«яавЖНОСТЬ -
венных стандартов и расширение процедур по проверке качества. Это, в свою оче- j педь, ведет к повышению инспекционных расходов и повышает процент брака.
С увеличением сложности дизайна, могут возрасти и расходы на сервисное об- служивание. Некоторые категории изделий обычно сопровождаются программами обучения пользователей. Например, заводское оборудование или новейшая меди- цинская диагностическая аппаратура могут потребовать резкого увеличения расхо- I дов на программы по обучению - потому что потребителей приходится дольше one- f кать и наставлять, чтобы научить их пользоваться более сложным оборудованием. В то же время и по тем же причинам могут возрасти и расходы на обучение персонала, занятого в техническом сервисе. Расходы на выездное обслуживание также растут, если сложный дизайн продукции требует либо интенсивного профилактического об- 1 служивания, либо более частого ремонта. j
Даже маркетинг и продажи могут испытать на себе влияние сложности проекта - f например, когда компания пытается продвинуть дорогостоящий товар в том сегменте рынка, где покупатели не очень ценят сложности и тонкости дизайна.
Почему так мало компаний полностью осознают значение сложности проекта товара? Кажется, основная причина в том, что «радары» менеджмента - системы, которые определяют и придают определенную форму реальности, воспринимаемой менеджером - редко проектируются способными уловить и осмыслить такую сложность. Сложность остается в тени, и скрыта от восприятия.
В какой-то степени, сложность так трудно увидеть еще и потому, что соответст- j вующие ей параметры так сильно различаются от продукта к продукту. Для каждого s типа изделий определенные параметры сложности могут иметь непропорционально большое влияние на проектные расходы. В компьютерных программах, например, j ключевой параметр сложности - число строк в коде; в печатных платах - это число j компонентов и плотность, с которой они расположены на плате.
Определить первичные параметры сложности и рассчитать их воздействие на проектные расходы - очень важно и очень нелегко. Наличие финансовых или произ- водственных отчетов здесь мало помогает - не в последнюю очередь потому, что программы по разработке изделия редко организованы в прямом соответствии пер- j вичным параметрам сложности.
Не удивительно поэтому, что редко бывает возможно с уверенностью рассчитать 1 последствия сложности дизайна, сопоставляя данные с текущими проектами. Как правило, более продуктивно разработать серию подробных сценариев типа «что, если...» относительно конкретной части проекта и, таким образом, последовательно, 1 шаг за шагом исследовать возможные последствия снижения сложности продукта. 1
Хотя достаточно трудно точно рассчитать воздействие сложности на проектные расходы, руководство может провести несколько относительно быстрых тестов для i определения, имеется такое воздействие или нет. Во-первых, детальное сравнение I характеристик и работы своей продукции и продукции конкурентов может обнаружить I избыточность. Эта избыточность может оказаться излишней усложненностью - или же источником конкурентного преимущества, если потребители достаточно высоко I ценят дополнительные характеристики. j
Во-вторых, сравнивая уровни расходов и прибылей, можно обнаружить, что отдача от расходов компании на развитие изделия меньше, чем у ее конкурентов. Как альтернативное решение, руководство компании может проанализировать относительную долю прибыли - сколько долларов валовой прибыли дает данная линия изделий, по сравнению с процентом средств, затраченных на развитие этого изделия, i
Чтобы точно знать, насколько высоко потребитель ценит дополнительные харак- I теристики изделия (если ценит их вообще), фирма может провести общий анализ - I в котором респондентам несколько раз предлагается сделать выбор между двумя па- кетами характеристик. Эта методология, которая используется вот уже много лет для i проверки вариантов стандартных потребительских товаров, может помочь произво- дителям выявить, какие элементы сложности стоят затрат.
Затраты на сложность
Сложность продукта может затронуть целый ряд статей расхода:
1. Создание прототипа
2. Производство
3. Материально-производственные запасы
4. Проверка качества
5. Пробное производство
6. Устранение брака
7. Обучение потребителя
8. Выездное сервисное обслуживание
;Вопросы:
I 1. Каким образом сложность может оказаться источником конкурентного преиму-
S щества? Как она может снизить конкурентоспособность?
; 2. Почему менеджеры так мало осведомлены о действительном влиянии сложнос-
S ти? Почему сложность так трудно увидеть?
1 3. Перечислите 4 сферы деятельности организации (например, проектные работы),
1 на которые влияет высокая сложность продукта.
* (Источник: Electronic Business, 9 января 1989 года, стр.38-40)
Приложение к главе 4 НАДЕЖНОСТЬ
Цели изучения:
Завершив изучение этой главы, вы должны уметь:
1. Дать определение надежности
2. Производить простые вычисления надежности
3. Объяснить цель избыточности в системе
4. Указать способы улучшения надежности
Содержание
Введение
Определение значения надежности
Пригодность
Улучшение надежности
Заключение
Ключевые термины
Решение задач
Вопросы для обсуждения и повторения Задачи
Введение
Надежность - это мера способности изделия, детали или системы выполнять заданные функции в заданных условиях.
Значение надежности становится очевидным, когда потенциальные покупатели сравнивают альтер- Надажность - способность нативные варианты с точки зрения надежности, и ГТп ~„1" когда продавцы учитывают ее при определении цены функции в заданных услоаи- на товар. Кроме того, надежность может воздейство- ях.
вать на последующие продажи, отражаться на имидже 1«ж:л-«вте!явжшш№ж«й«а1 продукта, и если она очень низкая, иметь юридические последствия.
Надежность имеет три важные аспекта:
1. Надежность как вероятность
2. Определение сбоев
3. Заданные условия использования
Допустим, что надежность изделия - 0,9. Это значит, что вероятность его нормальной работы (т.е. работы в соответствии с заданной целью) равна 90%. Вероятность