назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [ 100 ] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]


100

питала предприятия взносами новьк потенциальньк совладельцев, даже если на то есть и экономическая целесообразность, и все необходимые финансовые и юридические предпосьшки. • В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупньк компаниях. Благосостояние и даже судьба собственника небольшой фирмы напрямую зависит от ее успеха или неуспеха. Возможности диверсификации портфеля личньк инвестиций дяя владельца небольшого бизнеса также ограничены горизонтом собственного предприятия: любая лишняя копейка тут же идет в дело. Таким образом, собственник малого предприятия подвергается гораздо большему риску, чем держатель акций акционерного общества, могущий в любой момент скинуть акции и/или диверсифицировать свой портфель. Окупается ли повышенный риск и прямое отвлечение денег от семейного бюджета повышенным уровнем доходности?..

Вообще, парадоксальное сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует малому предприятию на первых стадиях его существования. Поэтому частное финансирование (кредиты банков, инвес- - тиции хозяйствующих субъектов частного сектора, физических лиц) для малого бизнеса сильно затруднено, и на этих стадиях была бы уместна помощь со стороны общественных организаций и государства, заинтересованных в развитии малого бизнеса.

Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности. О

факторах, дающих такую картину, пойдет речь чуть ниже.

Отмечаемые здесь нами особенности малого бизнеса подтверждаются богатой статистикой показателей финансово-хозяйственного положения небольших предприятий, - правда, к сожалению, пока не отечественной, а зарубежной. Но, по нашим наблюдениям и собственной практике финансового менеджмента, основные балансовые структурные пара.метры российских предприятий малого бизнеса уже сегодня весьма близки к американским и западноевропейским. Поэтому есть cu>юл обратиться к данным* по малым и крупным предприятиям соответственно, полученным американскими исследователями У. Уолкером и Дж. У. Пегги П:

* Petty J.M., Keown A.J., Martin J.D. Dasic Financial Management. - N.-Y.: Prentice Hall, 1993, p. 884. a

Показатель

Предприятия малого бизнеса

Крупные предприятия

11 •

7,04

6,40

8,47 ,

5,31

9,40

3,50

Показатели ликвидности и оборачиваемости

Коэффициент текущей ликвидности (Текущие активыДекущие пассивы) 2,00

Оборачиваемость дебиторской задолженности (Выручка/Дебиторская задолженность) Оборачиваемость запасов Оборачиваемость основных активов (Выручка/Основные активы)

Показатель рентабельности

► Чистая коммерческая маржа (Чистая! прибыль/Выручка) 10,91%

Показатели структуры источников средств

• Доля заемных средств в общей сумме f пассивов

i;« Доля текущих обязательств в общей 1 сумме заемных средств

i Показатель предпринимательского риска

]]• Вариация нетто-результата эксплуа- ±21,94% от j таиии инвестиций среднего

! уровня НРЭИ

Показатель дивидендной политики

• Доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов

2,77

49,00% 83,70%

9,20%

38,06% 62,99%

±7,71% от среднего уровня НРЭИ

40,52%

Приступаем к анализу эттк данньк. Прежде всего бросается в глаза совершенно разная дивидендная политика, свидетельствующая не только о неодинаковьк возможностях, но и о различньк целях малых и крупньк предприятий. Если крупные предприятия вознаграждают (или вынуждены вознаграждать?) своих акционеров более чем сорока процентами чистой прибьши, то предприятия малого бизнеса, если и выплачивают дивиденды, то чисто символические, расходуя на них в среднем лишь 2,9% чистой прибьши. Кстати, тюучительный факт: различие в дивидендной политике сохраняется, даже когда малое предприятие преобразуется в акционерное общество и вькодит на фондовый рынок. 74 процента гактк предприятий не выплачивают дивидендов в течение года после первичного размещения своих акщп1.

Далее, нельзя не отметить пониженную ликвидность мальк предприятий по сравнению с крупными (средний коэффициент



текущей ликврщлости для малого бизнеса показывает двукратное превышение текущих пассивов текущими активами, а для крупного - почти трехкратное). Это значит, что малое предприятие испытывает гораздо большие трудности с мобилизацией «живых денег» для вьшолнения своих текущих обязательств по кредиторской задолженности и банковскому кредтггу, т. е. в целом оказывается менее платежеспособным, нежели крупное.

Коэффициент текущей ликвидности на уровне двух - само по себе не так уж плохо, однако не следует забывать, что мы имеем здесь дело о данными, не только усредненными, но и - «импортными». Так или иначе, пониженная ликвидность предприятия малого бизнеса налицо.

За сче чего же малое предприятие оказывается менее ликвидным? Цифры дают такие ответы на этот вопрос:

• в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);

• у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства (83,70% суммарной задолженности против 62,99% у крупных предприятий).

Ликвидность - самое больное место малой фирмы. Поэтому мы не устаем повторять, что

Наиважнейшей целью финансового менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным.

Необходимость эффективного управления оборотным капиталом диктуется, кроме всего прочего, и затрудненностью доступа на рынки капиталов для малых предприятий: раз средств мало, их тем более надо использовать так, чтобы каждый рубль приносил максимум максиморум экономического эффекта.

Многие опьггные и удачливые предприниматели даже считают рациональное управление оборотным капиталом - тактику финансового менеджмента - главным содержанием финансовой работы на малом предприятии. Но самые опытные и удачливые знают: нет тактики без стратегии. Именно поэтому в нашем учебнике

стратегия (инвестиционная политика) и тактика (комплексное управление текущими активами и текущими пассивами) рассматриваются в их нерасторжимом единстве.

Заканчивая рассуждения о ликвидности, констатируем, что в пониженном ее уровне находит выражение повышенная склонность очень многих владельцев и руководителей малых предприятий к риску. По-житейски это понятно: рискнуть десятком миллионов легче, чем десятком миллиардов, тем более, что принимаешь решение не в соответствии с бюрократической процедурой крупной корпорации, а единолично. Это не означает, впрочем, что миллионы зарабатываются легче, нежели миллиарды. Перейдем, однако, к рискам - предпринимательскому и финансовому.

О повышенном уровне предпринимательского риска свидетельствует очень большая изменчивость НРЭИ, величина которого может в различные периоды отклоняться от средней на 22% в ту или иную сторону. У крупных предприятий этот показатель втрое «спокойнее» - 7%. Думается, что повышенную вариацию финансовых результатов дает ограниченность возможностей диверсификации портфеля инвестиций, хотя бы и географически. Действительно, предприятие, вынужденное «складывать все куриные яйца в одну корзину», подвергает себя огромному риску получить не просто убьггок, а убыток, который невозможно компенсировать за счет других своих проектов, потому что этих других проектов просто нет. Что же касается финансового риска, то о повышенном его уровне говорит более выраженная ориентация на заемное финансирование (обязательства составляют у малых предприятий 49% пассивов против 38,06% у крупных фирм) в сочетании с явственно просматривающейся тенденцией к преобладанию краткосрочного кредита. Руководители малых предприятий набирают (если могут, конечно) деньги в долг не из прихоти или болезненного пристрастия к риску, а вынужденно, стараясь во что бы то ни стало избежать гибели своего бизнеса.

Теперь - о проблемах анализа, возникающих при оценке финансовой устойчивости малого предприятия.

Как уже, видимо, понял Читатель, главньц! инструментом финансового анализа деятельности малого предприятия является коэффициентный метод. Но его применению для реалистичной оценки положения малой фирмы препятствует недостаточная уверенность в адекватности представленных в отчетности данных. Если сомнения сняты, лучшего метода, чем расчет финансовых коэффициентов, нечего желать. Нужно проанализировать плате-



жеспособность, ликвидность, деловую и рыночную активность предприятия так, как это показано в главе 1 части I.

/7Ш Проблема достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности наводит на мысли о культуре и этике деловых отношений, об известных аспекгах налогообложения... Не будем, однако, морализировать. Для нас здесь важнее, пожалуй, другое: давно замечено, что небрежная, неграмотная бухгалтерия и отчетность безошибочно указывают на плохой финансовый менеджмент. Действительно, невозможно принимать рациональные финансовые решения на основе искаженных данных либо вообще при отсутствии таковых. В обратную сторону, i впрочем, это правило не работает: отличная бухгалтерия и достоверная отчетность сами по себе еще не явля-ются гарантированным свидетельством высокого профессионализма финансового менеджмента на предприятии.

Количественные значения рассчитанных для предприятия малого бизнеса финансовых коэффициентов обычно свидетельствуют о повышенном предпринимательском и/или финансовом и др. рисках, генерируемььх этим предприятием. Поэтому коэффициентный (количественный) анализ должен обязательно сопровождаться качественным исследованием природы рисков. Необходимо ответить по крайней мере на три жизненно важных для малого бизнеса вопроса;

1) достаточно ли диверсифицирована клиентура? Большое предприятие с многочисленными клиентами вряд ли будет выбито из седла потерей одного-двух крупных покупателей. Для небольшого же предприятия это катастрофа;

2) достаточно ли диверсифицирована гамма производимых товаров (услуг)? Ориентация на монотонное производство доводит предпринимательский риск до опасного предела, поскольку даже незначительное ухудшение конъюнктуры способно ввергнуть небольшое предприятие в зону убыточности. Плюс к тому, в контексте концепции эффекта операционного рычага, порога рентабельности и «запаса финансовой прочности» предприятия ориентация на один «звездный» товар далеко не всегда оправдывается снижением порога рентабельности и укреплением финансовой устойчивости, потому что постоянные зафаты не раскладываются на несколько товаров, а ложатся тяжелым бременем на один товар, перспективы наращивания выручки от которого зачастую весьма проблематичны из-за офаниченности спроса;

3) будет ли продолжаться бизнес в случае внезапной утраты «души и мозга предприятия» - его нынешнего владельца (руководителя), или погибнет вместе с ним, вводя в убьггки или упущегшую выгоду кредиторов, поставщиков, остальных совладельцев? При всей щекотливости такого вопроса - cest la vie.

Таким образом, речь, действительно, идет об оценке жизнеспособности малого бизнеса - оценке, в результатах которой заинтересованы не только владельцы малого предприятия, но и его кредиторы.

Кроме расчета коэффициентов, западные банкиры обычно проводят анализ деятельности предприятия малого бизнеса по пяти основным парамефам (подобную систему оценки в США называют «системой пяти Си»):

1. Личность ключевой фигуры предприятия (Character): заслуживает ли владелец (директор) доверия? Какова его деловая репутация? Всегда ли он выполняет свои обязательства?

2. Способность к фамотному управлению (Capacity to manage): может ли руководитель обеспечить качественный менеджмент и привести предприятие к успеху?

3. Денежные потоки (Cash flows): способно ли предприятие сгенерировать достаточно денежных средств для возмещения кредита и выплаты процентов?

4. Активы, могущие служить обеспечением кредита (Collateral): какова стоикюсть, сфуктура, качество, ликвидность активов? Мо-lyr ли они служить залогом? Действительно ли такой залог в случае необходимости способен компенсировать кредаггору его потери по данному кредиту?

5. Условия бизнеса (Conditions): благоприятствует ли общеэкономическая, офаслевая, коггьюнктурная, налоговая ситуация успеху предприятия?

Обращаясь за кредитом, руководителю предприятия надо не только четко определить целевое использование ссуды (как будут пофачены деньги?), но и бьггь готовым к ответу на «KopoHia,ie вопросы» банкира:

• Почему требуются дополнительные деньги? Почему предприятие не генерирует достаточно средств для своей деятельности? Действительно, одно дело, если кредит объективно необходим для наращивания оборота, для расщирения бизнеса, попавшего в ловушку «рентабельность или ликвидность», и совсем другое - если речь идет о латании дыр в бюджете предприятия, порожденных непрофессионализмом, расточительностью или нерадивостью;

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [ 100 ] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108]