такой ситуации - снизить силу воздействия финансового рычага. Таким образом, финансовому рычаг> здесь отводится роль жертвы, которую ведут на заклание ради достижения главного - снижения предпринимательского риска. Вот, собственно, и ответ на вопрос о главенстве операционного или финансового рычага в таком виде, в каком его обычно приводят в классических западньгх учебниках по финансовому менеджменту. Но, конечно, все это будет сильно смахивать на известную дискуссию на тему: «Что первично - курица или яйцо?», если мы всерьез не озадачимся практической значимостью приведенных рассуждений.
Итак, чем больше сила воздействия операционного рычага (или чем больше постоянные затраты), тем более чувствителен нетто-результат эксплуатации инвестиций к изменениям объема прода»; и выручки, от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рьгчага, тем более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций.
Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко все более и более масштабным изменениям чистой прибьши на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопр-яжен-ного эффекта операционного и финансового рычагов (сила воздействия финансового рычага вычисляется на основе второй концевдии, см. раздел 1.2 главы 1 части III):
УРОВЕНЬ
СОПРЯЖЕННОГО СИЛА СИЛА
ЭФФЕКТА ОПЕ- ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЦИОННОГО И ОПЕРАЦИОННОГО ФИНАНСОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА рьтгА
РЫЧАГОВ
Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на ско;п>ко процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж (выручки от реализации) на один процент.
Очень важно заметить, что сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от ре-
ализации на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций и чистой прибыли.
Таким образом, задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:
1. Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетантш со слабой силой воздействия операционного рычага.
2. Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным рычагом.
3. Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов - и этого варианта часто бывает трудаее всего добиться.
В самом общем случае критерием выбора того или иного варианта служит максимум курсовой стоимости акции при достаточной безопасности инвесторов. Оптимальная структура капитала - всегда результат компромисса между риском и доходностью. И, если равновесие достигнуто, оно должно принести и желанную максимизацию курсовой стоимости акций. Подчеркнем - в самом общем случае.
Итак, формулу сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов можно использовать для оценки суммарного уровня риска, связанного с предприятием, ti определения роли предпринимательского и финансового рисков в формировании совокупного уровня риска. Но концепция сопряженного эффекта дает нам не только эту возможность. Разве не интересно, например, узнать, какой будет чистая прибьшь на акцию тфи таком-то и таком-то проценте изменения выручки от реализации? Да это же прямой выход на дивидендную политику предприятия!
ЧИСТАЯ ПРИ- ЧИСТАЯ ПРИ- ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ НА АКЦИЮ БЫЛЬ НА АКЦИЮ БЫЛЬ НА АКЦИЮ В БУДУВДЕМ В НЫНЕШНЕМ В НЫНЕШНЕМ ПЕРИОДЕ ПЕРИОДЕ ПЕРИОДЕ
УРОВЕНЬ СОПРЯЖЕННОГО "и-?к1Р1?ииР X ЭФФЕКТА ОПЕРАЦИОННОГО X UPV4KnT = И ФИНАНСОВОГО РЫЧАГОВ рЕиЗАЦИИ :100
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ НА АКЦИЮ В НЫНЕШНЕМ ПЕРИОДЕ
1 -I-
УРОВЕНЬ СОПРЯЖЕННОГО ЭФФЕКТА ОПЕРАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО РЬИАГОВ
ПРОЦЕНТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ
ВЫРУЧКИ от
РЕАЛИЗАЦИИ: 100
Если, к примеру, планируется возрастание выручки от реализации на 20% (т. е. на 0,2), а чистая прибьшь на акцию в нынешнем году достигла 1,904 руб. при силе воздействия финансового рычага 2,0 и силе воздействия операционного рычага 1,43, то в будущем году чистая прибьшь на акцию может достигнуть 1,904 руб. X (1,0 + 2,0 X 1,43 X 0,2) = 2,993 руб.
Так и доложим Общему собранию акционеров, а заодно покажем и вариантные расчеты суммы чистой прибьши на акцию при тех или иных соотношениях заемных и собственных средств. Не исключено, что, оценив при этом суммарную степень риска, выраженную в уровне сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов, акционеры согласятся на снижение нормы распределения прибьши на дивиденды и наращивание собственных средств за счет нераспределенной прибьши.
Но надо уметь доложить.
2.4. Углубленный операционный анализ
Мы уже въшснили ранее, что на величину порога рентабельности влияют три основных фактора: цена реализации, переменные затраты на единицу продукции и совокупная величина постоянных затрат. Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска (а также и финансового -• в той мере, в какой в постоянных затратах присутствуют проценты за кредит). Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабельности, и тем значительнее предпринимательский риск. Теперь систематизируем нашу информацию.
Фактор | Изменение фактора | Порог рентабельности |
Цена реализации | Увеличивается Снижается | Снижается Поднимается |
Переменные затраты на единицу продукции | Увеличиваются Снижаются | Поднимается Снижается |
Совокупная величина постоянных затрат | Увеличивается Снижается | Поднимается Снижается |
Под углубленным операционным анализом понимают такой операционный анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар (изделие, услу-
гу). Рассчитать их величину несложно: например, к такому-то изделию будут относиться амортизационные отчисления по оборудованию, на котором именно данное изделие производится*, зарплата мастеров, начальника цеха, расходы по содержанию цеха (и/или его аренде) и т. п. Косвенные постоянные затраты - это постоянные затраты всего предприятия (оклады руководства, затраты на бухгалтерию и другие службы, на аренду и содержание офиса, амортизационные отчисления по собственным административным зданиям, расходы на научные исследования и инженерные изыскания и т. п.). Косвенные затраты весьма трудно «разнести» по отдельным товарам. Универсальный способ - отнесение косвенных постоянных затрат на тот или иной товар пропорционально доле данного товара в суммарной выручке от реализации предприятия.
Основным принцгаом углубленного операционного анализа является обьединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи - результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат.
Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие - невыгодно включать в ассортимент, и какие назначать цены.
Промежуточная маржа занимает срединное положение между валовой маржой и прибылью (см. нижеследующий пример). Желательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.
В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед оперированием валовой маржой: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.
* Этот вид амортизационных отчислений иногда приравнивают к переменным затратам. Мы не придерживаемся такой позиции. Амортизация зависит не от объема реализации, а от стоимости оборудования и норм амортизации - стало быть, это никак не переменные затраты.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО
Ест промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются предпочтительными.
Это правито лишь на первый взгляд кажется самоочевидным и не требующим цифровой иллюстрации. На самом же деле здесь есть тонкости, сводящиеся к трем проблемам.
Проблема первая: расчет порога безубыточности, в отличие от порога рентабельности товара. Порог безубыточности данного товара - это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Если, несмотря на все старания, не достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи - этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его производство заранее).
ПОРОГ БЕЗУЪЫТОЧНОСТИ, шт.
ПОРОГ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, руб.
ПРЯМЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ ВАЛОВАЯ МАРЖА НА ЕДИНИЦУ ТОВАРА
ПРЯМЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ
ДОЛЯ ВАЛОВОЙ МАРЖИ В ВЫРУЧКЕ ОТДАННОГО ТОВАРА
Проблема вторая: расчет порога рентабельности товара. Порог рентабельности товара - это такая вьфучка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, шт.
ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, руб.
ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ ВАЛОВАЯ МАРЖ • НА ЕДИНИЦУ ТОВАРА
ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ ДОЛЯ ВАЛОВОЙ МАРЖИ В ВЫРУЧКЕ ОТ ДАННОГО ТОВАРА
Пример 4
Рассчитать порог безубыточности и порог рентабельности товара по следующим данным (все абсолютные показатели - в тыс.
руб.):
Цена реализации Объем реализации за год Выручка за год
Переменные затраты на единицу товара Валовая маржа
Коэффициент ва;ювой маржи Прямые постоянные затраты на товар Промежуточная маржа Доля промежуточной маржи в выручке Косвенные постоянные затраты Прибыль
100 шт.
500 X 100 = 50 ООО 380
(500 - 380) X 100 = 12 ООО 12 ООО : 50 ООО = 0,24 7 000
12 000- 7 000 = 5 000 5 ООО : 50 ООО = 0,1 3 ООО 2 000
Решение
Порог безубыточности = 7 ООО : 120 = 58,3 шт. (т. е., естественно, 59), или 7 ООО : 0,24 = 29 166,70 тыс. руб. Таким образом, данный товар участвует в покрытии постоянных затрат предприятия, начиная с 59-й проданной единицы, а производить меньше означает нести прямые убытки:
Выручка от реализации Переменные затраты Ватовая маржа Прямые постоянные затраКы Промежуточная маржа
ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, шт.
500 X 59 = 29 500 380 X 59 = 22 420 120 X 59 = 7 080 7 000
7 080 - 7 ООО = 80 (практически ноль)
7 ООО + 3 ООО 120
= 83,3 шт. (т. е. 84).
ПОРОГ 7 ООО + 3 ООО
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, тыс. руб. 0,24
42 ООО.
/ТШ 1. При выручке примерно в 42 ООО тыс. руб. пере-менные затраты равны 31 920 тыс. руб.; валовая маржа, составляющая 10 080 тыс. руб., покрывает 7 ООО тыс. руб. прямых постоянных затрат, и остается 3 080 тыс. руб. промежуточной маржи, которых как раз хватает на оплату косвенных постоянных расходов предприятия.
2. Если реализация в течение года была равномерной, то можно предположить, что данный товар начал участвовать в покрытии постоянных затрат предприятия где-то в начале августа:
12меах59 шт. 100 шт.