назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [ 6 ] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]


6

значительную часть экспорта, что выгодно для внешней торговли. Крометого, многие виды работ в сфере обслуживания прямо зависят от производства; то есть, они являются вспомогательными для производства. Если производственный сектор будет по-прежнему уменьшаться из-за неспособности успешно конкурировать с иностранными компаниями, то связанная с производством сфера услуг (например, технический сервис, служба безопасности, финансовые службы) тоже уменьшится.

Значение проектирования и эксплуатации производственных систем

Различные способы классификации производственных систем имеют важное значение для их проектирования и эксплуатации. Степень стандартизации конечного продукта, тип производства, общая ориентированность системы на товары или на услуги, или же на некую комбинацию товаров и услуг, - все это диктует требования по капиталовложениям, выбору оборудования, планированию мощности производства, определению местоположения предприятия, управлению запасами и ресурсами, найму рабочей силы, определенному графику производства и обеспечению качества.

Руководство проектом весьма отличается от управления сборочной линией, а руководство мастерской, в свою очередь, отличается от руководства проектом или крупномасштабным производством. Определение производственных потребностей будет различным для трех типов систем. Крупномасштабное производство требует стабильного уровня выпуска конечного продукта. Менять этот уровень может оказаться слишком дорого и трудно; следовательно, необходим точный прогноз, чтобы спроектировать систему должным образом. Напротив, у мастерской больше гибкости в работе, поэтому на стадии проекта прогнозирование имеет меньшее значение. Требования по поддержанию запасов для мастерской отличаются от требований для системы, производящей стандартные изделия. Мастерские обычно делают изделия на заказ. Поэтому у них будет небольшой (или вообще никакого) запас готовой продукции, но зато им обычно требуется поддержание запасов сырья и материалов для часто повторяющихся операций. В системах массового производства обычно существуют запасы как сырья, так и готовых изделий; однако закупки и большинство рабочих операций стандартизированы. Проекты, как правило, уникальны и единичны, поэтому их требования каждый раз различаются.

Если говорить о собственно рабочем процессе, то непрерывное и массовое производство дают наибольшую степень определенности, а проекты и мастерские - наименьшую. Следовательно, массовое производство, например, имеет большее количество закрепленных практикой действий, чем мастерские. Различия между системами и значение этих различий для управления производством будут рассматриваться на протяжении всей книги.

Производственный менеджер и процесс управления

Производственный менеджер - ключевая фигура в системе: он несет основную ответственность за производство товаров или услуг.

Виды работ, которыми могут руководить менеджеры, очень различны на различных предприятиях - в основном это обусловлено видом производимых товаров или услуг. Например, банковское дело явно требует управления нетакого, как сталелитейное производство. Однако в определенном (и очень важном) отношении, работа в обоих случаях одна и также - это работа по управлению. Это же можно сказать о работе любого менеджера, независимо от вида производимых товаров или услуг. В каждом случае, руководитель производства должен координировать использование ресурсов через процесс управления, планирования, организации, подбора кадров, контроля за производством.



Планирование Производственная мощность Размещение Товары и услуги

Изготовление или приобретение Выбор места под предприятие Проекты

Рабочие графики

Контроль Контроль над производственными запасами Контроль качества

Организационная деятельность Уровень централизации

Субконтракты

Трудовые ресурсы Прием на работу / увольнение

Использование сверхурочного времени

Общее руководство и направление Система стимулирования

Выпуск приказов по предприятию Рабочие инструкции

Производственные менеджеры и система принятия решений

Главная обязанность производственного менеджера - это планирование и принятие решений. В этом своем качестве менеджер оказывает значительное влияние на степень реализации целей предприятия.

Повсюду в этой книге вы будете сталкиваться с широким диапазоном решений, которые должен принимать руководитель предприятия, ивы познакомитесь с методикой и инструментами, необходимыми для принятия таких решений. В этом разделе описаны общие подходы к выработке производственных решений, включая использование моделей, количественные методы, анализ сбыта и системный подход.

Использование моделей

Модель - это абстракция действительности; то есть упрощенная версия чего-либо.

Например, детская игрушечная машинка - мо-I I дель настоящего автомобиля. Она имеет много тех же

I Т\нос;ТрТщешая визуальных черт (форма, пропорции, колеса)которые I версия реального явления. I делают ее пригодной для игры и обучения ребенка. Н о v.;s,.*.it«.a/.«"»5*-.,.:Ko-. игрушка не имеет настоящего двигателя, не может

перевозить людей, и не весит 2000 фунтов. Еще пример: учитель может нарисовать мелом на доске абсолютно все что угодно. Эти рисунки тоже будут моделями, они наглядно представляют информацию - но, в сущности, они не более чем крошки мела.

Другие примеры моделей - аэродинамические трубы, предназначенные для моделирования воздействия потоков воздуха на внешнюю поверхность автомобилей и самолетов; формулы; графики и диаграммы; балансовые отчеты и счета прибылей и убытков; финансовые нормы и коэффициенты. Общие статистические модели включают описательную статистику (среднее значение, диапазон и стандартное отклонение), а также произвольную выборку, нормальное распределение и регрессивные уравнения.

Модели иногда классифицируются на физические, схематические, или математические.

Физические модели напоминают копии с реальной жизни. Примеры физических моделей: миниатюрные автомобили, грузовики, самолеты, игрушечные звери и

Примеры обязанностей производственных менеджеров приведены в таблице 1-6. Таблица 1-6. Обязанности производственного менеджера



масштабные модели зданий и поездов. Достоинство этих моделей - их визуальное соответствие действительности.

Схематические модели более абстрактны, чем воспроизведенные в них реальные явления; то есть они имеют меньшее сходство с действительностью. Сюда относятся диаграммы и карты, планы и схемы, картины и рисунки. Преимущество схематических моделей состоит в том, что их относительно просто построить и изменить. Кроме того, они имеют некоторое визуальное соответствие реальности. Математические модели наиболее абстрактны; абсолютно не похожи на те реальные явления, которые в них воспроизводятся. Примеры: числа, формулы и символы. Этими моделями легче всего манипулировать, они являются основной формой входных параметров для компьютеров и калькуляторов. Разнообразие моделей огромно, от простых до самых экзотических; некоторые - достаточно грубы, другие чрезвычайно изящны. Тем не менее, все они имеют определенный набор общих черт. Все модели - это вспомогательные средства для принятия решений и по сути своей упрощения более сложных реальных явлений. Реальная жизнь включает огромное количество деталей и подробностей, многие из которых нерелевантны для решения специфической проблемы. Модели отбрасывают незначительные детали таким образом, чтобы можно было сконцентрировать внимание на самых важных аспектах ситуации, -таким образом увеличивается возможность понимания проблемы и ее решения.

Цель моделирования состоит в разработке модели, которая адекватно воспроизводит какое-либо явление реальной жизни. Когда модель разработана, многое можно узнать о явлении, изменяя основные параметры и наблюдая результаты изменений. Если модель хорошая, полученные знания можно применять к реальной ситуации.

Так как модели играют существенную роль при выработке решений в сфере управления производством, они широко включены в материал этой книги. Для каждой модели старайтесь узнать (1) цель, (2) как она используется для получения результатов, (3) как эти результаты интерпретируются и используются, и (4) какие применимы допущения и ограничения.

Последний пункт особенно важен, потому что практически каждая модель имеет свой собственный набор условий, которые определяют, в каких случаях модель действительна. Несоблюдение этих условий (то есть использование модели там, где это не предполагалось) приведет к недостоверным результатам. Попытка использовать такие результаты при решении производственной проблемы может привести к катастрофическим последствиям. Следовательно, чрезвычайно важно знать допущения и ограничения для каждой модели.

Менеджеры используют модели различными способами и по различным причинам. Модели выгодны, потому что они:

1. Как правило, удобны в использовании и обходятся дешевле, чем контакт непосредственно с фактической ситуацией.

2. Требуют от пользователей организовывать и дополнять информацию, при этом в процессе работы могут обнаружиться области, где необходима дополнительная информация.

3. Обеспечивают системный подход к решению проблем.

4. Дают более ясное понимание проблемы.

5. Позволяют руководству анализировать вопросы типа «а что если?..»

6. Требуют, чтобы пользователи четко определяли цели анализа.

7. Служат последовательным инструментом для оценки.

8. Позволяют пользователям использовать всю мощь математики для решения проблемы.

9. Обеспечивают единый подход к анализу проблем.

Несмотря на этот внушительный список преимуществ, модели имеют определенные ограничения, которые вы должны знать. Вот наиболее важные из них:

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [ 6 ] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]