назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [ 34 ] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


34

такой ситуации - снизить силу воздействия финансового рычага. Таким образом, финансовому рычаг> здесь отводится роль жертвы, которую ведут на заклание ради достижения главного - снижения предпринимательского риска. Вот, собственно, и ответ на вопрос о главенстве операционного или финансового рычага в таком виде, в каком его обычно приводят в классических западньгх учебниках по финансовому менеджменту. Но, конечно, все это будет сильно смахивать на известную дискуссию на тему: «Что первично - курица или яйцо?», если мы всерьез не озадачимся практической значимостью приведенных рассуждений.

Итак, чем больше сила воздействия операционного рычага (или чем больше постоянные затраты), тем более чувствителен нетто-результат эксплуатации инвестиций к изменениям объема прода»; и выручки, от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рьгчага, тем более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций.

Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко все более и более масштабным изменениям чистой прибьши на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопр-яжен-ного эффекта операционного и финансового рычагов (сила воздействия финансового рычага вычисляется на основе второй концевдии, см. раздел 1.2 главы 1 части III):

УРОВЕНЬ

СОПРЯЖЕННОГО СИЛА СИЛА

ЭФФЕКТА ОПЕ- ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЦИОННОГО И ОПЕРАЦИОННОГО ФИНАНСОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА рьтгА

РЫЧАГОВ

Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на ско;п>ко процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж (выручки от реализации) на один процент.

Очень важно заметить, что сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от ре-

ализации на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций и чистой прибыли.

Таким образом, задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:

1. Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетантш со слабой силой воздействия операционного рычага.

2. Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным рычагом.

3. Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов - и этого варианта часто бывает трудаее всего добиться.

В самом общем случае критерием выбора того или иного варианта служит максимум курсовой стоимости акции при достаточной безопасности инвесторов. Оптимальная структура капитала - всегда результат компромисса между риском и доходностью. И, если равновесие достигнуто, оно должно принести и желанную максимизацию курсовой стоимости акций. Подчеркнем - в самом общем случае.

Итак, формулу сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов можно использовать для оценки суммарного уровня риска, связанного с предприятием, ti определения роли предпринимательского и финансового рисков в формировании совокупного уровня риска. Но концепция сопряженного эффекта дает нам не только эту возможность. Разве не интересно, например, узнать, какой будет чистая прибьшь на акцию тфи таком-то и таком-то проценте изменения выручки от реализации? Да это же прямой выход на дивидендную политику предприятия!

ЧИСТАЯ ПРИ- ЧИСТАЯ ПРИ- ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ НА АКЦИЮ БЫЛЬ НА АКЦИЮ БЫЛЬ НА АКЦИЮ В БУДУВДЕМ В НЫНЕШНЕМ В НЫНЕШНЕМ ПЕРИОДЕ ПЕРИОДЕ ПЕРИОДЕ

УРОВЕНЬ СОПРЯЖЕННОГО "и-?к1Р1?ииР X ЭФФЕКТА ОПЕРАЦИОННОГО X UPV4KnT = И ФИНАНСОВОГО РЫЧАГОВ рЕиЗАЦИИ :100

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ НА АКЦИЮ В НЫНЕШНЕМ ПЕРИОДЕ

1 -I-

УРОВЕНЬ СОПРЯЖЕННОГО ЭФФЕКТА ОПЕРАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО РЬИАГОВ

ПРОЦЕНТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

ВЫРУЧКИ от

РЕАЛИЗАЦИИ: 100



Если, к примеру, планируется возрастание выручки от реализации на 20% (т. е. на 0,2), а чистая прибьшь на акцию в нынешнем году достигла 1,904 руб. при силе воздействия финансового рычага 2,0 и силе воздействия операционного рычага 1,43, то в будущем году чистая прибьшь на акцию может достигнуть 1,904 руб. X (1,0 + 2,0 X 1,43 X 0,2) = 2,993 руб.

Так и доложим Общему собранию акционеров, а заодно покажем и вариантные расчеты суммы чистой прибьши на акцию при тех или иных соотношениях заемных и собственных средств. Не исключено, что, оценив при этом суммарную степень риска, выраженную в уровне сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов, акционеры согласятся на снижение нормы распределения прибьши на дивиденды и наращивание собственных средств за счет нераспределенной прибьши.

Но надо уметь доложить.

2.4. Углубленный операционный анализ

Мы уже въшснили ранее, что на величину порога рентабельности влияют три основных фактора: цена реализации, переменные затраты на единицу продукции и совокупная величина постоянных затрат. Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска (а также и финансового -• в той мере, в какой в постоянных затратах присутствуют проценты за кредит). Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабельности, и тем значительнее предпринимательский риск. Теперь систематизируем нашу информацию.

Фактор

Изменение фактора

Порог рентабельности

Цена реализации

Увеличивается Снижается

Снижается Поднимается

Переменные затраты на единицу продукции

Увеличиваются Снижаются

Поднимается Снижается

Совокупная величина постоянных затрат

Увеличивается Снижается

Поднимается Снижается

Под углубленным операционным анализом понимают такой операционный анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар (изделие, услу-

гу). Рассчитать их величину несложно: например, к такому-то изделию будут относиться амортизационные отчисления по оборудованию, на котором именно данное изделие производится*, зарплата мастеров, начальника цеха, расходы по содержанию цеха (и/или его аренде) и т. п. Косвенные постоянные затраты - это постоянные затраты всего предприятия (оклады руководства, затраты на бухгалтерию и другие службы, на аренду и содержание офиса, амортизационные отчисления по собственным административным зданиям, расходы на научные исследования и инженерные изыскания и т. п.). Косвенные затраты весьма трудно «разнести» по отдельным товарам. Универсальный способ - отнесение косвенных постоянных затрат на тот или иной товар пропорционально доле данного товара в суммарной выручке от реализации предприятия.

Основным принцгаом углубленного операционного анализа является обьединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи - результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат.

Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие - невыгодно включать в ассортимент, и какие назначать цены.

Промежуточная маржа занимает срединное положение между валовой маржой и прибылью (см. нижеследующий пример). Желательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.

В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед оперированием валовой маржой: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.

* Этот вид амортизационных отчислений иногда приравнивают к переменным затратам. Мы не придерживаемся такой позиции. Амортизация зависит не от объема реализации, а от стоимости оборудования и норм амортизации - стало быть, это никак не переменные затраты.



ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО

Ест промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются предпочтительными.

Это правито лишь на первый взгляд кажется самоочевидным и не требующим цифровой иллюстрации. На самом же деле здесь есть тонкости, сводящиеся к трем проблемам.

Проблема первая: расчет порога безубыточности, в отличие от порога рентабельности товара. Порог безубыточности данного товара - это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Если, несмотря на все старания, не достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи - этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его производство заранее).

ПОРОГ БЕЗУЪЫТОЧНОСТИ, шт.

ПОРОГ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, руб.

ПРЯМЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ ВАЛОВАЯ МАРЖА НА ЕДИНИЦУ ТОВАРА

ПРЯМЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

ДОЛЯ ВАЛОВОЙ МАРЖИ В ВЫРУЧКЕ ОТДАННОГО ТОВАРА

Проблема вторая: расчет порога рентабельности товара. Порог рентабельности товара - это такая вьфучка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.

ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, шт.

ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, руб.

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ ВАЛОВАЯ МАРЖ • НА ЕДИНИЦУ ТОВАРА

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ ДОЛЯ ВАЛОВОЙ МАРЖИ В ВЫРУЧКЕ ОТ ДАННОГО ТОВАРА

Пример 4

Рассчитать порог безубыточности и порог рентабельности товара по следующим данным (все абсолютные показатели - в тыс.

руб.):

Цена реализации Объем реализации за год Выручка за год

Переменные затраты на единицу товара Валовая маржа

Коэффициент ва;ювой маржи Прямые постоянные затраты на товар Промежуточная маржа Доля промежуточной маржи в выручке Косвенные постоянные затраты Прибыль

100 шт.

500 X 100 = 50 ООО 380

(500 - 380) X 100 = 12 ООО 12 ООО : 50 ООО = 0,24 7 000

12 000- 7 000 = 5 000 5 ООО : 50 ООО = 0,1 3 ООО 2 000

Решение

Порог безубыточности = 7 ООО : 120 = 58,3 шт. (т. е., естественно, 59), или 7 ООО : 0,24 = 29 166,70 тыс. руб. Таким образом, данный товар участвует в покрытии постоянных затрат предприятия, начиная с 59-й проданной единицы, а производить меньше означает нести прямые убытки:

Выручка от реализации Переменные затраты Ватовая маржа Прямые постоянные затраКы Промежуточная маржа

ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, шт.

500 X 59 = 29 500 380 X 59 = 22 420 120 X 59 = 7 080 7 000

7 080 - 7 ООО = 80 (практически ноль)

7 ООО + 3 ООО 120

= 83,3 шт. (т. е. 84).

ПОРОГ 7 ООО + 3 ООО

РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, тыс. руб. 0,24

42 ООО.

/ТШ 1. При выручке примерно в 42 ООО тыс. руб. пере-менные затраты равны 31 920 тыс. руб.; валовая маржа, составляющая 10 080 тыс. руб., покрывает 7 ООО тыс. руб. прямых постоянных затрат, и остается 3 080 тыс. руб. промежуточной маржи, которых как раз хватает на оплату косвенных постоянных расходов предприятия.

2. Если реализация в течение года была равномерной, то можно предположить, что данный товар начал участвовать в покрытии постоянных затрат предприятия где-то в начале августа:

12меах59 шт. 100 шт.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [ 34 ] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]