назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [ 17 ] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]


17

, правление развития организации. нГиГогаГаТиГ"" Стратегия - это план достижения целей. Если

считать цель организации пунктом назначения, то стратегия будет дорожной картой, указывающей путь к этому месту назначения. Стратегии дают <з6оксдля принятия производственного решения. Собственно говоря, у каждой компании есть общая стратегия - стратегия организации, относящаяся ко всему предприятию, - и функциональные стратегии, относящиеся к каждой из функциональных сфер предприятия. Функциональные стратегии лежат в основе общей стратегии организации, точно так же, как стратегия организации дает обеспечение целям и общей задаче компании.

Тактика - это методы и действия, выполняемые для осуществления стратегии.

Стратегия

Стратегия организации имеет долгосрочное воздействие на природу и характеристики предприятия. В значительной степени, стратегия определяет способность организации конкурировать или, в случае некоммерческой организации, способность служить поставленной цели.

В этом разделе вы узнаете об организационной стратегии и о производственной стратегии, и о том, как они влияют на работу предприятия. Характер стратегий организации зависит от стоящих перед ней задач.

Задачи

Задачи организации - это основа организации и причина ее существования.

Задачи организаций могут быть самыми разнооб-

й I разными, в зависимости от характера их деятельности.

Ц Задача - причина создания i L - г г

! организации. I Для больницы цель - оказание медицинской помощи;

i \ задачей строительной фирмы может быть, например,

строительство коттеджей на одну семью; а задачей страховой компании может быть страхование жизни или же полный набор различных видов страхования (страховка дома, автомобиля, жизни, страхование от несчастного случая). Частью задач некоммерческих организаций должно быть предоставление услуги клиенту, в то время как частью задач коммерческих организаций должна быть прибыль для владельцев (акционеров, партнеров).

Важно, чтобы организация имела ясную и простую формулировку своей основной цели (mission statement), формулировку, которая отвечала бы на простой вопрос: Чем

мы занимаемся?

? „I Формулировка основной задачи организации

Р ffflJoprfHH3auHH°4er- 1 Должна служить основой для определения стратегии I кое определение задачи, ко- организации, а также для принятия решений на всех I торое должно служить руко- щ уровнях. Не все организации четко формулируют свои i водством для определения задачи; возможно, руководство таких компаний недо-аГньГгГеГГ" 1 статочно хорошо понимает, насколько важной являет-р I ся такая формулировка, или им не совсем ясно, какими

должны быть задачи. Без ясно определенной цели компания едва ли достигнет своего истинного потенциала, потому что нет основы для формулировки стратегии.

Стратегия и тактика

Формулировка общей задачи указывает общее направление для организации и помогает поставить конкретные цели деятельности организации. Например, одна цель организации может заключаться в захвате определенного процента рынка для сбыта своей продукции; другая цель может состоять в достижении определенного уровня доходности. Взятые вместе, цели и задачи дают общее на-



Тактика - методы и дейст-I ВИЯ для осуществления

Тактика более определенная по своей природе, чем стратегия, она руководит и направляет конкретные действия и процессы, для которых нужны конкрет- ц стратегии ные и детально проработанные планы и произведет- - , венные решения. Тактика - часть производственного

процесса, отвечающая на конкретный вопрос «как это сделать?» (т.е. как добраться до места назначения, используя дорожную карту) - в то время как производственные операции - это фактическое осуществление тактики.

Очевидно, что в целом отношения между общей задачей организации вплоть до фактических действий, иерархичныпо своей природе. Это показано на рис. 2-3.

Рис. 2-3. Планирование и принятие производственных решений в организации имеют иерархическую структуру

Простой пример поможет увидеть эту иерархию в перспективе.

ПРИМЕР 3

Рита -ученица средней школы в Южной Калифорнии. Она хотела бы сделать карьеру в бизнесе, иметь хорошую работу и зарабатывать достаточно денег, чтобы жить с комфортом.

Возможный сценарий для достижения ее целей мог бы выглядеть так: Общая задача: Хорошо прожить жизнь Цель: Успешная карьера, хороший доход Стратегия: Получить образование в колледже

Тактика: Выбрать колледж и факультет; решить, как оплачивать обучение Действия: Поступить в колледж, купить учебники, выбрать учебную программу, учиться



Производственная стратегия

Общая стратегия организации определяет направление деятельности организации. Она охватывает всю организацию в целом. Производственная стратегия имеет меньший радиус действия и касается прежде всего собственно производственного аспекта деятельности компании.

Производственная стратегия относится к изделиям, процессам, методам и ресурсам производства, качеству и ценам, срокам изготовления и графикам работы. В таблице 2-3 сравниваются задачи организации, общая стратегия, производственная стратегия, тактика, и рабочие операции.

Производственная стра-;i тетя - подход, вытекаю-I щий иа общей стратегии; i его задача - направлять I производственную деятель-Ь ность компании.

Таблица 2-3. Сравнение задачи компании, ее общей стратегии и производственной стратегии

Уровень Период управления времени

Охват

Степень Относится к проблемам:

детализации

Вся организация

Общая задача Стратегия

Производство

Стратегия

Тактика

Действия

Высший Высокий

Высокий Средний

Низкий

Длительный Широкий Низкая Длительный Широкий Низкая

Умерен- Широкий Низкая ный/ длительный

Умеренный Умеренный Умеренная

Короткий Узкий

Высокая

Выживание, доходность Темпы роста, доля рынка

Дизайн продукции; выбор местоположения, технологии, новых средств производства

Количество рабочих, объем выпуска, выбор оборудования, расположение средств производства

Составление штатного расписания, регулирование темпов выпуска продукции, управление запасами, закупки

Для того, чтобы производственная стратегия была действительно эффективной, важно привязать ее к общей стратегии компании; то есть эти две стратегии не должны вырабатываться отдельно, изолированно друг от друга. Наоборот, общая стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны производства, усиливая первые и по возможности устраняя последние. В свою очередь, производственная стратегия должна быть согласована с общей стратегией, и формулироваться таким образом, чтобы отвечать задачам и целям компании в целом. Для этого необходимо, чтобы руководители компании работали в контакте со всеми функциональными отделами и формировали стратегии, не конфликтующие, а дополняющие и поддерживающие друг друга и общее целое. Все это, казалось бы, очевидно, - однако на практике такое бывает далеко не всегда. Вместо этого, мы можем увидеть борьбу за власть между различными функциональными отделами компании. Эта борьба вредна для организации, потому что она настраивает функциональные подразделения друг против друга, вместо того чтобы сфокусировать их энергию на достижении единой цели: сделать компанию более конкурентоспособной и лучше обслуживать потребителя. Некоторые новейшие подходы, когда создаются команды менеджеров и рабочих, отражают все возрастающее осознание преимущества совместной работы перед внутренней конкуренцией.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [ 17 ] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]