйла воздействия операционного рычага: валовая маржа ,gs .

ПРИБЫЛЬ

Решение

Показатель

Выручка от реализации,

руб.

Переменные издержки,

руб.

Исходный вариант

40 000,0 3100О£

Вариант 10-процентного роста выручки

44 000,0 34 100,0,

1. Валовая маржа, руб. 12. Коэффициент валовой маржи

ЦЗ. Постоянные издержки, руб.

J4. Порог рентабельности, руб.

5.1. Запас финансовой прочности, руб.

5.2, Запас финансовой прочности, %

6. Прибыль, руб.

7. Сила воздействия операционного рычага

9000,0 40 000,0

9000,0 = 0,225

3000,0 3000,0 0,225

40 000,0 ~ ]3 333.3 26 666,7

1x100=67% 40 000,0

26 666,7x0,225 = =6000,0

9000,0 , с

9900,0

44 000,0

9900,0 =0,225

3000,0

= 13 333,3

44 000,0

" Ш12Д 30 666,7

30 666,7 QQyO% 44 000,0 30666,7x0,225 = = 6900,0

9900,0

6900,0

= 1,43

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]