Много различных изделий уже спроектировано подобным образом, например, преобразователи, автомобильные части, части самолетов, интегральные микросхемы и электродвигатели.
Огромное преимущество компьютерного проектирования - повыщение производительности дизайна. Больше не нужно вычерчивать вручную многочисленные чертежи изделий и частей, чтобы затем бесконечно их сверять и корректировать, исправляя ошибки или внося изменения. По самым приблизительным оценкам, компьютерный дизайн увеличил производительность труда проектировщиков в 3-10 раз. Другое серьезное преимущество компьютерного проектирования - создание базы данных для производственников, которые могут получать оттуда необходимую инфор.мацию о геометрических параметрах и размерах изделия, технических допусках, спицификации по материалам и т.д. Следует отметить, однако, что компьютерный дизайн постоянно нуждается в этой базе данных, а для ее поддержания в рабочем состоянии требуются значительные усилия.
Некоторые системы компьютерного проектирования позволяют дизайнеру выполнять технические условия и анализ расходов по предложенному проекту. Например, компьютер может определить вес и объем детали и произвести анализ технических показателей. Когда имеется ряд альтернативных проектов, компьютер может быстро просмотреть варианты и выбрать лучший с точки зрения заданного дизайнером критерия.
Следующая статья о дизайне с привлечением компьютеров - производство с помощью компьютеров.
Материал для чтения ?
Компьютеры ускоряют проектирование все большего числа товаров повседневного ! пользования i
; Те же компьютерные технологии, которые ранее использовались в проектировании j I автомобилей и ракет, сейчас находят применение в дизайне спортивной обуви и
ложек. Причина: компьютерное проектирование и производство стало дешевле и i легче в использовании, поощряя даже компании с явно низкими технологиями менять j ; чертежные столы на компьютерные пульты. i
«Компании с компьютерным проектированием и производством стучались в ; ; наши двери много лет» - говорит Альфред Зейен, вице-президент компании Gillette, j чья дочерняя компания Braun в Германии использует компьютеры в проектировании I i электрических фенов и электробритв. - «Мы, наконец, убедились, что они могут нам { ; дать многое».
j Другие производители товаров повседневного пользования тоже были в этом : убеждены. Корпорация Hasbro Bradley использует компьютеры для проектирования
частей авианосцев ВМФ Joe; Craft Patterns использует ту же технологию для собачьих i i домиков. Компьютеры корпорации ITT создают чертежи пожарных гидрантов; а в ком- 1 пании Oneida Ltd, производят таким же образом ложки и вилки,
3 Компьютеры избавили дизайн от тяжелой и нудной работы. Вместо бесконечного
черчения и перечерчивания планов и схем, инженеры создают электронный проект и изменяют его нажатием нескольких клавиш. Некоторые компьютерные программы 5 могут также анализировать проект, проверяя, насколько хорошо он выдерживает дав-1 ; ление или смену температур. Производители утверждают, что это способствует экс- I
периментам, ведет к улучшению качества товаров и помогает быстрее ввести товар ? ; на рынок.
«Это позволяет нам осуществлять самые фантастические проекты» - говорит У. J ; Дэвид Ли, глава группы развития товаров в консалтинговой фирме Артура Д.Литтла. ; ? Используя методы компьютерного дизайна, группа господина Ли изобрела для аме- . риканских солдат особую флягу, в которой кофе остается горячим в течение 8 часов I
паже при арктических температурах, и газовую печь, которая требует меньшей изо- f и для Hardwick Stove, отделения компании Maytag.
Уолтер Стюарт, вице-президент компании Oneida, говорит, что внедрение ком- j ьютерного проектирования и производства - это «вопрос выживания». По оценкам j компании, для разработки и производства столового набора потребуется 70 недель -пои использовании традиционных методов - в 2 раза дольше, чем сроки ее азиатско- : го конкурента, у которого рабочий день длиннее, а качество товаров, как с гордостью отмечает Oneida, ниже. Чтобы лучше конкурировать, в 1983 году компания стала ис- пользовать компьютеры для проектирования столовых приборов и запустила уста- ? новку, которая штампует ножи и вилки из нержавеющей стали. \
В результате, Oneida утверждает, что (для некоторых изделий) она уже может i догнать график азиатских конкурентов. Кроме того, появилась возможность сохра- нить часть рабочих мест, которые иначе пришлось бы сократить. Например, прошлым j летом компания разрабатывала дизайн ложек для General Mills,Inc., используя образы j медведей из популярного мультфильма, всего за 2 дня. Кроме того, по мнению ком- i пании Oneida, более точная обработка уменьшает число погрешностей в столовых ;} приборах, которые иначе пришлось бы тщательно зачищать или полировать вручную.
Также производители используют компьютерное проектирование и производст-во для изготовления изделий на заказ. Kennedy Valve, отделение компании ITT, разрабатывает проекты пожарных гидрантов путем комбинирования компьютерных чер- " тежей труб и сопел различных размеров. «Это подобно работе со строительными блоками», - говорит Брюс Платусич, менеджер инженерно-технического отдела. ;
Более сложное применение компьютерного дизайна: частная компания Tech- J medica Inc. из Камарилло, штат Калифорния, изготовляет с помощью компьютера ис- I кусственные кости. Techmedica использует размеры поперечного сечения костей па- I циента, полученные путем сканирования или компьютерной томографии, как базу для дизайна костей. Затем компьютер передает данные механизму, который вырезает ; протез из блока титанового сплава.
Энтони Хедли, руководитель исследований по хирургии Хантингтонского Центра . по артриту в Фениксе говорит, что Techmedica может поставить искусственную кость за 2 недели - это крошечная часть обычных сроков «некомпьютеризованных» постав- j щиков. В результате быстрой поставки и точного дизайна, говорит Хедли, некоторые : пациенты избежали ампутации. 5
Кроме того, производители говорят, что компьютерное проектирование и произ-водство значительно повышает их прибыли. Снижая время разработки продукта при [ помощи компьютера, компания Gillette утверждает, что может быстро отказаться от 5 проекта, который не отвечает общей ценовой политике. Hasbro Bradley считает, что j при использовании компьютеров в дизайне матриц и шаблонов, можно быстро нала- ; i дить массовое производство. ;
• «Есть игрушки, которых вы можете продать столько, сколько смогли за год еде- J 1 лать, в любом количестве, уже ко Дню Благодарения (т.е. к ноябрю)», - говорит Хью J ; Максвелл, старший вице-президент Hasbro Bradley по производству. Если компания 1 I может произвести шаблон всего на одну неделю раньше, она может продать игрушек f \ дополнительно на $300000. 1
Однако проектирование и производство с помощью компьютера имеет некото- рые недостатки. Старые сотрудники иногда не хотят осваивать эту технологию. И по- скольку системы так сложны, они могут находиться в неисправности до 30% времени, й ; говорит Харли Шейкен, исследователь Массачусетского технологического института, j Среди причин снижения эффективности, он говорит, поломки компьютера, неопыт- t ный персонал и неспособность руководства составить графики с учетом всех преиму- ществ технологии. (Это подтверждает Генри Эйкфилд, член руководства корпорации Computervision, крупный производитель технологий компьютерного проектирования j и производства: «30% простоя -это вполне типично для сферы обработки информа- « ции».) 1
Более того, какой бы ни была экономия средств от применения компьютерного ) проектирования и производства, это не обязательно отразится на снижении покупа-тельских цен. Например, компания Converse использует компьютер для дизайна J
I спортивной обуви. Однако по словам Джона ОНила, президента компании, большие I инвестиции в компьютерные технологии «означают, что расходы на ускорение произ-I водственного процесса не отразятся не цене обуви».
I (Источник: Bob Davis. Computers Speed the Design of More Workaday Products. The Wall Street Journal, 18 января 1985, стр.гз. Перепечатано с разрешения The Wall Street Journal, Dow Jones&Company, Inc.)
Модульное проектирование
mmmm,m-мш.!!:i:,2j«:ЖAmvяж.i,.,:.-,fЦ; МоДуЛЬНОС ПрОСКТИрОВаНИС - сщс однз форМЗ СТаН-
I Модульный проект - i дартизации. Модули представляют собой объедине-I форма стандартизации, ние компонентов в подузлы, когда индивидуальные и когда компоненты объеди- j части теряют свою тождественность. 1 ZTU* 1 Один всем знакомый пример модульного проекта
I заменяются. Ц - телевизоры со сменной панелью управления. Ком-
1я8я«5ь«вжг.-ж пьютеры также имеют модульные части, которые
можно заменить, если они приходят в негодность. Составляя модули в различных конфигурациях, можно создавать различные функции компьютера. Модульный дизайн применяется также в строительной индустрии. Одна компания в Рочестере, штат Нью-Йорк, изготавливает готовые комнаты для мотелей, с уже проведенной водопроводной системой, электропроводкой и даже полной внутренней отделкой, - а затем поставляет готовые комнаты по железной дороге к месту строительства, где они монтируются в единую структуру.
Одно из преимуществ модульного дизайна оборудования перед немодульным дизайном -это то, что дефекты часто бывает легче обнаружить и исправить, потому что приходится проверять меньшее количество частей. Те же преимущества - в простоте ремонта и замены. Неисправный модуль легко удалить и заменить годным. Производство и сборка модулей обычно упрощены: в процессе задействовано меньше частей, поэтому закупки и управление ресурсами становятся более установившимися, рутинными. Производство и сборка становятся более стандартизированными, и затраты на обучение персонала обычно меньше.
Главный недостаток модульного проекта состоит в уменьшении разнообразия: число возможных конфигураций моделей значительно меньше, чем в случае с индивидуальными компонентами. Другой недостаток - это невозможность разобрать модуль для замены поврежденной части; должен быть забракован весь модуль - обычно более дорогая операция.
Проектирование услуг
Во многих отношениях проектирование изделия и проектирование услуги похожи. Однако существуют некоторые базовые различия между изделиями и услугами, которые требуют несколько различного подхода к проектированию услуги.
Различия между проектированием изделия и услуги
1. Изделия, как правило, материальны и ощутимы, а услуги нет. Следовательно, проект услуги в большей степени сфокусирован на нематериальных факторах (настроение, среда), чем проект изделия.
2. Услуги часто производятся и получаются одновременно (стрижка в парикмахерской, мойка машины). Таким образом, меньше шансов найти и исправить ошибки до того, как потребитель обнаружит их. Следовательно, обучение персонала, проектирование процесса и отношения с потребителем особенно важны.