назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [ 15 ] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]


15

При расчетах мультифакторной производительности пользуются обычными единицами измерения, такими как затраты или стоимость. Например, можно использовать величину вложений в производство и стоимость выпущенной продукции:

Количество продукции при нормативной цене

Стоимость труда + Стоимость материала + Накладные расходы

(2-2)

ПРИМЕР 2

I Определите мультифакторную производительность для комбинированных затрат 1 труда и машинного времени, используя следующие данные:

I Выпуск продукции: 16000 единиц. I Затраты: 1 Труд: 65 часов

! Оборудование: 15 часов

Решение:

Мультифакторная производительность = уруд + Оборудование = j

16000 ед. оппрп/

- 65 час,+ 15 час. =

Критерий производительности используется на многих уровнях. Для производственного отдела или предприятия, показатели производительности служат для отслеживания количества работы за единицу времени. Это позволяет руководству оценивать работу и определять, где требуются усовершенствования.

Показатели производительности могут также использоваться для оценки работы всей отрасли промышленности или (национальной) производительности страны в целом. Такие показатели производительности объединяют показатели производительности различных компаний или отраслей промышленности.

По существу, измерения производительности используются в качестве показателя, характеризующего эффективность использования ресурсов. Руководителей предприятий производительность интересует постольку, поскольку она связана с конкурентоспособностью. Если у двух компаний одинаковый уровень выхода конечного продукта, но одна из них требует меньше вложений в производство благодаря более высокой производительности, то она сможет установить более низкую цену на свой товар и, следовательно, увеличить свою долю на рынке. Или же эта компания может назначить такую же цену, тем самым увеличив долю прибыли. Правительство волнует национальная производительность из-за связи производительности с уровнем жизни в стране. Высокий уровень производительности в значительной степени обуславливает относительно высокий жизненный уровень в промышленно развитых странах. Более того, повышение цен и заработной платы без увеличения производительности, как правило, вызывает инфляционное давление на экономику страны.

I 720 кв. ярдов

~ 4 рабочих X 8 час. каждого рабочего ~

720 кв. ярдов „

б. Производительность = Количество единиц продукции Время, затраченное на производство

68 единиц . , = 2 часа = 34 ед/чао



Рост производительности в Соединенных Штатах в 70-х и 80-х годах отставал от аналогичных показателей других промышленно развитых стран, в особенности Японии, Кореи, Великобритании и Западной Германии. Это вызывало озабоченность у американского правительства и ведущих предпринимателей. Хотя производительность в США была все еще среди самых высоких в мире, она начинала уступать другим странам. Болеетого, в значительной степени показатели производительности в США были обусловлены высокой производительностью в сельскохозяйственном секторе, а производственная производительность имела тенденцию к снижению. Рост производительности в США замедлялся на протяжении 80-х годов, и этот показатель был фактически отрицательным в 1989 г. Однако начиная сэтого времени производительность стала расти (см. рис. 2-1).

Процентное изменение производительности в США, 1983-1994

S 2-

1 -•

1984

1986

1988

1990

1992

1994

Рис. 2-1. Показатели роста производительности в США за последнее десятилетие

Здесь с очевидностью возникает вопрос: Каким образом одни страны, отрасли промышленности или компании достигают увеличения производительности - в то время как другие этого не могут? Теоретики и исследователи ссылаются на ряд отрицательных факторов, влияющих на производительность. Среди важнейших факторов:

1. Меньшая склонность к сбережению и большая склонность к потреблению, что замедляет накопление капитала и привлекает иностранные товары.

2. Усиленное государственное регулирование увеличивает административные (непроизводственные) расходы многих компаний.

3. В Соединенных Штатах существует растущий спрос на услуги, которые зачастую менее производительны, чем производство.

4. Перенесение центра тяжести на краткосрочное планирование (т.е. погодовые доходы и продажи) уменьшает стимул к разработке долгосрочных решений и программ. Крометого, в периоды инфляции и увеличения ставок по ссудам, руководство не идет на инвестиции в долгосрочные программы - потому что это сокращает гибкость производства и не дает реализовать возможности, которые могут появиться за это время.

Многие возлагают большую долю ответственности за отставание в росте производительности в США в 70-е и 80-е гг. на управление производством. Они указывают на то, что иностранные конкуренты работали в подобных (или даже худших) условиях. И все же вышли вперед в повышении производительности. Другие отвечают на это, что большинство иностранных конкурентов начинали работу с производительностью настолько низкой, что все усовершенствования лишь поднимают их до уровня американских производителей. В определенной степени это верно. Более того, иностранные конкуренты многое узнали относительно качества и методов повышения производительности, изучая западные методы. Тем не менее, многие из этих компаний достигли уровня производительности, равного или даже превосходящего аналоги в США. Похоже, что они использовали полученные уроки и превзошли своих преподавателей. Кое-кто ссылается на неспособность американских менеджеров успешно включать



технологические усовершенствования в процесс производства; общее мнение таково, что менеджеры скорее «забросают проблему технологиями», чем займутся осторожным и тщательным анализом собственного производственного процесса, чтобы определить, можно ли и как именно использовать технологию для получения преимущества перед конкурентами.

Другая проблема управления производством - трудность точного измерения производительности. Например, сложно измерить производительность труда «белых воротничков» (т.е. служащих), в особенности если работа предполагает умственные или творческие усилия. Сходным образом, неоднородность труда в сфере обслуживания может исказить измерения производительности. Предположим, например, что в ресторане работают 4 официантки, которые обслужили 80 мест в среду и 90 мест в четверг в течение одного и того же 2-часового интервала. Казалось бы, что в четверг официантки работали с большей производительностью; но возможно, что более низкая производительность их труда в среду вызвана тем фактом, что в ресторан пришло меньше людей. Или же рассмотрите случай с двумя врачами в травматологическом пункте: у одного было 6 пациентов с незначительными травмами, а другой потратил столько же времени на одного - с серьезной травмой. Утверждение, что у первого из этих двух врачей производительность выше, абсолютно не соответствует действительности.

Качественные различия также могут исказить измерения производительности. Такое может случиться, когда сравнения сделаны через какой-то промежуток времени, - например, сравнение показателей производительности предприятия в 90-х и в 60-х гг. Трудно не согласиться, что качество теперь гораздо выше, чем раньше, но очень нелегко включить качество в показатели производительности.

В целом, показатели производительности должны рассматриваться с учетом смежных факторов и с учетом определенного искажения в цифрах. Следовательно, лучше всего считать производительность скорее приблизительным индикатором, чем точным показателем.

Факторы, влияющие на производительность

На производительность влияют очень многие факторы. Среди них - методы работы, вложения в производство, качество, технологии и управление.

Рассмотрим пример студента, который планирует напечатать объемную курсовую работу. Студент умеет печатать на среднем уровне и может справиться приблизительно с 3 страницами за час. Как он может увеличить свою производительность (т.е. напечатать большее количество страниц за час)?Первый путь - пройти краткий курс в колледже по улучшению навыков печатания (метод работы). Другой путь - заменить пишущую машинку на более дорогой компьютер с пакетом текстовых программ (капитал),чтобы увеличить скорость за счет автоматической проверки и исправления ошибок (качество). Можно еще дополнительно повысить производительность через улучшенную организацию труда и подготовку к процессу печатания (управление). Стимул получения хорошей оценки за курсовую работу и гордость за выполнение хорошей работы также очень важен. Вообще, все эти факторы -- потенциальные источники повышения производительности нетолько при печатании, но любого вида работы. Задача менеджера - убедиться в том, что все эти возможности учтены и используются в полной мере.

Широко распространено совершенно неверное представление о том, что рабочие- основной определяющий фактор производительности. Согласно этой теории, путь к повышению производительности труда - заставить персонал работать интенсивнее. Однако известно, что в прошлом многие достижения в сфере производительности были результатом усовершенствования технологии. Всем знакомые примеры:

Покраска роликом Механические газонокосилки Электрические пишущие машинки

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [ 15 ] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]