назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [ 126 ] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]


126

Таблица 8-1. Факторы, влияющие на выбор места для размещения предприятия

Уровень

Фактор

Общие соображения

Регион

Городское сообщество

Местность

Расположение поставщиков или источников сырья Расположение рынков

Труд

Общая система

Социальная сфера Отношение к компании Налоги

Экологические нормы Коммунальные системы Поддержка развития

Земля

Транспорт Экология / право

Близость расположения, способ и цена транспортировки, количество сырья в наличии Близость расположения, издержки обращения, целевые рынки, правила/ограничения торговли Наличие трудовых ресурсов (общих и специализированных), возрастные рамки рабочей силы, отношение к работе, производительность, уровень заработной платы, нормы компенсаций по безработице, профсоюзы

Школы, церкви, магазины,уровень жилья, транспорт, развлечения Медицина, полиция, пожарная служба За / против

Государственные/местные, прямые/косвенные

Государственные/местные

Цена и доступность в наличии

Выпуск акций, налоговые льготы, ссуды под

льготные проценты и др.

Цена, необходимый уровень развития,характеристики почвы и дренирования, площади под расширение, парковка

Тип (подъездные дороги, железнодорожные ветки, воздушные перевозки) Зональные ограничения

Стратегии размещения системы предприятий

Когда у компании есть несколько предприятий, она может организовать производство несколькими путями. Первый - определить каждому заводу свою линию товаров. Второй - определить каждому заводу свою зону на рынке. И третий - определить каждому заводу свою часть производственного процесса. Каждая стратегия имеет свой комплекс расходов и особенностей управления, а также свои конкурентные преимущества.

Стратегия «завод - изделие». Особенность стратегии: каждое изделие целиком производится на отдельных заводах и каждый завод обычно обеспечивает весь внутренний рынок. Это принципиально децентрализованный подход, когда за каждым заводом закреплен узкий набор требований, который влечет за собой специализацию труда, материалов и оборудования. Часто специализация дает возможность экономить на масштабе производства и характеризуется, по сравнению с предприятиями широкого профиля, более низкими эксплуатационными расходами. При этом заводы должны быть рассредоточены достаточно далеко друг от друга или сгруппированы в относительной близости друг к другу.

Стратегия «завод-зона рынка». Особенность стратегии: заводы спроектированы для обслуживания специфического географического сегмента рынка (например. Западного побережья. Северо-востока). Отдельный завод производит большую часть (если не всю полностью) продукции компании и снабжает ограниченную географическую область. Хотя эксплуатационные расходы в этом случае выше, чем на заводах с выборочным производством, здесь возможна значительная экономия на транспортных расходах. Такая организация производства особенно хороша, когда расходы на транспортировку высоки из-за объема или веса изделий, или других факторов. Кроме того, дополнительным преимуществом является здесь быстрота доставки и возможность быстро отвечать на потребности местного рынка. Этот подход требует централизованной координации решений по строительству новых или закрытию старых за-



?re»mik>ww«ra,v«-w?s5j логий увеличивает способность производственных

компаний собирать, передавать и распределять информацию, которая связывает закупки, маркетинг и сбыт - с проектированием, техническими службами и производством. Это уменьшит необходимость в размещении этих сфер организации в непосредственной близости, таким образом позволяя осуществлять стратегию размещения средств производства близко к главным рынкам.

водов, расширению или сокращению объема производства на уже действующих предприятиях в соответствии с изменением местных условий рынка.

Стратегия «завод - процесс». Особенность стратегии: различные заводы концентрируются на различных аспектах процесса производства. Автомобилестроители часто используют этот подход, когда различные заводы производят двигатели, трансмиссии, кузова, радиаторы. Этот подход оптимален в случае изделий, которые имеют многочисленные компоненты; раздельное производство компонентов производит меньше путаницы, чем в том случае, когда производственный процесс полностью проходит на одном предприятии.

Когда организация использует данную стратегию, то координация производства по всей системе становится для нее главной проблемой и требует, для достижения эффективности производства, высоко информированной, централизованной администрации. Ключевое преимущество такой организации производства - высокая специализация предприятий и сравнительно небольшие объемы производства.

Тенденции размещения производства и возможные будущие стратегии

Последние тенденции в размещении производства, и в особенности промышленного производства, содержат комбинацию конкурентных и технологических факторов. Одна из тенденций - размещение в Соединенных Штатах предприятий иностранных производителей, особенно автомобильных компаний. США представляют собой огромный рынок сбыта легковых автомобилей, грузовиков и автофургонов. Размещая производство в Соединенных Штатах, эти фирмы сокращают расходы и сроки поставок. Кроме того, они избегают таким образом любых будущих налогов или квот относительно импорта.

Большое влияние на вопросы размещения производства оказало подписание в 1994 году соглашения GATT (Общее соглашение о торговле и тарифах, описанное в главе 1). Одним из его положений было сокращенней отмена различных тарифов. Следовательно, размещение производства строго в пределах собственной страны, чтобы избежать тарифов - теперь намного менее актуально.

Другая тенденция - это такой производственный подход (см. главу 14), который поощряет поставщиков и производителей располагаться близко друг от друга, чтобы максимально сократить сроки производства и поставки. Именно по этой причине некоторые американские фирмы пересматривают свои решения размещать производство за пределами страны. Более того, в легкой промышленности (например, в электронике), дешевая рабочая сила становится менее важным фактором, чем близость к рынкам сбыта; потребителям компонентов электроники нужны поставщики, которые расположены как можно ближе к их производственным мощностям. Как следствие этого, в будущем может проявиться тенденция к созданию небольших предприятий, размещенных близко к рынкам сбыта. В некоторых отраслях промышленности небольшие, автоматизированные микропредприятия с

si,/.-;iv;-a..-»is4ir«w.»ea5;.;:;ti« уЗКОСПеЦИаЛИЗИрОВаННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ будуТ раЗ-

I Микропредприятие - ма- мещены близко к основным рынкам сбыта, для «бы-

I ленькое предприятие с узко- -™оро реагирования» на потребительский спрос.

;( специализированным про- lr. К. ,

Г: изводством. расположенное Вероятно, что скоростной поток обмена информа-

I близко к основным рынкам цией окажет большое влияние на размещение произ-

сбыта. I водства. Совершенствование информационных техно-



По материалам печати: f

Производство японских автомобилей в США растет: впервые оно превысило импорт

Ассошиэйтед Пресс %

ВАШИНГТОН - Впервые, - заявила Японская Автомобильная ассоциация, - япон- ские автомобильные компании произвели в прошлом году в Соединенных Штатах • I больше машин, чем экспортировали в эту страну.

Более чем 1,8 миллионов автомобилей было произведено в Соединенных Штатах i в течение бюджетного года, закончившегося в январе 1994 г., в то время как Япония i экспортировала в Соединенные Штаты 1,5 миллиона автомобилей, согласно утверж- j дению Японской Ассоциации автопроизводителей. !

«Японские автомобильные компании вложили более $11 миллиардов в США, со- 1 здав в Америке более 300000 рабочих мест и став важной положительной экономической силой в городских общинах по всей стране», - сказап генеральный директор ассоциации, Уильям С.Дункан.

США оказывали давление на Японию с тем, чтобы большее количество автомо-билей производилось в Соединенных Штатах, создавая больше американских рабо- i чих мест и используя комплектующие части американского производства, - потому I что японский экспорт составляет $60 миллиардов (более 40%) торгового дефицита США. Более половины этого экспорта составляют продажи японских автомобилей и автомобильных частей. ;

Эта тенденция должна была привести к производству большего числа японских s автомобилей в Соединенных Штатах, используя американскую рабочую силу. Число американцев, работающих на японских автомобильных заводах в США, возросло почти в три раза - с 11236 в 1987 году до 37435 в 1993 году, согласно утверждению i Ассоциации. j

Однако Стив Бекман, экономист-международник из Объединения Работников автомобильной промышленности США, заявил что цифры, приведенные японской ас- : социацией относительно количества американских комплектующих к японским авто- i мобилям, не соответствует действительности. s

Только 50% деталей в японских автомобилях, произведенных в Соединенных i Штатах, являются американскими. А их количество в автомобилях, импортируемых из Японии, как сказал Бекман, практически равно нулю. «Мы хотели бы видеть 70% аме- ! риканских деталей на японских автомобилях, сделанных в США», - говорит он.

Бекман предсказал, что американский торговый дисбаланс с Японией, и особен- но в автомобильной промышленности, в этом году будет, вероятно, больше, чем >, когда-либо. Он сказап, что американский торговый дефицит с Японией в области [

Два других фактора заставляют компании размещать производство в тех странах, которые содержат их рынки сбыта (например, размещение японских автомобильных заводов в Соединенных Штатах). Один из этих факторов - отрицательные чувства потребителя типа «это не наш товар, сделан не в нашей стране». Таким образом, японские заводы в Америке производят автомобили, сделанные американскими рабочими. Второй фактор касается колебаний валюты и девальваций. Эти изменения могут иметь значительное влияние на спрос и, следовательно, на прибыли. Изменения в стоимости валюты изменяют цену иностранных товаров - но не цену товаров, произведенных внутри страны. Например, если курс валюты страны падает относительно валюты других стран, то цены внутри страны не меняются, но иностранные товары станут более дорогими. Если спрос эластичен, то спрос на эти иностранные товары будет падать. Крометого, колебания курса валюты могут привести к увеличению стоимости комплектующих частей, поставляемых иностранными производителями. Размещая производство и сбыт внутри страны и покупая у поставщиков в той же стране, изготовители смогут избежать воздействия колебаний курса валюты.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [ 126 ] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]