Цели изучения
Завершив изучение этой главы, вы должны уметь:
1. Дать определение термину «производительность» и объяснить, почему он так важен для предприятия и для экономики страны в целом.
2. Назвать некоторые причины низкой производительности и пути ее повышения.
3. Назвать и кратко описать основные пути конкуренции предприятий.
4. Назвать 5 причин низкой конкурентоспособности некоторых американских компаний.
5. Дать определение термину «стратегия» и объяснить, почему производственная стратегия важна для конкурентоспособности.
6. Сравнить понятия «стратегия» и «тактика».
7. Сравнить организационную стратегию и производственную стратегию и объяснить, почему важно связывать эти понятия.
8. Описать и привести примеры стратегии, основанной на факторе времени.
Содержание главы
Введение
Производительность
Факторы, влияюшие на производительность
Повышение производительности Конкурентоспособность Стратегия
Задачи
Стратегия и тактика Производственная стратегия Определение стратегии Новые стратегии
Стратегии, основанные на факторе времени
Скудное производство Заключение Ключевые термины Решение задач
Вопросы для обсуждения и повторения
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ и ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ
Упражнения по написанию служебных записок Задачи
Избранная библиография
М атериал для чтения: Завод Whirlpool повышает производительность - и зарплату Примеры из практики:
Американская трагедия: как погибла хорошая компания
Приготовление домашнего печенья
Еще раз о Хейзел Приложение; Принятие решений
В этой главе обсуждаются производительность, конкурентоспособность и стратегия: три отдельные, но взаимосвязанные темы, жизненно важные для организации бизнеса и производства. Производительность определяет, насколько эффективно организация использует свои ресурсы; конкурентоспособность показывает, насколько эффективно данное предприятие действует на рынке по сравнению с другими предприятиями, предлагающими сходную продукцию или услуги; производственная стратегия - это форма, в которую облекаются планы, определяющие направление, которое предприятие выбрало для достижения своих целей.
Резкое падение роста производительности в конце 80-х годов и успех иностранных компаний на американском рынке - все это заставило многие компании США не только переосмыслить свои стратегические планы, но и сделать особый акцент на производственную стратегию.
Введение
Из этой главы вы узнаете, что такое производительность, почему она так важна, и некоторые способы ее улучшить. Вы узнаете о различных формах конкуренции компаний, а также почему некоторые фирмы не способны к конкуренции. Вы узнаете как эффективная стратегия может привести к появлению производительного, конкурентоспособного предприятия. Отдельно рассматриваются стратегия, основанная на факторе времени, и бедное производство, которые описаны в конце главы.
П роизвод ител ьн ость
,-;:.i-.,<.i£ssx--s!..«ifxi,f. Одна из основных обязанностей производственного
t Производительность - I; руководителя - достижение производительного ис-\ ToZosfHf7eZcZ:o6::- I пользования ресурсов предприятия. Для описания ? но выражается отношением И этого используется термин «производительность». i выхода продукции к затратам Р Производительность есть индекс, который измеряет на производство. выход продукции (товаров и услуг) относительно вло-
„„..г жсний (трудэ, матсриалов, энергии и других ресурсов)
в производство. Обычно производительность выражается как отношение выхода продукции к затратам на ее производство:
„ Выпуск о.п
Производительность = --
Затраты
Норма производительности может быть вычислена для отдельного производственного процесса, производственного отдела, всего предприятия и даже для целой страны.
Расчет производительности может базироваться на одном виде затрат (неполная производительность), на нескольких видах затрат (мультифакторная производительность), или на общей величине затрат на производство (общая производительность). В таблице 2-1 дано несколько примеров расчетов производительности. Выбор способа расчета производительности зависит в основном от цели такого расчета. Если цель -
Часто наибольший интерес для руководства представляет измерение неполной производительности. В таблице 2-2 приведено несколько примеров таких вычислений.
Таблица 2-2. Примеры расчетов неполной производительности
Производительность труда
Количество единиц готовой продукции на человеко-час
Количество единиц готовой продукции в смену
Добавочная стоимость на человеко-час
Готовая продукция в долларах на человеко-час Производительность машин и оборудования
Количество единиц готовой продукции на машино-час
Готовая продукция в долларах на машино-час Производительность капитала
Количество единиц готовой продукции на доллар вложений
Готовая продукция в долларах на доллар вложений Производительность энергии
Количество единиц готовой продукции на киловатт-час Готовая продукция в долларах на киловатт-час
Единицы выхода продукции для расчета производительности зависят от вида произведенной работы.
Вот некоторые примеры производительности труда:
Количество ярдов покрытия
-----"г-Количество ярдов покрытия в 1 час
Время работы (час)
Число убранных офисов ,
-i---= Число офисов, убранных за 1 смену
Число смен -v J f 1
Заготовлено футов досок „
----= Заготовленное количество за 1 неделю
Число недель
Подобные примеры можно привести для производительности оборудования (т.е. количество единиц продукции, произведенных машиной за один час работы).
ПРИМЕР 1
Определите производительность для следующих случаев:
а. 4 рабочих положили 720 квадратных ярдов напольного покрытия за 8 часов.
б. Машина произвела 68 штук продукции за два часа.
Решенке:
Площадь напольного покрытия а. Производительность = количество часов работь. =
Проследить повышение производительности труда, тогда, естественно, единицей измерения затрат станут затраты труда.
Таблица 2-1. Примеры различных типов расчета производительности
Неполная произ- Выпуск продукции Выпуск продукции Выпуск продукции Выпуск продукции
водительность труд машины и оборудование капитал энергия
Мультифакгорная Выпуск продукции Выпуск продукции
ность Р" * Машины и оборудование Труд + Капитал + Энергия
Общая производи- Произведенные товары или услуги
тельность Все вложения, использованные для их производства