назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


31

в нашем схгучае сила воздействия операщюнного рычага равна (И ООО тыс. руб. - 9 300 тыс. руб. ) : 200 тыс. руб. = 8,5. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, скажем, на 3%, прибыль возрастет на 3% х 8,5 = 25,5%; при снижении выручки от реализации на 10% прибьшь снизится на 10% X 8,5 = 85%, а увеличение выручки на 9,1% даст прирост прибьши на 77%. Последнюю цифру мы, кажется, уже где-то встречали?

Далее, если трактовать силу воздействия операционного рычага как процентное изменение валовой маржи (или, в зависимости от целей анализа - нетто-результата эксплуатации инвестиций) при данном процентном изменении физического объема продаж, то наша формула может бьггь представлена в таком виде:

СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ дваЛОВАЯ маржа/прикыгть ОПЕРАЦИОННОГО = ЛОВАЯ МАРЖА/ПРИБЫЛЬ

РЫЧАГА /

(К обозначает физический объем реализации).

Формула силы воздействия операционного рычага поможет нам теперь ответить на вопрос, насколько чувствительна валовая маржа, либо нетто-результат эксплуатации инвестиций к изменению физического объема сбыта продукции. А дальнейшие последовательные преобразования этой формулы не только докажут ее правильность, но и дадут способ расчета силы воздействия операционного рычага с использованием цены единицы товара, переменных затрат на единицу товара и общей суммы постоянных затрат:

СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧ.ЛГА"

ЦЕНА-

ПЕРЕМ. ЗАТРАТЫ

ЦЕНА -

ПЕРЕМ. ЗАТРАТЫ

ПОСТ. ЗАТРАТЫ

А К/К

К(ЦЕНА- ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ) К (ЦЕНА - ПЕРЕМ. ЗАТРАТЫ) - ПОСТ. ЗАТРАТЫ

Раскроем скобки.

СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА "

К X ЦЕНА - К X ПЕРЕМ. ЗАТРАТЫ

К X ЦЕНА - К X ПЕРЕМ. ЗАТРАТЫ - ПОСТ. ЗАТРАТЫ

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

СУММАРНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

СУММАРНЫЕ - ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

ВАЛОВАЯ МАРЖА ПРИБЫЛЬ

СУММАРНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

Все сходится, и теперь мы имеем уже не один, а несколько способов расчета силы операцинного рычага - по любому из промежуточных звеньев в цепи наших формул. Заметим также, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации - изменяется и сила водцействия операционного рычага. Сила воздействия операционного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты - это, как говорится, объективный фактор.

Вместе с тем, эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибьшь, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

/де Это легко показать преобразованием формулы си- лы воздействия операционного рычага: ВАЛОВАЯ МАРЖА/ПРИБЫЛЬ - (ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ + ПРИ-БЫЛЬ)/ПРИБЫЛЬ. Более того, чем выше доля постоянных затрат в валовой марже, тем выше сила операционного рычага. Этот остроумный, но несложный «трюк» также получается из исходной формулы, стоит только сконструировать величину, обратную СИЛЕ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА:

ВАЛОВАЯ ПОСТОЯННЫЕ ПРИБЫЛЬ МАРЖА ЗАТРАТЫ

ВАЛОВАЯ МАРЖА

ВАЛОВАЯ МАРЖА

ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

ВАЛОВАЯ МАРЖА

Отсюда

СИЛА ОПЕРАЦИОН -

НОГО РЫЧАГА что и требовалось доказать.

ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ , - ( ВАЛОВАЯ МАРЖА



Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения вы--ручки дает тогда все больший и больший процент снижения прибьши. Так проявляет себя грозная стша операционного рычага.

При возрастании же выручки от реализации, если порог рент-абе.тьности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибьши (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обсто-ятельствалп?, .предприятию приходится проходить новый порог рентабельности* (подробно о пороге рентабельности см. ниже). На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операщюнного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать... и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.

Все это оказывается чрезвьгаайно полезным для:

• планирования платежей по налогу на прибьшь, в частности, авансовых;

• выработки деталей коммерческой политики предприятия. При пессимистических прогнозах динамики выручки от реа-лизатщи нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слшиком сильного эффекта операционного рьгаага. Вместе с тем, если вы уверены в долгосрочной перспективе повышения спроса на ваши товары (услуги), то можно себе позволтггь отказаться от режима жесткой экономшт на постоянных затратах, ибо предприятие с большей их долей будет по.тучать и болыштй прирост прибьши.

В начале этого раздела внимание Читателя акцентировалось на том, что при снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить весьма трудно. По существу, это означает, что высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия. В случае необ-ходтшости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу деятельности, круто диверсифицироваться предприятию будет весьма сложно и в организационном, и особенно в финансовом

* При достаточной величине выручки от реализации новый порог рентабельности может быть пройденным как бы «задним числом»; убытков при этом не возникает.

смысле. Чем больше стоимость материальных основных средств, тем больше предприятие «увязает» в нынешней своей рыночной нише (не зря, например, гибкими считаются издательства, не имеющие собственных типографий и заказывающие изготовление тиражей книг на договорных условиях).

Мало того, повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, и снижение деловой активности предприятия вьшивается в умноженные потери прибыли. Остается утешаться тем, что если выручка нараищвается все-таки достаточными темпами, то при С1шьном операционном рычаге предприятие хотя и платит максимальные суммы налога на прибьшь, но имеет возможность выплачивать солидные дивиденды и обеспечивать финансирование развития.

Все это убеждает нас в том, что сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск*.

С другой стороны, разве не сказал мудрец: «Кто не рискует - тот не пьет шампанское»?

Переходим теперь к определению запаса финансовой прочности (кромки безопасности, предела безопасности) предприятия. Дш этого необходимо сначала овладеть понятием порога рентабельности (критической точки, «мертвой точки», точки самоокупаемости, точки перелома, точки разрыва и т. д. - воз.можно. Читатель уже видел эти названия в экономической литературе).

Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Цифры возьмем такие (табл. 2):

Таблица 2. Исходные данные для определения порога рентабельности

Показатель

в тыс. руб.

в процентах м & относительном выра:кенни (к выручке от реа.пизацин)

1 1

Фактическая выручка от реа-Цлизации

2000

100% шга 1

Более подробно о предпринимательском риске см. следующий раздел этой главы.



3 1

Переменные затраты

1100

55% или 0,55

Валовая маржа

45% или 0,45

Постоянные затраты

Прибыль

rrmci-TTTi- ВАЛОВАЯ ПОСТОЯННЫЕ ПРИБЫЛЬ = jp - здхрАТЫ =0

или, что то же:

ПОРОГ ПРИБЫЛЬ = РЕНТА- X БЕЛЬНОСТИ

ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

= 0.

ВАЛОВАЯ МАРЖД В ОТНОСИТЕЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ К ВЫРУЧКЕ ,

Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:

ПОРОГ ппгтпя н н ы F ВАЛОВАЯ МАРЖА В ОТНО-РЕНТАБЕЛЬ = о! : СИТЕЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ •

НОСТИ JAirrt-iDi К ВЫРУЧКЕ

В нашем примере порог рентабельности равен

860 тыс. руб. : 0,45 = 1911 тыс. руб. Не представляют трудностей и графические способы определения порога рентабельности. Первый из этих способов, показанный на рис. 6, основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации. Затраты, тыс, руб.

1250

1000 860 750

В этой точке валовая маржа и постоянные затраты равны! \

Постоянные затраты

Порог рентабельности

500 1000 1500 1911 2000 2500 Выручка от

реализации, тыс. РУб.

Рис. 6. Определение порога рентабельности. Первый графический способ

Итак, при достижении выручки от реализации в 1911 тыс. руб. предприятие достигает, наконец, окупаемости и постоянных, и переменных затрат. Второй графический способ определения порога рентабельности базируется на равенстве выручки и суммарных затрат при достижении порога рентабельности (рис. 7). Результатом будет пороговое значение физического объема производства.

1911 (Пороговая выручка)

3822

(Пороговый объем реализации)

4000 К, шт.

Рис. 7. Определение порога рентабельности. Второй графический способ

Данные для определения порога рентабельности вторым графическим способом: Цена - 0,5 тыс. руб. за 1 шт.

Объем реализации - 4000 шт. , .

Постоянные затраты - 860 тыс. руб.

Переменные затраты - 1100 тыс. руб. (0,275 тыс. руб. за 1 шт.).

ПОРЯДОК РАБОТЫ

1. Прямая выручки от реализации строится с помошью точки А

Выручка = Цена реализации х Объем реализации = = 0,5 тыс. руб. X 4000 шт. = 2000 тыс. руб.

2. Прямая постоянных затрат представляет собой горизонталь На уровне 860 тыс. руб.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]