назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [ 71 ] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]


71

Если временной интервал слишком короткий, чтобы в нем возникли сезонные колебания спроса, то можно проводить анализ отклонений, используя понятие вероятностного распределения: нормальное, равномерное или распределение Пуассона. Например, мы можем описать количество проданного в обеденное время кофе нормальным распределением с определенным средним значением и стандартным отклонением. Число клиентов, посещающих отделение банка по понедельникам, может быть описано распределением Пуассона с определенным средним значением. Тем не менее, это не означает, что любой пример случайного распределения можно описать стандартным статистическим распределением. Сервисные системы, в частности, могут характеризоваться особенно высоким уровнем колебаний в требованиях по мощности, если только нельзя будет составить график заказов. Производственные системы, ввиду их изолированности от потребителей и более унифицированной природы производства, в этом отношении менее чувствительны. При анализе сервисных систем могут быть полезны модели теории очередей.

Н ерегулярные колебания являются, пожалуй, наиболее проблемными: их практически невоз.можно предсказать. Они вызываются такими разнообразными факторами, как крупные поломки оборудования, стихийные бедствия, нестабильность политической ситуации в мире, вызывающая сокращение запасов нефти, обнаружение факторов, которые представляют угрозу для здоровья (ядерные аварии, канцерогены в продуктах и напитках)и т.п.

Связь между производством и маркетингом является решающей для реалистического определения требований по мощности. С помощью заказов потребителей, демографического анализа и прогнозов, .маркетинг может представлять жизненно важную информацию для определения требований по мощности, как для долгосрочного, так и для краткосрочного планирования.

Развитие альтернативных вариантов по мощностям

Помимо самых общих соображений по развитию альтернативных вариантов производственных мощностей (т.е. проводить разумный поиск возможных альтернатив, или ничего не предпринимать, стараться не упустить из внимания неколичественные факторы), необходимо принять во внимание некоторые специфические моменты. В этом разделе обсуждаются следующие из них:

1. Внедрить в производственную систему гибкость.

2. Постараться увидеть общую картину при изменении мощности.

3. Подготовиться к последствиям резких изменений мощности.

4. Попытаться сбалансировать требования по мощности.

5. Определить оптимальный уровень производства.

Долгосрочная природа решений по производственным мощностям и риск, неизбежно присутствующий в долгосрочных прогнозах, подчеркивают потенциальные преимущества от разработки гибких систем. Например, проект системы, изначально предусматривающий возможность будущего расширения производства, обойдется в большинстве случаев гораздо дешевле, чем перестройка уже существующей структуры, которая не предусматривала подобной возможности.Следовательно, если существует

Таблица 5-5. Примеры элементов с сезонной структурой спроса

Период Наименование

Год Объемы продаж пива, игрушек, поток авиаперевозок, индустрия одежды, отдых, ка-

никулы, отпуска, использование электроэнергии, потребление топлива и бензина, спорт, образование

Месяц Банковские операции, погашение чеков социального страхования

Неделя Розничная торговля, работа ресторанов, поток автотранспорта, прокат автомобилей, регистрация в гостиницах

День Телефонные звонки, использование электроэнергии, поток автотранспорта, пользование обш,ественным транспортом, использование учебных аудиторий, розничная торговля, работа ресторанов



вероятность расщирения ресторана, то необходимо с самого начала провести сответству-ющую систему водо- и энергоснабжения и канализации, чтобы в случае расщирения модификация существующей структуры была бы минимальной. Точно так же, новое поле для гольфа может быть первоначально рассчитано на 9 лунок, но, предусмотрев возможность расщирения (приобретая участки прилегающей земли), можно будет со временем увеличить число лунок до 18. Другие элементы гибкого проекта касаются размещения оборудования, выбора места под производство, производственного планирования, составления рабочих графиков, политики в области производственных ресурсов, которые будут описаны в последующих главах.

Другой важный фактор для менеджера, который рассматривает вопрос увеличения мощностей, - для какого вида продукции предназначены мощности: нового вида, или уже зрелого, давно производимого. Продукция (услуги), достигшие стадии зрелости, более предсказуемы в смысле требований по мощности, и могут иметь ограниченный жизненный цикл. Предсказуемость спроса снижает риск неудачного выбора мощности, но ограниченный цикл жизни приводит к необходимости искать вариант альтернативного использования производственных мощностей в конце жизненного цикла изделия. Новые товары несут с собой больший риск, связанный с неуверенностью относительно объема и периода спроса. Все это делает гибкость особо привлекательной для менеджера.

Разрабатывая альтернативные варианты по мощности, необходимо принять во внимание взаимодействие различных частей системы. Например, принимая решение увеличить число номеров в мотеле, необходимо учесть дополнительные потребности в питании, сервисе, местах парковки и отдыха. Это и называется рассмотреть общую картину.

Увеличение возможностей часто осуществляется не плавно и постепенно, а достаточно резки.ми скачками, - что затрудняет установление равновесия между желаемой мощностью и гибкостью. Например, желаемая мощность определенной операции - 55 изделий в час, но предположим, что возможности каждой единицы использованного оборудования составляют 40 изделий в час. При работе одной машины появляется нехватка в размере 15 изделий в час, но две машины превысят желаемую мощность на 25 изделий в час. Ситуация еще более критична, если речь идет, скажем, о количестве самолетов, необходимых для достижения желаемой боеспособности.

Неоднородность требований по мощности также может вызывать серьезные проблемы. Например, в плохую погоду спрос на услуги общественного транспорта резко возрастает. Соответственно, система постоянно испытывает колебания между недозагруженностью и перегруженностью. Увеличение числа автобусов или поездов в метро поможет снизить перегрузку в часы пик, но приведет к увеличению недозагру-женности в остальное время и, разумеется, увеличит рабочие расходы. К сожалению, простого решения этой проблемы не существует.

Колебание спроса на товары и услуги вызывается множеством причин. Спрос на услуги общественного транспорта объясняется до некоторой степени погодными условиями, но в целом этот спрос можно считать и частично случайным (зависящим от случайных факторов). Сезонность также оказывает влияние на колебания спроса. Однако сезонные колебания представляют меньшую проблему, чем случайные, потому что они предсказуемы. Следовательно, их можно учесть при планировании рабочих графиков и материальных ресурсов. Тем не менее, сезонные колебания приводят к проблеме временной перегрузки/недогрузки системы. Одним из возможных подходов к этой проблеме может быть выявление товаров (услуг) с взаимодополняющими структурами спроса, т.е. структурами, которые уравновешивают друг друга. Например, спрос на обычные и водные лыжи является взаимодополняющим -- спрос на обычные лыжи растет осенью и зимой, а на водные - весной и лето.м. То же верно для отопительных приборов и кондиционеров. В идеале, подобные товары должны требовать для своего производства одних и тех же ресурсов, но в разное время, чтобы общие требования по мощности оставались относительно стабильными. Пример взаимодополняющего спроса приведен на рисунке 5-3.



Глава 5

Время

Рис. 5-3. А и Б являются товарами с взаимодополняющим спросом

Колебания спроса представляют для менеджера серьезную проблему. Простое увеличение производственных мощностей (т.е. увеличение размера предприятия, рабочей силы, или оборудования) не всегда является лучшим выходом, так как при этом снижается гибкость и увеличиваются постоянные затраты. Следовательно, менеджер должен найти иной отклик на повышенный спрос. Одним из вариантов является использвание сверхурочных работ. Другим вариантом может стать передача части работ на основе субконтракта. Третьим способом является компенсирование спроса запасами готовой продукции и возмещение этих запасов в период спада спроса. Эти и другие варианты описываются в главе, посвященной объединенному планированию.

Производственная единица обычно имеет идеальный или оптимальный уровень производства с точки зрения себестоимости единицы продукции. Идеальный уровень соответствует минимальной стоимости, больший или меньший объем выпуска приведет к росту затрат. Это положение проиллюстрировано на рисунке 5-4. Обратите внимание на рост затрат при отклонении объема производства от оптимального уровня.

Форма кривой объясняется тем, что при небольших объемах выпуска фиксированные производственные расходы переносятся на малое число изделий, следовательно затраты на единицу очень высоки. По мере увеличения объема выпуска эти расходы распределяются на большее число единиц продукции, следовательно.

Оптимальный уровень

Уровень выпуска

Рис. 5-4. Производственная единица имеет оптимальный объем выпуска при минимальных затратах

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [ 71 ] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]