назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [ 203 ] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]


203

и хранить. Тем ие менее, аналогичный подход сервисных организаций заключается в ускорении и рационализации услуг (стандартные формы), либо в осуществлении части услуги в период спада спроса (организация рабочего места). Но, несмотря на эти возможности, предприятия сферы обслуживания обычно не применяют этот метод для регулирования производственных возможностей.

5. Субподряды. Субподряды позволяют приобрести временные производственные мощности, хотя это и характеризуется меньшим уровнем контроля за выпуском продукции и может привести к более высоким расходам и проблемам с качеством. Вопрос выбора между закупкой и производством (в промышленности) или оказанием ус-луги и наймом для этой цели кого-либо другого (в сервисе), обычно зависит от таких факторов, как доступные производственные мощности, необходимый опыт и квалификация, вопросы качества, затраты, объем и стабильность спроса.

В некоторых случаях компания предпочитает взять на себя лишь небольшую часть работы (а остальную передать субподрядчикам), чтобы сохранить гибкость своего производства и хорошие отношения с субподрядчиками. Это поможет в ведении переговоров с подрядчиками в случае, если она решит взять под свой контроль всю работу в целом.

Основные варианты стратегии по удовлетворению колеблющегося спроса

Как вы видели, менеджеры располагают широким диапазоном возможных решений по достижению баланса спроса и предложения. Поскольку факторы изменения спроса относятся скорее к сфере маркетинга, чем производства (за исключением задержки исполнения заказов), - то мы сконцентрируем свое внимание на факторах предложения, относящихся к области производства, но включим в рассмотрение резервные заказы.

Специалисты по совокупному планированию располагают определенным выбором стратегий. Вот некоторые из наиболее известных вариантов:

1. Поддержание постоянного уровня рабочей силы.

2. Поддержание стабильного объема выпуска.

3. Выравнивание спроса в различные периоды.

4. Использование комбинации переменных решения.

Хотя можно рассмотреть и иные стратегии, все же названных будет вполне достаточно для того, чтобы дать вам представление о работе совокупного планирования в различных организациях. Первые три стратегии являются «чистыми», так как каждая из них

концентрируется на каком-то одном моменте, послед-»:«ж.ч1*мж-.в» ям „дд же являстся «смешэнной», так как не имеет единого

Стратегия постоянного фокуса. Стратегия постоянного уровня производства S уроаня производства *„

I поддержание постоянного i Реагирует на изменение спроса определенной комби-i уровня основного производ- I нацией использования запасов, сверхурочной работы, м стаа, в то время какколеба- частично занятых работников, субподрядов и резерв-f ния спроса удовлетворяют- ных заказов. Й ся комбинацией различных 7 „ „

I дополнительных факторов, f Суть и основной смысл этой стратегии состоит в

поддержании стабильного основного объема выпуска, в то время как общий объем выпуска может меняться. Колебания спроса «амортизируются» с помощью запа-Стратегия «погони за сов, субконтрактов или задержанных заказов. Приве-спросом» - приведение j дение предложения в соответствие со спросом относит-уровня производства в соот- „

вегсгвие со спросом; плана- \ ся к стратегии «погони за спросом»; запланированный вый объем производства на объем выпуска на каждый период должен соответство-определенный период соот- f. вать ожидаемому спросу на этот период, вегсгвуег предполагаемому Многие организации считают поддержание по-

спросу на этот период. •,• „

стоянного уровня рабочей силы очень важным. Изме-



jjgfine числа рабочих путем найма/увольнения оказывает большое влияние на жизнь и моральный настрой работников и может стать гибельным для руководства предприятия, - поэтому организации часто предпочитают справляться с колебаниями спроса другими способами. Кроме того, изменение числа рабочих мест может повлечь за собой большие затраты, и нет никакой гарантии, что в случае необходимости организация сможет снова найти требуемое число рабочих, обладающих нужными навыками й квалификацией. К тому же, с изменением уровня рабочей силы значительно возрас-.jeT объем канцелярской работы. Профсоюзы обычно стоят за поддержание постоянного уровня рабочей силы, так как свободный найм/увольнение рабочих снижает силу профсоюзов.

Чтобы поддерживать постоянный уровень выпуска и в то же время полностью удовлетворить меняющийся спрос, организация должна использовать некоторую комбинацию субподрядов, задержанных заказов и использования запасов. Субподряды требуют вложений в оценку возможных поставщиков, а также увеличения затрат, ведут к уменьшению контроля за выходом продукции и могут снизить уровень качества. Задержание заказов может привести к потерям в области сбыта, резкому увеличению объема документации и снижению уровня обслуживания заказчика. Когда для погашения колебаний спроса используются запасы, то это может привести к значительным потерям из-за связанных средств, необходимости содержания значительных складских хозяйств, а также из-за других расходов, связанных с поддержанием запасов. Кроме того, для сервисных организаций запасы не могут считаться реальным вариантом решения проблемы. Тем не менее, здесь есть и определенные преимущества: например, минимальные расходы на набор и подготовку кадров, на оплату сверхурочных работ и времени простоя, меньшее количество проблем морального характера, а также постоянная загрузка оборудования.

Количество

Спрос

"" Нормальна

Стратегия постоянного уровня производства

Нормальная

производственная мощность

Время

Производство меньше спроса

Производство превышает спрос

Спрос

Запасы пе изменяются

Запасы растут; Все заказы выполнены

Запасы уменьшаются и могут быть исчерпаны

Стратегия "погони за спросом"

Уровень выпуска

Время

Выпуск выше нормального

Выпуск ниже нормального

Производственная мощность временно

снижена для соответствия спросу

Производственная мощность временно

увеличена для соответствия спросу

Время

Рис. 12-2. Сравнение стратегий постоянного уровня производства и «погони за спросом»



628 Глава 12

Стратегия преследования спроса изначально предполагает способность и готовность руководства компании проявлять гибкость, подстраивая предложение под спрос. Основное преимущество такого подхода - поддержание относительно низко-го уровня запасов, что может принести организации значительную экономию. Основным недостатком можно назвать отсутствие стабильности производства - вам приходится плясать под дудку спроса. Кроме того, когда прогноз не соответствует реальности, то могут возникнуть моральные проблемы, - когда рабочие и руководство предприятия понимают, что их усилия пропали даром. На рисунке 12-2 показано сравнение двух стратегий.

Организации могут применять стратегию, которая является некоторой комбинацией чистых типов. Это дает менеджеру большую гибкость в работе с неравномерным спросом и возможность поиска оптимальной комбинации вариантов. Тем не менее, отсутствие четкого фокуса может привести к распылению услилий и вызвать замешательство у части сотрудников.

Выбор стратегии

Какую бы стратегию ни рассматривала компания, основными факторами являются общая политика компании и расходы. Политика компании может устанавливать ограничения на возможные варианты решений или на степень их использования. Например, политика компании может предусматривать сокращение и увольнение рабочих исключительно как крайнюю меру. Или же субподряд может не подойти в качестве варианта решения из-за желания сохранить в секрете некоторые элементы производственного процесса (например, секретную формулу или фирменный рецепт). Зачастую определенные ограничения накладываются профсоюзными соглашениями. Например, профсоюзный контракт может установить максимальное и мини.мальное время использования труда временных рабочих.

Как правило, специалисты по совокушюму планированию ищут способ сбалансировать спрос и предложение в рамках установленных ограничений и с минимальными расходами. Альтернативные варианты решений обычно оцениваются по общей стоимости их осуществления. В следующем разделе описаны некоторые методы совокупного планирования, а также приведены примеры оценки стоимости альтернативных планов.

Методы совокупного планирования

Большое число различных методов помогают плановикам осуществлять совокупное планирование. В целом, все они попадают в одну из двух категорий: неформальные экспериментальные методы и математические методы. На практике чаще используются неформальные методы. Тем не менее, большое число исследований осуществляется с применением математического аппарата, и хотя математические методы используются не так широко, они часто служат основой сравнения эффективности альтернативных методов совокупного планирования. Поэтому будет полезно рассмотреть обе эти категории.

Общая процедура совокупного планирования включает следующие этапы:

1. Определить спрос на каждый период.

2. Определить производственные возможности на каждый период (рабочее время, сверхурочные работы, субподряды)-

3. Определить политику компании в данной области - например, поддержание стабильного запаса на уровне 5% от спроса, поддержание относительно стабильной численности рабочей силы и т.п.

4. Определить расходы на единицу продукции в случае обычного режима работы, сверхурочных работ, субподрядов, поддержания запасов, резервных заказов, и другие важные статьи расходов.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [ 203 ] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]