назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]


8

них; фокусировка внимания на других, менее значимых факторах, даст для решения проблемы мало или вообще ничего. Это-одна из наиболее важных и широко распространенных концепций в управлении производством. Когда вы будете читать эту книгу дальше, попробуйте найти главу или отдельную тему, где бы эта концепция была неприменима. Вы неизбежно придете к заключению, что она применяется на всех уровнях производственного менеджмента и во всех аспектах выработки решения - будь то профессиональная или личная проблема.

Историческое развитие производственного менеджмента

Производственные системы существовали с древнейших времен. Китайская Великая Стена, египетские пирамиды, флот Римской и Испанской империй, дороги и акведуки Древнего Рима,-все они представляют собой наглядные примеры способности человека к организации производства. Однако большинство этих примеров можно классифицировать как общественные проекты. Производство товаров для продажи, по крайней мере в современном смысле, и современная фабричная система ведут свое начало от времен П ромышленной Революции.

Промышленная Революция

Промышленная Революция началась в 1770-х годах в Англии и распространилась по Европе и Соединенным Штатам в течение девятнадцатого столетия. До того времени товары производились в маленьких мастерских ремесленниками и их учениками. Как правило, при такой системе создание изделия (будь то лошадиная повозка или предмет мебели) от начала до конца было задачей одного человека. Работали только простыми инструментами, - станки и оборудование, какие мы используем сегодня, еще небыли изобретены. Изделия были сделаны из уникальных частей. Поэтому эти части небыли взаимозаменяемы: деталь, изготовленная для одной повозки, например, слегка отличалась от такой же детали любой другой повозки. Детали нельзя было изготавливать впрок, потому что не было никакой гарантии, что они будут соответствовать размерам будущих повозок. Более того, когда при использовании изделия ломались и нуждались в сменных частях, то эти части следовало изготавливать заново и подгонять вручную. Производство было медленным и трудоемким.

Затем, ряд изобретений навсегда изменили лицо производства, заменив работу человека работой машин. Возможно, наиболее важным из этих изобретений стал паровой двигатель, изобретенный Джеймсом Уаттом в 1764 г., потому что он обеспечил источник энергии для использования машин на фабриках. Прядильный станок (Дженни) Джеймса Харгрива (1770) и ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1785) произвели революцию в текстильной промышленности. Обильные запасы угля и железной руды обеспечивали сырье для производства энергии и изготовления машин. Новые машины, сделанные из железа, были более мощными и долговечными, чем простые деревянные машины, которых они заменили.

П римерно в то же самое время Адам Смит в Богатстве Народов{\П6) описал экономические выгоды от разделения труда. Это означало разбивку производственного процесса на ряд мелких операций, каждая из которых выполнялась различными рабочими.

Это явление известно также как специализация *«--«- труда. Преимущества такого подхода включали: суже- 1 Разделение труда - раз- f-" J /г- § бивка производственного а

ние диапазона работы, которую рабочий должен уметь j процесса на ряд отдельных i выполнять - таким образом, рабочий выучивался операций, так чтобы каждый своему делу и приобретал профессионализм гораздо 1 рабочий выполнял лишь не- быстрее; избежание потерь времени, связанных с пере- щ которую небольшую часть

, J и общей работы.

ключением рабочего с одной операции на другую (что *



происходило, когда каждый рабочий отвечал за изделие в целом); создание благоприятных условий для разработки специализированного оборудования в помощь работникам.

~««»««-««™ дру, разработкой концепции вза-I Взаимозаменяемые части „„озаменяемых частей.

- детали изделия, изготов- к

• пенные с такой степенью 1 Иногда эту концепцию связывают с именем Эли

п точности, что их не надо Уитни (1790-е гг.), американского изобретателя, кото- подгонять вручную. :. рый разработал сборочную линию по производству

Ы:,i•:жx:xf>:JiAшssкяm:r•aгЛ МуШКСТОВ с ТЗКОЙ СИСТСМОЙ ДОПуСКОВ, ЧТО ЛЮбаЯ ЧаСТЬ

могла ПОДОЙТИ к любому изделию; таким образом, детали не надо было изготавливать и подгонять вручную, они были полностью стандартизированы.

Фабрики стали быстро возникать и распространяться, обеспечивая работой бесчисленное множество людей, которые съезжались в города из сельской местности. Условия работы в то время были очень плохие и на производстве было много несчастных случаев и высокая смертность.

Н есмотря на коренное изменение производства, теория и практика управления не особенно прогрессировали. Было необходимо просвещенней более системный подход к управлению.

Научное управление

В эпоху научного управления широко распространились перемены в управлении фабриками и заводами. Движение было основано изобретателем и разработчиком системы эффективности производства, Фредериком Уинслоу Тейлором, которого часто называют отцом научного управления, В 1878 г. Тейлор начал работу в филадельфийской сталелитейной компании Мидвейл, президент которой верил в пользу экспериментов по улучшению методов работы фабрики. Тейлор начал как чернорабочий, но за шесть лет он достиг поста главного инженера.

Тейлор верил в науку управления, основанную на наблюдении, измерении, анализе и усовершенствовании методов работы и экономического стимулирования. Он изучал методы работы до мельчайших деталей, чтобы идентифицировать самый лучший способ выполнения каждой операции. Тейлор также полагал, что управление должно отвечать за планирование, за тщательный отбор и обучение рабочих, за определение оптимального способа выполнения каждого вида работьг, за достижение сотрудничества между руководством и рабочими, и за разграничение деятельности по управлению производством и чисто производственной деятельности.

М етоды, выявленные Тейлором, максимизируют вьшуск продукции. Они не всегда были популярны среди рабочих, которые иногда считали, что эти методы используются для несправедливого увеличения выпуска без соответствующего увеличения компенсации. Безусловно, некоторые компании злоупотребляли рабочими в погоне за эффективностью. В конце концов, общественный протест достиг залов Конгресса, и по этому вопросу были проведены слушания. В 1911 году сам Тейлор был вызван для дачи показаний в Конгрессе, и в этом же году вышла его классическая книга Принципы научного управления. Общественный резонанс этих слушаний фактически помог принципам научного управления получить широкое применение в промышленности.

Среди других пионеров этого движения, которые тоже внесли в него весомый вклад, были следующие:

Фрэнк Гилбрет- промышленный инженер, которого часто называют отцом исследования динамики движений. Он разработал принципы экономии движения, которые можно применять к невероятно мелким частям процесса. Лилиан Гилбрет - психолог, жена Фрэнка Гилбрета, работала вместе с мужем. Подчеркивала значение человеческого фактора в трудовом процессе. Многие ее исследования посвящены проблеме утомляемости рабочего. (Чета Гилбретов была героями классического фильма 50-х гг., Дешевле на дюжину.)



Гарри Гаитт открыл значение нематериального стимулирования рабочих и разработал широко применяемую систему планирования, которую называют диаграмма Гантта.

Харрингтон Эмерсон применил идеи Тейлора к организационной структуре производства и способствовал использованию экспертов для повышения организационной эффективности. Он свидетельствовал на слушаниях в Конгрессе, что на железной дороге можно сэкономить миллион долларов в день, применяя принципы научного управления.

Генри Форд-промышленник, применил в автомобильной промышленности систему массового производства и подвижную сборочную линию, как это описано в следующем отрывке:

Модель Т была блистательно простой машиной; когда в ней что-нибудь ломалось, обычный владелец мог выйти и сам устранить поломку. Проложенные для лошадей тракты, которые составляли большую часть дорог в стране и были совершенно непригодны для более элегантных автомобилей, не представляли для этой машины никаких проблем. Колеса были поставлены высоко, и автомобиль ездил, не цепляя днищем дороги. Эта машина была, по словам биографа Форда, Кейт Сворд, сплошные кости и мышцы и ни грамма жира. Скоро самая большая проблема для компании Форда заключалась в том, чтобы успеть выполнить все поступающие заказы. К счастью для Форда, учение Фредерика Тейлора, главного авторитета в области научного управления промышленностью, только что получило широкое признание. Тейлор, вооруженный часами и прочным неверием в энтузиазм среднего рабочего, внедрил в сталелитейную и остальную промышленность новую методику исследований соотношения время-движение. Например, Тейлор измерил, какое количество работы один рабочий с лопатой может сделать за один день; он обнаружил, что максимальная эффективность работы достигается, когда на лопату берется не максимальное количество груза (38 фунтов), а меньше - 21 фунт; общее количество обработанного груза при этом гораздо больше. Эффективность труда стала важна, потому что таково было требование времени. Изучение эффективности приобретало особое значение по мере того, как в процессе производства машины стали теснить людей, и один производственный прорыв следовал за другим. Форд, очарованный эффективностью производства, полностью принял теорию Тейлора и начал использовать его принципы на своем заводе, внедряя и развивая их до фантастического уровня.

Поскольку модель Т имела такой успех - она пользовалась такой популярностью, что дилерам иногда приходилось приостанавливать прием заказов - внимание Форда переключилось на производство. Фабрика и, еще в большей степени, процесс производства стали его настоящей страстью. Процесс, как он говорил всем и каждому, был для него праздником, потому что каждый день он видел такие потрясающие перемены в возможностях и достижениях производства, что работа на заводе стала подобна работе в будущем. Еще до успеха модели Т, Форд уделял большое внимание промышленному процессу. В 1908 году он пригласил эксперта по вопросам эффективности производства Уолтера Фландерса и предложил ему вознаграждение в $20000, если он за 12 месяцев добьется, чтобы завод мог производить десять тысяч автомобилей. Фландерс полностью реорганизовал производство и установил контрольные сроки за два дня. Крометого, он смог убедить Форда, что необходимо расширить производственные площади...

После этого Форд приобрел Хайленд Парк. Здесь он собирался осуществить самые современные производственные идеи, и в особенности идеи Фредерика Уин-слоу Тейлора. Эти идеи, предрекал Тейлор, приведут к абсолютной рациональности процесса промышленного производства. Основная мысль заключалась в том, что каждый производственный процесс разбивался на еще меньшие функции с тем, чтобы каждую из них можно было механизировать и ускорить - создав в конечном итоге непрерывное сборочное производство. Непрерывность процесса превыше всего. Чего он хотел, и что вскоре получил, это, по словам Кейт Сворд, механизированный процесс, подобный реке с ее притоками - когда процессы сборки подузлов притоками впадали в реку общего процесса сборки автомобиля. Процесс начал меняться весной

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]