Метод Подход к решению Характеристики
Графический Эксперимент; Достаточно легок в применении и понимании;
метод проб и ошибок полученные решения не всегда оптимальны
Линейное про- Оптимизация Компьютерный метод; исходное допущение о
граммирование линейности не всегда верно
Правило линей- Оптимизация Сложный метод, требует значительных усилий
ного решения по сбору информации и построению модели;
исходные предположения о цене не всегда
верны
Имитационная Эксперимент; Компьютерные модели можно испытывать при
модель метод проб и ошибок различных условиях
За исключением метода проб и ошибок, остальные методы совокупного планирования обычно широко не используются. Вместо этого, в большинстве организаций совокупное планирование осуществляется в основном на основе собственного опыта, а также метода проб и ошибок. Трудно сказать, почему некоторые из упомянутых здесь математических методов не используются шире. Можно лишь делать предположения. Возможно, сложность математических расчетов пугает потенциальных пользователей; или допущения некоторых моделей кажутся нереалистичными; или кругозор моделей кажется чересчур узким. Какими бы не были причины, ни один из методов не привлек к себе широкого внимания плановиков. Имитационное моделирование является единственным методом, который, похоже, пользуется успехом. Исследования по совершенствованию методов совокупного планирования продолжаются.
Деление совокупного плана
Чтобы перевести производственный план в значимые показатели производства, необходимо произвести деление совокупного плана. Оно включает разбивку плана на конкретные производственные потребности - чтобы определить потребности в труде (квалификация, объем рабочей силы), материалах и запасах. Более глубоко этот процесс исследуется в главе 13, «Планирование материальных потребностей производства». Тем не менее, на данной стадии будет полезно получить некоторое представление о необходимости и сущности разбивки совокупного плана.
Работа с совокупными единицами облегчает среднесрочное планирование. Однако для того, чтобы привести производственный план в действие, эти совокупные единицы должны быть разложены или преобразованы в единицы реальной продукций или услуг, которые будут производиться. Например, производитель газонокосилок может иметь совокупный план производства 200 косилок в январе, 300 в феврале и 400 в марте. Данная компания может производить ручные косилки, самодвижущиеся косилки и комбайны. Хотя все они частично состоят из одних и тех же блоков, для их производства и сборки используются частично схожие или идентичные операции, - все же существуют различия в материалах, комплектующих и операциях, необходимых для каждого типа. Следовательно, 200,300 и 400 косилок необходимо перевести в число единиц каждого вида, перед тем как непосредственно закупать материалы и комплектующие, составлять рабочие графики производства и планировать материальные запасы.
Результатом деления совокупного плана является контрольный график, который показывает объемы и сроки производства конкретного вида конечной продукции на период планирования (обычно это 6-8 недель).
Контрольный график показывет спрос и сроки производства для конкретных изделий, а не для всей группы продукции. Он содержит информацию, полезную как для
торые можно испытать в разнообразных условиях и определить приемлемое (хотя и не всегда оптимальное) решение задачи.
Основные характеристики математических методов приведены в таблице 12-6.
Таблица. 12-6. Характеристики методов планирования
Контрольный график - результат разбивки совокупного плана: показывает объемы и сроки производства конкретного вида конечной продукции на плановый период.
маркетинга, так и для производства. Он показывает, когда заказ запускается в производство и когда выполненный заказ должен быть отгружен.
По окончании разработки предварительного контрольного графика, осуществляется предварительное планирование производства, чтобы проверить выполнимость предложенного контрольного графика с учетом имеющихся производственных возможностей, и чтобы убедиться в отсутствии явных ограничений по мощности.
Это означает проверку возможностей производства и складирования, трудовых ресурсов и сбыта, чтобы убедиться в отсутствии крупных нехваток определенного ресурса, которые могут сделать план невыполнимым. Затем контрольный график становится основой для краткосрочного планирования. Необходимо отметить, что в то время как совокупный план охватывает период, скажем, в 12 месяцев, - контрольный график распространяется лишь на часть этого срока. Другими словами, совокупный план разделяется на стадии или фазы, охватывающие от нескольких недель до 2-3 месяцев. Например, контрольный график производства газонокосилок, скорее всего, в конце января будет пересмотрен с учетом возможных изменений в запланированном объеме производства на февраль и март, а также новой информации по плановому объему выпуска в апреле.
Концепция деления совокупного плана проиллюстрирована на рисунке 12-4. Для наглядного отображения концепции, использовано небольшое допущение: объемы производства совокупной и разделенной продукции равны между собой. В действительности это не всегда так. Следовательно, разбивка совокупного плана может потребовать значительных усилий.
Предварительное планирование производства -
предварительный баланс спроса и предложения для проверки выполнимости контрольного графика.
Совокуп- Месяц ный план Плановый выпуск* | Январь | Февраль | Март | Апрель | |
| | | | |
Плановый выпуск в единицах совокупного плана | | | | |
Контроль- Месяц | Январь | февраль | Март | |
ный график Плановый выпуск* | | | | | |
Ручные | | | | | |
Самодвижущиеся | | | | | |
Комбайны | | | | | |
Итого | | | | | |
Плановый выпуск в конкретных единицах продукции
Рис. 12-4. Разбивка совокупного плана
Контрольные графики
Контрольный график показывает объемы и сроки выпуска товара или группы товаров, но он не показывает планового производства. Например, контрольный график может требовать отгрузки 50 упаковок яблочно-клюквенного сока 1 мая. Но для этого собственно производства может вообще не потребоваться, если в запасе уже имеется 200 упаковок. Либо может потребоваться частичное производство: если в запасе есть 40 упаковок, то для достижения необходимого объема отгрузки требуется произвести дополнительно 10 упаковок. Либо может быть осуществлен выпуск 50 и более упаковок; в некоторых случаях более экономически выгодно производить большие объемы
продукции со складированием излишков до того времени, пока они не потребуются. Так, размер производственной лартииможет составлять 70упаковок, и если необходима дополнительная партия (т.е. 50 упаковок), то будет произведена партия из 70 упаковок.
Контрольный график производства (master production schedule - MPS) указывает объемы и сроки планируемого производства, с учетом необходимого объема и сроков поставок, а также уровня наличных , . , , запасов.
Контрольный график производства является одним из важнейших выходных результатов процесса контрольного планирования, как это показано на рисунке 12-5.
Контрольный график производства - график, который показывает объемы и сроки планируемого производства.
Входные параметры: Начальные запасы Прогноз
Заказы потребителей
Выходные параметры;
Планируемые запасы Контрольный график производства Невостребованные запасы
Рис. 12-5. Процесс составления контрольного графика
Входные параметры
Контрольный график имеет три входных параметра; начальный уровень запасов, т.е. реальный наличный объем на конец предыдущего периода; прогнозы на каждый плановый период; и заказы потребителей, т.е. объемы, уже закрепленные за заказчиками.
Свободные для отгрузки запасы - незакрепленные, нераспределенные запасы.
Выходные параметры
Процесс составления контрольного графика использует эту информацию последовательно, период за периодом, для определения планируемого уровня запасов, объемов
производства и уровня незакрепленных запасов (свободных для отгрузки товаров).
Информация по незакрепленным запасам позволяет службам сбыта и маркетинга давать реальные обещания заказчикам по срокам выполнения и отгрузки новых заказов.
Процесс составления контрольного графика начинается с предварительного расчета планируемого уровня наличных запасов. Это показывает, требуется ли создание дополнительных запасов (т.е. производство). Рассмотрим следующий пример. Компания, производящая промышленные насосы, собирается разработать контрольный график производства на июнь и июль. Службы маркетинга и сбыта предсказывают спрос на 120 насосов в июне и 160 насосов в июле. Они были равномерно распределены по четырем неделям каждого месяца: 30 единиц в неделю в июне, и 40 единиц в неделю в июле, как это показано на рис. 12-6.
| Июнь | Июль |
| | | | | | | |
Прогноз | | | | Г, 3o.;.:s | | | | |
| | | | | | | | |
Рис. 12-6. Еженедельные прогнозы потребности в промышленных насосах