назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [ 102 ] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


102

стабилизацию динамики выручки на среднегодовом уровне +10%. Решено не выплачивать дивиденды в ближайшие пять лет, а затем, если благоприятный прогноз сбыта оправдается, приступить к выплате дивидендов: 0,2 ам. долл. на акцию за шестой год, гю 0,3 ам. долл. за седьмой год, по 0,4 ам долл. за восьмой год, по 0,45 ам. долл. за девятый и по 0,5 ам. долл. за десятый год. По истечении десятого года предполагается ежегодно увеличивать дивиденд на 10% в год. Уровень депозитного процента - 15% годовых. Рыночная стоимость акции рассчитывается так: О ам. долл. О ам. долл. 0,2 ам. лолл. 0,3 ам. долл. 0,4 ам. долл. (1,15) (1,15)5 jj56 j57 + j58 +

, 0,45 ам. долл. 0,5 ам. долл. 0,5 ам. долл. х 1,10

+ 5-+--fn-+--F7T - 3,3 ам. flOJLT.

(1,15) (1,15)° (0,15-0,10) X 1,15"

Соответственно, рыночной стоимостью предприятия будет произведение полученной оценки взноса (пая, вклада, акции) на количество взносов.

Но как же все-таки оценить рыночную стоимость взноса (акции), если вопрос о дивидендах не стоит на повестке дня? В большинстве случаев для этого достаточно прикинуть, за какую сумму можно было бы продать все активы предприятия, вычесть обязательства (кредиты и кредиторск>ло задолженность), и полученную таким образом чистую ликвидационную стоимость активов разделить на количество взносов.

2.5. Выпуск акций и их размещение. Дивидендная политика

Для многих владельцев малого бизнеса преобразование предприятия в акционерное общество и выход его акций на фондовый рынок - голубая мечта. Что же происходит при ее осуществлении? В ПЕРВИЧНОМ РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ ММОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕРЯЕТ, А НЕ ВЫИГРЫВАЕТ! ЭТО ЛОВУШКА!

Действительно, в первичном размещении акции стоят меньше, чем при последующем обращении. Разница составляет упущенную выгоду предприятия. Вот свидетельство Е. Бригхэма. Удачливое малое предприятие выходит на рынок ценных бумаг со своими акциями, которые в первичном размещении стоят 12 долларов минус 8-процентная комиссия. Итого - 11 долларов. Если во вторичном обращении курс акции поднимается до 15 долларов, то выходит, что само предприятие или его акционеры-учредители недополучили по четыре доллара на каждой акции. Известны слу-

чаи, когда во вторичном обращении акции котировались вдвое выше цены первичного размещения.

Следует огметшъ, что вторичный рынок столь высоко оценивает акции предприятия не потому, что ему удалось между первичным и вторичным размещением достичь каких-либо замечательных успехов. Это типичный технш1еский феномен торговли фондовыми ценностями - «феномен первого дня торговли», когда рынок слишком высоко (и чаще всего неадекватно высоко) оценивает акции предприятия. Их действительно трудно оценить. Ведь когда не выплачивается дивиденд, то к оценке акции невозможно применить классическую формулу «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениями, например, по депозиту, по ДРУ1Т1М ценным бумагам и т. д. (Эту формулу мы уже приводили в разделе 3.2 главы 3 части III.)

Скажем в этой связи пару слов о дивидендной политике.

Выплата дивидендов имеет оборотной стороной медали отвлечение средств от развития предприятия. На первых стадиях его жизни, при бурном наращивании темпов выручки дефицит ликвидности просто снимает с повестки дня вопрос о дивидендах. По мере перехода к зрелости темпы роста выручки несколько снижаются, соответственно, относительно снижаются и финансово-эксплуатационные потребности. Тогда предприятие и начинает выплачивать дивидендьт Инвесторы воспринимают это как свидетельство повышения рыночной стоимости предприятия...

...ВНИ1МАНИЕ!

Инвесторы могут высоко оценить стоимость начинающего предприятия даже и без выплаты дивидендов. («Шикарный проект, сулящий высочайшую рентабельность».) Но, если уже зрелое предприятие отказывает инвесторам в дивидендах, репутация и стоимость фирмы резко падают.



ПРАКТИКУМ

Эта учебно-деловая ситуация из американского учебника по финансовому менеджменту чрезвычайно полезна для усвоения практических навыков и, кроме того, дает предстаатение об особенностях управления финансами в малом бизнесе.

Мария М. планирует продажу плакатов для туристов по 3,5 ам. долл. за штуку. Она может приобретать ппакаты у оптовика по 2,1 ам. долл. и возврашать непроданные плакаты за полттую стоимость. Аренда палатки обойдется в 700 ам. долл. в неделю.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каков порог рентабельности?

2. Каким станет порог рентабельности, если арендная атата повысится до 1050 ам. долл.?

3. Каким будет порог рентабельности, если удастся увеличить цену реализации с 3,5 ам. долл. до 3,85 ам. долл.?

4. Каким будет порог рентабельности, если закупочная цена плакатов повысится с 2,1 ам. долл. до 2,38 ам. долл.?

5. Сколько тьтакатов должно быть продано для получения прибыли в сумме 490 ам. долл. в неделю?

6. Какую прибьшь можно ожидать при различных уровнях продаж?

7. Какой запас финансовой прочности имеет бизнес Марии при сумме прибьши 490 ам. долл. в неделю?

8. Если Мария М. запланирует продавать два вида товара: 400 штук обычных плакатов (цена реализации 3,5 ам. долл., закупочная цена 2,1 ам. долл.) и 500 штук больших плакатов (цена реализации 6,0 ам, долл., закупочная цена 3,92 ам. долл.), то чему будет равен порот рентабельности каждого из этих товаров и общий порог рентабельности всего предприятия?

9. Что больше способствует снтсжению порога рентабельности и повышению запаса финансовой прочности: торговля одним видом плакатов или двумя?

Решение

1. Для определения порога рентабельности воспользуемся универсальным уравнением:

Выручка + Переменные затраты = = Постоянные затраты + Нулевая прибыль. Из этого уравнения следует, что 620

Пороговое Пороговое

3,5 ам. долл.х количество - 2,1 ам. долл.хколичество ==, товара товара

= 700 ам. долл. + О ,

и, таким образом,

Порог Постоянные издержки ретабельности Цена Закупочная ~ реализации цена

700 ам. долл. пп

---j-= 500 плакатов.

3,5 ам. долл, - 2,1 ам, долл.

Чтобы сделать свою торговлю безубыточной, Мария М, доляша продать 500 плакатов и выручить за них 3,5 ам, долл. х 500 = 1750 ам, долл. (т.е. порог рентабельности равен 1750 ам. долл.).

Решая эту же задачу с помощью коэффициента валовой маржи, .можно получить порог рентабельности сначала в денежном, а затем и в натуральном выражении:

Показатель

В ам.

долл.

В процентах

В долях единицы

----~

Цена реализации

Переменные затраты на единицу

товара (закупочная цена)

. . 2,1

100 60

0,6 1

Валовая маржа

1,4 ! 40 1 0.4 i

Порог рентабельности, ам. долл. = 700 ам. долл. : 0,4 = 1750 ам. долл.

Соответственно, (1750 ам. долл. : 3,5) = 500 плакатов, либо

Постоянные издержки 700 ам. долл. -„„

-;г--= --= 500 плакатов.

Валовая маржа 1,4 ам. долл.

на единицу товара

2. Если арендная плата повысится до 1050 ам. долл. в неделю (т.е. на 50%), то Марии М. придется продавать уже по 750 плакатов в неделю, чтобы покрыть все расходы: 1050 ам. долл. : 1,4 ам. долл. = 750 плакатов и заработать на них 2625 ам. долл., прежде чем появится прибьшь:

1050 ам. долл. : 0,4 = 2625 ам. долл.

Увеличение постоянных издержек на 50% подняло порог рентабельности также на 50%. Такое соответствие всегда присутствует при прочих равных условиях. При снижении постоянных издержек на ско.лько-то процентов, на столько же тфоцентов снизился бы и порог рентабельности.



3. При увеличении цены реализации с 3,5 ам. долл. до 3,85 ам. долл. валовая маржа на единицу товара составила бы (3,85 ам. долл. - 2,1 ам. долл.) = 1,75 ам. долл., коэффициент валовой маржи поднялся бы до (1,75 ам, долл. : 3,85 ам. долл.) = 0,4545. Тогда для достижения безубыточности пришлось бы продать (700 ам, долл, : ] ,75 ам, долл.) = 400 плакатов на сумму (700 ам, долл, : : 0,4545) - 1540 ам. долл, - это новый порог рентабельности. Повышение цены реализации снижает порог рентабельности, так как валовая маржа на единицу товара возрастает,

4. Если переменные издержки повысятся с 2,1 ам. долл. до 2,38 ам, долл., то валовая маржа на единицу товара составит (3,5 ам. долл. - 2,38 ам, долл.) = 1,12 ам. долл., а коэффициент валовой маржи снизится до (1,12 ам. долл, : 3,5 ам. долл.) = 0,32 Поэтому порог рентабельности повысится: (700 ам. долл. : 1,12) = = 625 плакатов и (700 ам. долл. : 0,32) = 2187,5 ам. долл. Естественно, при снижении закупочной цены Марии М. пришлось бы продать меньше, чем в исходном варианте, плакатов для достижения безубыточности.

5. Для получения заданной BejnwHHbi прибьши, например, 490 ам. до-ш. в неделю, сумма валовой маржи должна быть достаточной для покрытия постоятшк издержек и желаемой прибьши. Это означает, что необходимо будет продать (700 а.м, долл, + 490 ам. долл,): 1,4 ам, долл, = 850 плакатов на сумму (700 ам. долл. + 490 ам, долл.) : 0,4 = = 2975 ам. долл.

Проверка: (3,5 ам, долл, х 850) = 2975 ам, долл.

Итак, чтобы узнать количество продаваемого товара, приносящее заданную прибьшь, необходимо разделить сумму постояннььх затрат и желательной прибьши на валовую маржу, приходящуюся на единицу товара, а чтобы вычислить соответствующую величину выручки, нужно разделить су\агу постоянных издержек и желательной прибьши на коэффициент валовой маржи.

6. Определение сумм прибьши, соответствующих различным уровням выручки, очень удобно производить графическим способом (рис. 1 и 2).

6.1, Задаем произвольно объем продаж, скажем, в 1000 штук. Вычисляем выручку, соответствующую этому объему продаж (3,5 ам, долл, X 1000 = 3500 ам. долл.) и отмечаем соответствующую точку А на рис. 1. Соединяем точку А с началом координат. Полученный отрезок OA соответствует выручке от реализации.

6.2, Проводим линию постоянных издержек от точки С (уровень 700 ам. долл.) параллельно горизонтальной оси.

Переменные издержки

Постоянные издержки

500 1000

Количество единиц продукции, шт.

Рис, 1

6.3.Вычисляем переменные издержки для заданного объема продаж: (2,1 ам, долл. х 1000) = 2100 ам. долл. Добавляем пере-.ченные издержки к постоянным и получаем суммарные издержки: (700 ам. долл, + 2100 ам. долл.) = 2800 ам. долл. Отмечаем точку В., соответствующую полным издержкам для объема продаж 3 1000 штук. Соединяем точку В с точкой С, Полученная линия представляет собой график суммарных издержек.

6.4. Порог рентабельности опреде;шется из условия равенства выручки от реализации и суммарньи издержек. Это равенство обеспечивается в точке пересечения графиков выручки и суммарных издержек. Этой точке соответствует объем продаж в 500 еди-:тиц, который уже бьш получен ранее с помошъю уравнения,

6.5. Заштрихованный треугольник, находящийся слева от точки пересечения линии выру-чки с линией суммарных издержек, представляет собой зону убытков: до достижения порогового объема в 500 плакатов Мария М. находится «в минусах»; треуголышк правее точки пересечения соответствует зоне прибьшей: как только Марии М. удастся перейти пятисотенный порог сбыта, каждый новый проданный плакат начнет приносить хтрибьшь,

6.6. Поднимая и опуская графики выручки и суммарных затрат нал горизонтальной осью, можно определять соответствующие новым параметрам пороги рентабельности. При этом возможен маневр изменения структуры затрат.

Существуют и другие графические модели, используемые на практике. В частности, некоторые менеджеры сначала строят линию переменных издержек, а затем параллельно ей проводят линию постоянных издержек. Однако при этом нарушается отслеживание влияния издержек на изменение уровня продаж. Можно

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [ 102 ] [103] [104] [105] [106] [107] [108]